Китайский Бестиарий

Все мы знаем таких китайских, мифичесских, животных как Дракон и Феникс!!!
Но, такие же животные есть и в мифах других стран, в частности западных.
А есть ли китайские мифичесские существа, которых, нет больше нигде🙄

Написать комментарий...
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

вот например китайский дракон и китайский фениксы:

Ответить
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

вот еще существо которое встречается в китайской мифологии - Цилинь

Впервые упоминание о нем в Китае мы находим у Концуция (551–479 гг. до н.э.), а его каменные "портреты" появляются в эпоху династии Поздняя Хань (25–220 гг. н.э.). В источниках тех времен цилинь описывается как животное, напоминающее оленя (вола) с одним рогом, с коровьим хвостом и лошадиными копытами, выше трех метров ростом. Передвигаясь, оно не причиняло вреда даже букашке. Более того, ступая по траве, цилинь не приминал ее. Продолжительность жизни животного исчислялась, по преданию, тремя тысячами лет. Высеченный на каменных надгробиях, цилинь должен был отгонять от них злых духов и провожать души умерших на небеса.

Однако с течением времени цилинь меняет постепенно и свое обличье, и функции. Так, склеп императора Вэнь-ди эпохи Наньчао (430–589 гг. н.э.) охраняют два каменных цилиня уже в виде единорогов с сильным телом льва и четко очерченными крыльями. Символизировавший некогда мир и спокойствие, цилинь приобрел черты носителя власти и силы, вероятно, вследствие ближневосточного влияния. В таком случае два крайних звена цепочки "Китай — Ближний Восток", видимо, в течение долгого времени были соединены между собой большим количеством культурных контактов.

Как известно, в Китае львы не водятся. Упоминания о настоящем льве, так же, как и торговля по Великому Шелковому пути, относятся к периоду ханьского императора У-ди (141–81 гг. до н.э.), а образ льва с крыльями, запечатленный в интерьерах и рисунках, уже существовал задолго до этого. На кого же был похож крылатый лев? Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся из Китая на Ближний Восток.

Цивилизация Месопотамии зародилась около 5,5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигр и Евфрат. В ее развитие внесли свой вклад шумеры (происхождение которых неизвестно), семиты — аккадцы, амореи, ассирийцы, а также касситы — народ загадочного (по одной из теорий — индоевропейского) происхождения. На копии межевого камня из позднекасситской Вавилонии (XII век до н.э.) хорошо видны лежащие крылатые львы.

Государством, впервые в истории объединившим значительную часть Ближнего Востока, была Ассирия. Около 700 года до н.э. завершилось строительство крепостных стен в Ниневии — одном из ассирийских городов. На воротах этих стен были установлены статуи львов с человеческим лицом и крыльями: Крылатый лев (плакетка из слоновой кости), Крылатый лев (придверное изваяние; см. также статью Ламассу), Ассирийский сфинкс (рисунок статуи, утонувшей в р.Тигр при перевозке экспедицией Г.Лэйярда; см. также статью Сфинкс). Как предполагалось, они защищали Ниневию от врагов и злых духов.

Дальнейшая судьба крылатого льва ведет нас к руинам Вавилона. На воротах Иштар в Вавилоне есть скульптуры фантастического животного, напоминающего цилиня. C 605 г. до н.э. здесь процветала Ново-Вавилонская династия, и Навуходоносор II воздвиг в столице свой дворец. Царем было начертано: "По обе стороны врат Вавилонских я водрузил могущественного быка и устрашающего мушхушшу".

"Мушу" у вавилонян — змея. "Мушхушшу" — единорог с головой змеи и туловищем копытного млекопитающего, покрытым чешуей. Две передние лапы мушхушшу — явно львиные, а две задние — как у орла. Образ довершает длинный чешуйчатый хвост с жалом скорпиона. Своим назначением — отпугивать демонов и злых духов — и обликом мушхушшу очень напоминает китайского цилиня. Другими словами, мушхушшу являет собой комбинацию трех существ: змеи, олицетворяющей в вавилонской мифологии вечность, изобилие и перевоплощение, льва — царя зверей и орла — царя птиц. А не мог ли мушхушшу быть прообразом цилиня? Вероятно, претерпев трансформацию, он стал основной облика мифического китайского грифона.

Если каким-либо элементам вавилонской цивилизации и суждено было возродиться вдали от Двуречья спустя годы, то это могло произойти только благодаря контактам мужду различными народами, усилившимся при низвергнувшей ново-вавилонских царей персидской династии Ахеменидов.

В 525 г. до н.э. Ахемениды объединили под своей властью весь Ближний Восток от Нила на западе до Инда на востоке. В столице персидского государства — Персеполе (Персеполисе) — сохранился дворец, построенный на рубеже VI и V веков до н.э. Дарием I (521-486 гг. до н.э.) и Ксерксом (486-465 гг. до н.э.). Не будет преувеличением сказать, что в Персеполе сплелись черты всех культур Ближнего Востока, имевших многовековую историю. Среди изображений фантастических животных, украшающих стены и колонны Персеполя, есть и образ, напоминающий мушхушшу.

Вот персидский царь борется с двумя грифонами. Если внимательнее приглядеться к этим двум существам, одно из которых больше похоже на льва, а второе — на орла, можно заметить, что их лапы и хвосты точь-в-точь такие же, как и у мушхушшу, и туловище, как и у него, покрыто чешуей или перьями. На голове проглядывает что-то вроде рога. Не были ли эти образы органическим продолжением мушхушшу? Если да, то кто же все-таки принес в Китай облик грифона, развившийся из слияния льва и мушхушшу? Возможно, бесчисленные орды верховых кочевников, свободно пересекавших вдоль и поперек евразийские степи. Речь идет о номадах железного века — скифах и саках.

Грифоны, действительно, имеются на золотых украшениях и знаменитых орнаментах звериного стиля, характерного для культуры скифов. Скифы, не строившие городов и постоянно находившиеся в движении вместе со всем своим скарбом и скотом, возводили захоронения-курганы. В них и были найдены изображения грифонов — мифических существ, вероятно, заимствованных скифами у ближневосточных соседей.

Во время археологических раскопок на территории города Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) обнаружены орнаменты на золотой фольге и золотые пояса со скифскими львами. Таким образом, получается, что грифоны, трансформировавшиеся из священных животных Ближнего Востока и напоминающие вавилонского мушхушшу и персидского льва, были привнесены в Китай уже в виде золотых узоров кочевников. Это произошло между V и III вв. до н.э. до ханьского императора Шелкового пути в I в. до н.э.

Путешествуя по Евразии, изображения цилиня, в свою очередь, распространились во многих странах, через которые проходил Великий Шелковый путь. Над нитью Великого Шелкового пути пролетали века, изменяя облик стран и народов, меняя символы и узоры. К минской эпохе (1368-1644 гг) в Китае цилинь стал уже таким, каким его можно видеть сегодня. Как деталь орнамента цилинь использовался в рисунках, тканях, посуде и архитектуре, символизируя дух добра и счастья.

Около 1200 лет тому назад цилинь "прописался" и в Японии под именем "кирин" как мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Китае и Японии цилинь-кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности...

Синтетический характер облика цилиня дает основания предполагать, что миф о нем стал плодом взаимодействия нескольких цивилизаций, последовательно перенимавших друг у друга определенные элементы материальной и духовной культуры."

Ответить
China Red Devil
14 years ago
А есть ли китайские мифичесские существа, которых, нет больше нигде🙄

Их очень много.
Почитайте Шань Хай цзин или Записки о поисках духов.
Там они все описаны.

Ответить
Xim
14 years ago

Целая книжка даже выпущена, по-моему, так и называется - "существа китайского бестиария". Или что-то в этом роде. Не далее, чем пару дней назад видел в магазине. С картинками. На русском. Очень противные твари там присутствуют. Много их.Без перечисленных выше цилиней тоже не обошлось. Покупать не стал.

Ответить
China Red Devil
14 years ago
Целая книжка даже выпущена, по-моему, так и называется - "существа китайского бестиария". Или что-то в этом роде. Не далее, чем пару дней назад видел в магазине. С картинками. На русском. Очень противные твари там присутствуют. Много их.Без перечисленных выше цилиней тоже не обошлось. Покупать не стал.

http://www.bookland.ru/book2187243.htm
Иллюстрации к китайскому бестиарию
Автор: А. П. Терентьев-Катанский

Ответить
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

други, где же нам ее в китае взять?
давайте уж здесь будем писать о тех или иных тварях.

Ответить
Xim
14 years ago
Иллюстрации к китайскому бестиарию
Автор: А. П. Терентьев-Катанский

Угу. Она самая.

Ответить
Xim
14 years ago
други, где же нам ее в китае взять?
давайте уж здесь будем писать о тех или иных тварях.

А на что Вам она - книжка-то? Вы же в Китае: как встретите реального Цилиня или Лису или, незнаю, кого там - блелия, - сразу спрашивайте у местных. И сфотографировать не забудьте.

Ответить
apei
14 years ago
други, где же нам ее в китае взять?
давайте уж здесь будем писать о тех или иных тварях.

перепишем все книги по-новой? 😆

Ответить
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

мне интересно,кому нет или уже все знает,можно только позавидовать.
вас не интересует так зачем же здесь писать?

Ответить
Xim
14 years ago

Ну, не серчайте. Я написал только потому, что накануне книжку на эту тему видел в магазине. И пытался ее назвать. Спасибо ЧРД. А так - тема совершенно неразработанная.

Ответить
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

как раз в этом то и дело,вот и я о том же,нас по китаю много живет,если кто, где, что услышал выложит, то может получиться очень интересная и полезная тема,фольклеров то в китае много и у каждого свои чудовища

Ответить
Xim
14 years ago

А я вот думаю, а такие понятия как "бумажный тигр империализма" или "хунхузы" можно уже относить к мифологическим существам? Или первое - всего лишь оборот речи (метафора), а второе - недостаточно мифологизированы?

Ответить
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

это тоже конечно интересно,но думаю что здесь все же именно мифологические чудовища,сказочные персонажи подойдут

Ответить
Xim
14 years ago

К сожалению, "страшно далеки они от народа". В смысле, влияние мифологических животных на повседневную жизнь и/или хозяйственную деятельность современных китайцев и иже с ними стремится к нулю.

Ответить
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

Синсин

По китайским поверьям "в окрестностях страны Сяоян водились замечательные животные синсин с песьим туловищем и человечьим лицом." По другому варианту "это звери, напоминающие свиней, но с человеческими лицами. Они обитают к западу от гробницы Шунь." В то же время Гуо Пу указывает, что их можно встретить в провинциях Fengxi (Фенг-Цзи?) и Jiaozhi (современный Вьетнам).

"Глаза у них были очень строгие. Эти звери... были чрезвычайно умны, могли разговаривать по-человечески и даже окликать проходивших мимо людей по именам и фамилиям, хотя обычно при виде людей они скрывались. Но даже такое умное и пугливое существо можно было обмануть и изловить. Чтобы поймать синсин, люди в глухих горах ставили несколько кувшинов с вином, возле них оставляли несколько чашек, черпаков и деревянные сандалии, а сами прятались и следили за тем, что произойдёт дальше. Синсин, увидев расставленные вещи, догадывались, что люди поставили какие-то ловушки, и начинали всячески бранить людей, перебирая всех их родственников до восьмого колена. Они ругались так долго, что у них пересыхало горло. Синсин боялись попасть в ловушку, но жажда оказывалась сильнее страха. Животные решались чуть-чуть попробовать напиток, чтобы убедиться, не таится ли в вине что-нибудь опасное. Самые смелые из них подходили поближе к кувшинам, пытаясь попробовать вино. Потом в ход шли черпаки, а затем и чашки. Синсин постепенно теряли осторожность, поднимали шум и крик, пили вина столько, сколько могли. Опустошив до дна все кувшины, они обнаруживали на земле деревянные сандалии. Все наперебой кидались надевать их, разыгрывая из себя людей. Не пройдя и нескольких шагов, опьяневшие синсин спотыкались и падали на землю. Спрятавшиеся вблизи люди выбегали и крепко связывали их верёвками."
"Сборник господина Лю (Lü) рассматривает губы синсина в качестве лакомства. Остальные ранние упоминания, в то же время, дают различные описания, так, сохранившиеся документы династии Чжоу, говорят, что он напоминает жёлтого пса с головой петуха и что отведав мясо синсин можно избавиться от ночных кошмаров. "Книга Ци Хуаняна" (буддийский китайский трактат II в. до н.э. — прим.пер.) упоминает, что он понимает прошлое, но не будущее. Гао Ю добавляет ко всему, что это северный зверь, с человеческим лицом и телом животного, имеющего жёлтый окрас."

Ответить
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

Тао-Тие

"Поэты и мифоведы не знают о нем, но многие из нас хотя бы иногда видели это существо в углу капители или фриза и сразу же ощущали к нему какую-то едва заметную неприязнь. Тао-Тие — полная противоположность Собаки, сторожившей стада Гериона и имевшей одно туловище и две головы; Тао-Тие — существо еще более ужасное: имеет одну злобную голову, от которой отходят два туловища; одно — налево, второе — направо. Из шести его лап две передние служат одновременно двум его телам. Обликом Тао-Тие может быть похож на тигра, дракона и человека — "маски великана-людоеда", как выражаются историки искусства. Это неподвижное чудовище скульпторам, керамистам и гончарам представляется одухотворенным демоном симметрии. Во времена правления династии Чанг за тысячу четыреста лет до христианской эры Тао-Тие уже "участвовал" в бронзовых ригуальных сосудах. С китайского "тао-тие" переводится как "пожиратель". Изображение этого существа на сосуде символизирровало "умеренность"."

Изображение тао-тие чаще всего встречается на ритуальных сосудах. Если брать ритуальные сосуды династии Shang, то изображение тао-тие можно найти практически на любом из них. Тем не менее, значение этого символа до сих пор остается неясным. В более поздних источниках тао-тие описывается как чудовище, пожирающее людей. Поскольку изображение тао-тие почти всегда появляется на ритуальных сосудах, использовавшихся для жертвоприношений (зачастую человеческих), предполагают, что существует некоторая связь между тао-тие и смертью или же загробной жизнью. Были выдвинуты предположения, согласно которым тао-тие сторожит вход в царство мертвых или же сопровождает души умерших.

С другой стороны, учитывая, что для человеческих жертвоприношений чаще использовались пленники, тао-тие можно рассматривать, как специфического хранителя племени или народа, пожирающего исключительно врагов.

По другой существующей гипотезе предназначение тао-тие состоит в установлении связи между людьми и небесами, а не в пожирании людей.

Ответить
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

Тхеуранг

"В тибетской мифологии божества в облике одноруких, одноногих, одноглазых существ: по преданию, родились из жира космической черепахи, олицетворяют различные атмосферные явления; обитают в нижних слоях неба. Владыка тхеурангов — Пехар. Группа из 9 братьев-тхеуранг насылает снежные бури, штормы, град, вызывает ссоры."
"В древнетибетских мифах и преданиях существа космического происхождения, обитающие в нижних слоях неба и насылающие на Землю град, бури, штормы и провоцирующие споры и ссоры среди нижеживущих людей. Внешний вид 9-ти братьев Тхеурангов под предводительством Пехара весьма отличен от человеческого: они одноглазы, одноноги, одноруки. По преданию, они родились из жира большой космической черепахи.
"В древней традиции бонпо часто упоминается о существах теуранг. Теуранги похожи на людей, но это не люди. Они принадлежит к классу ньен. К этому классу принадлежит большинство местных охранителей, в том числе существа, которых называют масанг и теуранг. Считается, что эти существа сродни людям. Между людьми и теурангами бывали сексуальные контакты, от которых пошло потомство. Есть одна книга — жизнеописание первого тибетского царя. Он был выходцем из области Восточного Тибета, называемой Пуво. В этой истории, записанной в XI столетии одним из учителей Дзогчена, говорится о женщине, которая общалась с теурангом и родила от него детей. Одного из них звали Убера. Когда он стал подрастать, бонские жрецы прибегли к гаданиям и астрологическим расчетам, чтобы выяснить, что это за ребенок, поскольку он обладал чудесными силами. Эти силы внушали им страх. Поэтому они сказали, что это, скорее всего, сын теуранга и нужно от него избавиться, чтобы он не причинил им вреда. После этого они провели ритуалы изгнания теуранга и выслали его из Пуво. После долгих странствий он попал в Центральный Тибет. В то время в Центральном Тибете не было царя. Когда люди узнали, что мальчик обладает чудесными силами, они сразу сделали его царем Тибета. Его назвали Пугьял. Гьял означает "царь", а Пу — местность, откуда он прибыл. Его имя широко известно как имя первого тибетского царя, но большинство людей не знает происхождения этого имени. Ньены - класс защитников Дхармы, часто связанный с особым местом, например с горой или озером

Ответить
China Red Devil
14 years ago

Чоу
Имеет вид большого черного зайца с человеческим лицом. Умеет говорить и обманывает тех, кто ему поверит.

Ответить
ПРЕСТОЛ ВЛАСТИ
14 years ago

Тяньгоу 天狗

В древнекитайской мифологии существо, похожее на лисицу, но с белой головой, способное отвращать всякие беды, напасти, отпугивать своим лаем разбойников. Появление Тяньгоу знаменует мир и спокойствие. В китайской астрологии Тяньгоу также одно из созвездий из семи звёзд (созвездие Пёс в созвездии Корабль), будто бы охраняющее богатство. Тяньгоу также злое божество, живущее на Луне. Тяньгоу означает ещё и особый тип звёзд, падающих с блеском и треском, которые на земле видом своим напоминают собаку. Появление такой падающей звезды будто бы предвещает войну.

"В древнекитайских мифах злое существо, живущее на Луне и похожее на лисицу с белой головой. Согласно другим преданиям, Тяньгоу — олицетворение созвездия Пса (созвездие Корабль), доброе божество, способное лаем отпугивать от людей разбойников. При описании Тяньгоу просматриваются четкие аналогии с существующими описаниями современных пришельцев с непонятными для случайного наблюдателя шлемами, живущими "на Луне" или дальше и прилетающими как и Тяньгоу конечно же "на кораблях".

Ответить
Неунывающий
14 years ago

Бисе (辟邪) – фантастический олень, изображение которого служило амулетом и украшением, эпоха Хань. Так сказано в ошанинском словаре. Там же дается пара значений бисе: 1 – устранять зло, искоренять скверну, 2 – злой, скверный, дурной. Странно, два смысла практически противоположны. 🙄

Ответить
Наследник
14 years ago

А кто-нибудь знает что-нибудь о 貔犰 piqiu (на кантонском звучит pixiu)?

Ответить
Неунывающий
14 years ago

貔 - барс (разновидность, по другим толкованиям - белый медведь, белая лисица, тигр, леопард).
貔貅 - барс (разновидность), перен. а) храбрец, герой; б) храброе войско; в) бунчук на военной колеснице со шкурой барса.
貔虎 - дикие звери, храброе войско.
Это из ошанинского словаря. Piqiu тут нет, надо смотреть где-нибудь в 辞源...

Ответить
Наследник
14 years ago

Говорят что эта зверушка помогает бизнесменам, якобы она вырывает прибыль у конкурентов и защищает твой бизнес. Больше всего видел Piqiu на Хайнане, в Пекине не смог найти.

Ответить