Канонерка "Кореец"

ВМЕСТЕ С “ВАРЯГОМ” ПРИНЯЛА НЕРАВНЫЙ БОЙ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА “КОРЕЕЦ”

Бой у Чемульпо 27 января 1904 года стал одной из самых ярких страниц летописи героизма русского флота.

Экипажи крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”, застигнутые в корейском порту многократно превосходящей их по силе японской эскадрой, единодушно отвергли предложение сдаться и вступили в свой последний бой. Весь мир тогда поразила отвага русских моряков.

О героическом крейсере написаны многочисленные статьи и книги, сложены песни, снят кинофильм. Гораздо меньше повезло его товарищу — канонерской лодке “Кореец”, информацию о которой никак не назовешь избыточной. Но не следует забывать: слава “Корейца” неотделима от славы “Варяга”. И сегодня мы попытаемся восполнить существующий пробел, предлагая нашим читателям подробные чертежи знаменитой русской канонерки.

В начале 1904 года обстановка на Желтом море с каждым днем становилась все тревожнее. Ощущение приближавшейся войны уже овладело многими русскими моряками, несшими свою службу в дальневосточных водах. И лишь в далеком Петербурге под шпилем адмиралтейства продолжала витать уверенность, будто Япония не осмелится напасть на великую империю...

5 января 1904 года (все даты — по старому стилю) канонерская лодка “Кореец” прибыла в качестве стационара (то есть для постоянного нахождения) в порт Чемульпо, сменив канонерку “Гиляк” ушедшую в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова. На рейде пришедший корабль встретил крейсер “Варяг”, будущий “товарищ по оружию” старой канонерки.

“Кореец” к тому времени уже считался ветераном Сибирской флотилии. Вскоре после вступления в строй в 1888 году он отправился на Дальний Восток и с тех пор не покидал тихоокеанские воды. В 1900 году канонерка участвовала в военном конфликте с Китаем и отличилась при бомбардировке фортов крепости Таку на реке Байхэ. И к началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром — 46-летним капитаном 2-го ранга Г. П. Беляевым.

24 января японский посланник в Петербурге известил русское правительство о разрыве дипломатических отношений. Об этом в тот же день стало известно командиру “Варяга” В. Ф. Рудневу от командиров иност ранных стационеров. Но посланник Павлов, которому Руднев немедленно передал эту новость, не поверил сведениям, полученным от частных лиц. Он все еще надеялся на спасительные директивы из Порт-Артура. Чтобы попытаться лично убедить Павлова в опасности и бесцельности стоянки русских кораблей в чужом порту при всех признаках надвигающейся войны, В. Ф. Руднев выехал в Сеул. Однако предложение о немедленном уходе обоих кораблей Павлов отклонил, направив в Порт-Артур лишь одного “Корейца”.

“Кореец”, приняв почту с французского, английского и итальянского крейсеров, снялся с якоря 26 января в15 часов 40 минут; но уже через 15 минут с канонерской лодки увидели идущую встречным курсом в двух кильватерных колоннах японскую эскадру контр-адмирала Уриу.

Командир “Корейца” приказал сигналом сообщить на “Варяг” о появлении японских кораблей. Сущность намерений противника не вызывала сомнений — орудия японских крейсеров были расчехлены и направлены на русскую канонерку. Когда “Кореец” поравнялся со вторым в колонне крейсером, шедший третьим броненосный крейсер “Асама” выкатился из строя, преградив русским путь в море. Одновременно японские миноносцы, зайдя с обоих бортов канонерки, атаковали ее торпедами с дистанции 1,5 — 2,0 кабельтовых. На русском корабле пробили боевую тревогу, комендоры взяли под прицел своих орудий японские миноносцы. Умело маневрируя, “Кореец” уклонился от двух торпед; третья затонула, не доходя нескольких метров до борта. Но путь в открытое море был отрезан, а предпринимать ответные действия Г. П. Беляев не считал себя вправе, поэтому он приказал повернуть обратно. Команда “открыть огонь”, отданная после второй японской торпеды, была немедленно отменена, поскольку корабль уже входил на нейтральный рейд Чемульпо. Лишь два случайных выстрела из 37-мм пушки сделали русские моряки, что, однако, не помешало впоследствии японским историкам назвать их первыми выстрелами войны, “скромно” умолчав о выпущенных по “Корейцу” торпедах.

Пройдя под бортом “Варяга”, “Кореец” отдал якорь у него за кормой. Беляев немедленно прибыл на крейсер, где получил от В. Ф. Руднева приказ готовиться к бою.

Написать комментарий...
JJ в Разливе!
15 years ago

А тем временем на рейд уже втягивались японские транспорты с войсками, и под прикрытием крейсеров и миноносцев началась высадка десанта...

Утром 27 января 1904 года прибывшему на английский крейсер “Толбот” В. Ф. Рудневу был вручен переданный через русское консульство ультиматум Уриу — требование покинуть порт Чемульпо до 12.00 27 января, в противном случае русские корабли будут атакованы прямо на рейде. Возвратившись на “Варяг”, В. Ф. Руднев объявил офицерам, что русским кораблям предстоит вступить в бой со всей японской эскадрой, насчитывающей 15 вымпелов. Решение совещания было единодушным — сражаться и не посрамить чести андреевского флага, а в случае утраты боеспособности — взорвать корабли. На “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции — трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты.

Опытный военный моряк, Г. П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра. Поэтому в присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше.

Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры. На “Варяге” к выстроенной на палубе команде обратился В. Ф. Руднев. Сообщив об ультиматуме Уриу, командир далее сказал: “Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови”.

Командиру ответили дружным “ура!”. Похожее происходило и на “Корейце”. Больные матросы из лазаретов добровольно стали в строй; отказались съехать на берег и укрыться в консульстве вольнонаемные члены команд, в том числе кок “Корейца” Антон Криштофенко, воскликнувший: “Умирать, так уж всем вместе!”

В 11.20 под звуки русского гимна “Варяг” и “Кореец” двинулись к выходу с рейда. Команды французского, английского и итальянского стационеров, построенных во фронт, салютовали русским кораблям. На итальянском крейсере играли русский гимн.

Уриу поджидал русские корабли в 10 милях от Чемульпо, видимо, не сомневаясь в сдаче противника, попавшего в совершенно безвыходное положение. Но “Варяг” не ответил на сигнал японцев с предложением сдаться, поднятый на крейсере “Нанива”. На стеньгах и гафелях русских кораблей затрепетали боевые андреевские флаги. В 11.45 с дистанции 40 — 45 кабельтовых прогремели первые залпы с “Асамы”...

Ответить
JJ в Разливе!
15 years ago

Пожалуй, не следует останавливаться на подробностях знаменитого боя — он достаточно хорошо описан в литературе. Заметим лишь, что “Корейцу”, вооруженному устаревшими орудиями, вести сражение было еще труднее, чем слабо защищенному, но современному “Варягу”. Тем большее уважение вызывает героизм экипажа канонерки, в течение часа непрерывно стрелявшего по противнику и в критический момент боя вызывавшего огонь на себя, прикрывая отход израненного крейсера... В 12 часов 45 минут русские корабли вернулись на рейд Чемульпо.

Даже беглый осмотр повреждений, полученных “Варягом” в бою, показал, что боеспособность крейсера фактически утрачена: в исправности осталось только два 152-мм орудия; невосполнимыми (до 45% палубной команды) были людские потери. Военный совет констатировал, что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, а поэтому было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена.

На “Корейце” стали готовиться к взрыву. Специальная группа, состоявшая из мичмана А. М. Бутлерова, старшего механика И. Л. Франка, боцмана Я. Софронова, матросов Ваганова и Емельянова под руководством минного офицера лейтенанта А. И. Левитского решила взрывать лодку с помощью горящего 15 минут фальшфейера, обмотав его промасленной ветошью и обложив картузами с порохом.

Вскоре от бортов русских кораблей стали отваливать шлюпки, перевозя на иностранные корабли раненых, а затем и остальных членов команд. С •Корейца” последним сошел его командир Г. П. Беляев.

Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв — сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей...

На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В. Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов.

... О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием. Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г.”.

Водоизмещение проектное 1300 т, длина наибольшая 66,3 м, ширина 10,7 м, осадка 3,5 м.

Мощность машинной установки 1500 л. с, скорость хода 13 узлов,

Вооружение: два 203-мм, одно 152-мм, четыре 107-мм орудия, шесть 37-мм пушек Гочкиса, 1 один торпедный аппарат.

Экипаж: 12 офицеров, 25 унтер-офицеров и 137 матросов

Ответить
JJ в Разливе!
15 years ago

Фото "Кореица" и чертежи

Ответить
viktor schipper
15 years ago

Спасибо JJ 🙂

Еще с детства интересовался канонеркой Кореец
Это очень символичный бой.

Ответить
absolut
15 years ago

А причем здесь Корея ? Только притом что бой был у возле корейских берегов ..
И все ?

Ответить
gerasim
15 years ago

Да, собствено, русско-японская война и шла за Корею c Маньчжурией.
Выражаясь современным языком, защищали национальные интересы в данном регионе.

Ответить
absolut
15 years ago

Если говорить о русско-японской войне то насколько я знаю она была начата не во имя защиты национальных интересов в данном регионе она была ср-вом по крайней мере должна была стать успокоителем российского общества (маленькая победоносная война на дальнем востоке).. Весьма весьма опосредованное и далекое отношение имеет вышеупомянутая канонерская лодка к разделу этого форума "Корееведение культура,политика,история,общество.. На мой взгляд эта тема была бы уместнее в разделе "Россия политика и история" ..

Ответить
gerasim
15 years ago
Если говорить о русско-японской войне то насколько я знаю она была начата не во имя защиты национальных интересов в данном регионе она была ср-вом по крайней мере должна была стать успокоителем российского общества (маленькая победоносная война на дальнем востоке)..

Забавно: начата была Японией, нужна была Японии больше (Россия уже имела лесные кoнцессии в Маньчжурии, да и ресурсы стран не сопоставимы, КВЖД, опять же за Россией), выиграна была Японией. Moжет это японское общество надо было успокоить?

Ответить
Неунывающий
15 years ago

Корея очень даже причем. Она привлекала алчные взоры японского империализьма и дважды становилась яблоком раздора в споре Японии с соседями-соперниками, сначала в 1894 г. - с Китаем, потом в 1904м - с Россией.

А лодка "Корейцем" была названа потому, что принадлежала к числу кораблей, предназначенных для Сибирской флотилии, т.е. для Дальнего Востока. Ее sister-ship, однотипное судно, назывался, к примеру, "Манджур".

Ответить
absolut
15 years ago

Забавно: начата была Японией, нужна была Японии больше (Россия уже имела лесные кoнцессии в Маньчжурии, да и ресурсы стран не сопоставимы, КВЖД, опять же за Россией), выиграна была Японией. Moжет это японское общество надо было успокоить?

Военные действия несомненно были начаты Японией ...
Незнаю кому нужна была больше...
Я имеюю ввиду субьективную сторону тех решений которые сыграли свою немалую роль в рождении самого военного конфликта и его дальнейшем развитии..

Ответить
artemov
13 years ago

Междупрочим флаг крейсера Варяг находится в инчхонском национальном музее. Правда посмотреть его из за состояния нельзя.

Ответить
JJ в Разливе!
13 years ago

нее... это разве так можно?

Ответить
artemov
13 years ago

Конечно нельзя. Пускай возвращают.

Ответить
artemov
13 years ago

Троекратное ура и не чокаясь за героев битвы при Чемульпо!!!

Ответить
JJ в Разливе!
12 years ago

http://www.vesti.ru/doc.html?id=251642

Сегодня Владивостоке, на Морском кладбище, героям тех сражений по традиции отдадут почести моряки-тихоокеанцы. К памятной дате приурочил выставку "За честь и славу" Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева во Владивостоке, рассказали ИТАР-ТАСС в Росвоенцентре. В экспозиции представлены военные награды, документы, книги, личные вещи участников войны, предметы с крейсера "Изумруд", входившего в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.

Торжественные мероприятия пройдут под Тулой, в селе Савино Заокского района, где в 1913 году был похоронен командир "Варяга" Всеволод Руднев.

В Москве к мемориалу "Примирение народов" будут возложены цветы, траурная церемония в память жертв войны состоится у храма Всех Святых на Соколе.

Ответить
Altaica Militarica
12 years ago

Интересно, что в Бэйянском флоте корабли типа "Корейца" проходили как легкие крейсера (такая же примерно скорость и вооружение).

Ответить
artemov
12 years ago

http://cruiserx.narod.ru/
Много всего по теме

Ответить
Altaica Militarica
12 years ago
http://cruiserx.narod.ru/ Много всего по теме

Обратите внимание - в выдержках из вахтенного журнала "Корейца" приведены названия 2 корейских "крейсеров" - Yangmu & Jang*** (вторая часть слова нечитаема). Что это за корабли? 🙄

Ответить
EugeneK
12 years ago

Вот такое оно было.
Переделанное грузовое судно для перевозки угля. 3436 тонн, длина 103,8 м., ширина 12,3 м. Куплено в 1903 г. по инициативе Кочжона у Торговой компании Мицуи. По причине отсутствия подготовленного экипажа (и офицеров, и матросов 1 и 2-го ранга) стояло не двигаясь в Инчхоне, в русско-японскую войну что-то перевозило, есть мнение, что с японским экипажем, потом сломалось, было отправлено на ремонт "на острова", там и затерялось.

PS. Спущено на воду в 1881 г. на английской верфи. Куплено Мицуи в 1894 г.

Ответить
Altaica Militarica
12 years ago
Вот такое оно было.
Переделанное грузовое судно для перевозки угля. 3436 тонн, длина 103,8 м., ширина 12,3 м. Куплено в 1903 г. по инициативе Кочжона у Торговой компании Мицуи. По причине отсутствия подготовленного экипажа (и офицеров, и матросов 1 и 2-го ранга) стояло не двигаясь в Инчхоне, в русско-японскую войну что-то перевозило, есть мнение, что с японским экипажем, потом сломалось, было отправлено на ремонт "на острова", там и затерялось.

PS. Спущено на воду в 1881 г. на английской верфи. Куплено Мицуи в 1894 г.

Мда! 😲 И наши засчитали это за крейсер? 😆

Если объективным быть - "Кореец" покруче, пожалуй, даже чем "Лайюань" или "Цзиюань" будет 😉 А тут - "така малявка нас кусает"!!! 🙂 Какое вооружение несла? Скорость? Экипаж?

Хотя все это, при отсутствии подготовленных кадров и списочного состава корейских ВС в 20 тысяч человек - вопросы риторические. Но все же любопытно.

А что со вторым "крейсером" - "Чан...хамом"?

Ответить
EugeneK
12 years ago

Еще было вот это. "Кванчже(光濟)". В 1904 г. построили на верфях "Кавасаки" в Кобэ. 1056 тонн, 67 метров в длину. Кажется, три трехдюймовые пушки. Состоял официально во флоте Чосона до 1905 г., до заключения договора Ыльса. Потом стал осуществлять таможенный контроль.

Больше ничего даже издалека похожего на крейсер у корейцев, по-моему, не было.

Ответить
Altaica Militarica
12 years ago

Еще было вот это. "Кванчже(光濟)". В 1904 г. построили на верфях "Кавасаки" в Кобэ. 1056 тонн, 67 метров в длину. Кажется, три трехдюймовые пушки. Состоял официально во флоте Чосона до 1905 г., до заключения договора Ыльса. Потом стал осуществлять таможенный контроль.

Больше ничего даже издалека похожего на крейсер у корейцев, по-моему, не было.

Спасибо, очень забавно и интересно.

Как кажется, после 1871 г. (хотя и тогда уже все было очень плохо) у Кореи вообще армии не стало. А флота - тем более.

Ответить
Неунывающий
12 years ago

Гамильтон Ян. Записная книжка штабного офицера во время русско-японской войны. — М.: Воениздат, 2000. Текст есть на militera.lib.ru

Разговор двух британских военных агентов, прибывших в корейскую гавань Чинанпо, чтобы присоединиться к японской армии в Маньчжурии (как я понял, это севернее Чемульпо, где-то на широте Пхеньяна):
"Отвечая на вопрос, какого он мнения о Корее, [капитан Винцент] легко вышел из затруднения, указав мне на стоявший в гавани транспорт, выкрашенный в белый цвет и вооруженный несколькими старинными пушками. Это судно напоминало ворону, вырядившуюся в павлиньи перья. Он прибавил: «Бедная, старая Корея! До чего дошла она, что это судно, навязанное им японцами, должно составлять весь их военный флот».
Этот наиболее типичный пример доказывает полную беспомощность как ее правительственной деятельности, так и всей нации, начиная от императора и до последнего кули".

Ответить