Как относятся русские и китайцы друг к другу?

И для начала пара статей из сети:

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РУССКИХ И КИТАЙЦЕВ

Сорокин Анатолий Петрович - Председатель Амурского научного центра, член-корреспондент РАН, профессор, Забияко Андрей Павлович - Заведующий кафедрой религиоведения Амурского государственного университета, доктор философских наук, профессор

В мировой практике исторически сложились разные модели межэтнических отношений на общей или сопредельных территориях. В целом эти отношения сводятся к двум базисным типам - "открытой" и "закрытой" модели межэтнических отношений. Какие формы этнического взаимодействия наметились в среде русско-китайских отношений? Какая модель предпочтительнее для русских, с одной стороны, и китайцев - с другой?

Социологические опросы 2000-2003 гг., проводимые в Амурской области, а также совместно с Е.А. Плаксеном (Институт истории ДВО РАН) в Приморье и при поддержке Харбинской Академии общественных наук в провинции Хэйлунцзян открывают важные аспекты отношения русских дальневосточников к Китаю и китайцам, с одной стороны, и отношения китайцев к русским и России - с другой.

Очевидно, что модели этнических отношений во многом определяются на уровне массового сознания теми социально-экономическими оценками, которые отражают одну из важнейших сторон жизни народа - его материальное благосостояние. Волна китайской миграции сопутствовала неоднозначным по своим следствиям российским реформам. Присутствие китайцев стало частью той реальности, в которую входили политические потрясения, развал производства, денежные реформы, приватизация, ваучеры и прочие явления, резко повышавшие градус отрицательных настроений народа. В этническом самосознании опыт встречи с китайцами совместился с опытом социального кризиса. В какой мере население приграничного региона возлагает на китайцев вину за переживаемые трудности?

Вопрос "Многие жители нашего региона испытывают сейчас серьезные материальные затруднения. Повлияло ли присутствие китайцев на ухудшение их положения?" тестировал в нашем исследовании уровень претензий к китайскому присутствию. Ответ "серьезно ухудшило положение" выбрали 7,4 % от общего числа опрошенных. К этой категорично настроенной группе примыкают сторонники более сдержанной позиции, избравшие ответ "частично ухудшило положение" - 26%. В целом доля тех, кто усматривает в китайском факторе причину материальных затруднений жителей региона, составила 33,4 %. Наиболее многочисленную группу образуют те, кто считает, что китайское присутствие "никак не повлияло на ухудшение положения", - 40,2 %. Значительная часть опрошенных - 22,6 % - предпочла ответ "напротив, способствовало улучшению положения". Две последние группы вместе составляют преобладающее большинство - 62,8 %.

В исследовании Е.А. Плаксена уровень претензий к китайцам тестировал вопрос "Как Вы думаете, кто виноват в наших бедах и неурядицах?". На китайцев вину возложило 4 % опрошенных. Для сравнения: в евреях причину бед и неурядиц увидело 5 %, в "приезжих из республик Кавказа" - 11 %, в мафии - 31 %. Большинство респондентов (46 %) на вопрос "кто виноват?" ответило: "Мы сами".

Вопрос "Как повлияло именно на Вашу жизнь то, что открылась граница с Китаем?" конкретизировал в нашем опросе позицию респондентов и переводил ее из сферы общих оценок в плоскость личного опыта. Отвечая на него, лишь 4,8 % (1 чел. из 20) отметили, что их жизнь "изменилась в худшую сторону". Показательно, что 18,8 % полагают, что их жизнь "изменилась в лучшую сторону" (таких - почти в 4 раза больше; это фактически каждый пятый респондент). 43,4 % считают, что она "никак не изменилась", а 30,4 % не смогли четко выразить свое отношение ("не могу ответить определенно"). Т.о., составившая последние две группы подавляющая часть респондентов (73,8 %) очень слабо соотносит минувшие и нынешние реалии своей жизни с открытостью границ и присутствием китайцев, а группа выигравших от приграничных изменений почти в четыре раза превосходит группу проигравших.

В исследовании Е.А. Плаксена на аналогичный вопрос 13 % опрошенных ответили, что жизнь "изменилась в худшую сторону", 24 % респондентов предпочли ответ "жизнь изменилась в лучшую сторону", 36 % избрали ответ "никак", а 24 % затруднились с ответом.

Вопреки тому, что можно было бы ожидать, уровень претензий к китайскому присутствию не очень высок. Более того, довольно велика доля людей (19-24 %), оценивающих присутствие китайцев в качестве позитивной экономической составляющей. Категорично зачисляет китайский фактор в разряд деструктивных сравнительно небольшая группа (от 5 до 13 %).

Т.о., социально-экономические оценки русско-китайского взаимодействия создают в целом благоприятную для этнических контактов основу.

Известно, что в период политической конфронтации между СССР и КНР, в массовое сознание внедрялись установки на изоляционизм по отношению к соседнему народу. Как сказался этот исторический опыт на современных массовых настроениях?

Ретроспективную оценку изоляционизма тестировал вопрос "В недавнем прошлом (в 60-80 гг.) Россия и Китай были закрыты для двустороннего общения. Как Вы к этому относитесь?". Отвечая на него, 34,6 % респондентов сочла, что это было правильно. Большая часть ответивших - 58 % - высказала мнение, что это было не правильно. Критическая оценка прежнего изоляционизма явно преобладает над его одобрением. Очевидно, что былой образ Китая как врага, от которого нужно отгораживаться рядами колючей проволоки, теперь у большинства вызывает отрицательное отношение.

Современную установку на открытость-изоляционизм выявлял вопрос "Каково Ваше мнение относительно масштабов присутствия китайцев?". В ходе нашего опроса 17,3 % респондентов предпочли ответ "лучше бы их не было совсем"; 72 % выбрали ответ "допустимо пребывание небольшого количества китайцев, приезжающих для работы, торговли"; 7,4 % остановились на ответе "допустимо пребывание значительного количества китайцев, приезжающих для работы, торговли". В исследовании Е.А. Плаксена на вопрос "Ваше отношение к нахождению в России граждан Китая?" мнения респондентов выявили сходную картину: "безоговорочно одобряю" - 5 %, "одобряю временно для торговли" - 34 %, "одобряю временно для строительства, сельскохозяйственных работ" - 33 %, "не одобряю, обойдемся без них" - 31 %. Примечательно, что на вопрос "Ваше отношение к нахождению в России граждан Кавказа?" ответы демонстрировали гораздо более ригористическую установку: "безоговорочно одобряю" - 4 %, "одобряю временно для торговли" - 14 %, "одобряю временно для строительства, сельскохозяйственных работ" - 11 %, "не одобряю, обойдемся без них" - 57 %.

Т.о., во-первых, в своих ориентациях на открытость-изоляционизм по отношению к китайцам массовое сознание в основном свободно от груза негативных стереотипов прошлого. Во-вторых, массовое сознание демонстрирует сравнительно высокую степень открытости русских - категорически против присутствия китайцев менее трети опрошенных, тогда как две трети настроено позитивно. При этом преобладает установка на умеренную и прагматически обусловленную открытость.

Степень открытости брачных границ со стороны русского населения тестировал вопрос "Как Вы относитесь к бракам русский-китаянка, русская-китаец?". В нашем опросе ответы русских, жителей Амурской области, расположились следующим образом: "отрицательно" - 24 %, "положительно" - 7 %, "считаю это личным делом тех, кто вступает в брак" - 57 %, "мне это безразлично" - 12 %. В опросе Е.А. Плаксена ответы жителей Приморского края выглядели так: "с неодобрением" - 41 %, "с одобрением" - 1 %, "это личное дело вступающих" - 49 %, "трудно сказать" - 8 %.

Ответы китайцев на сходный вопрос расположились следующим образом: "отрицательно" - 3,3 %; "положительно" - 13,7 %; "это личное дело тех, кто вступает в брак" - 58,3 %; "мне это безразлично" - 19 %.

У русских барьер эндогамности по отношению к китайцам достаточно высок. Примечательно, что в Приморье, где численность китайской диаспоры в сравнении с Приамурьем выше, а массовые идейно-психологические настроения русских в целом более ригористичны, степень брачной закрытости почти абсолютна. Русские в преобладающем большинстве закрыты для смешанных браков и статус китайцев как брачных партнеров невысок. Это объясняется не только этническими стереотипами восприятия китайцев, но также и типичным на Дальнем Востоке родом занятий китайских мигрантов - мелкая торговля, строительство, огородничество. Для многих русских статус "работяги", "крестьянина" и тем более "торгаша" вообще малопривлекателен в плане установления брачных отношений. Низкий социальный и культурный статус мигрантов увеличивают этническую дистанцию.

Вместе с тем брачная дистанцированность русских от китайцев не превышает, по данным опроса, брачной дистанцированности русских от корейцев и кавказцев. По отношению к кавказцам респонденты заняли даже более жесткую позицию. Именно представители Кавказа, а не китайцы оказались в группе брачных аутсайдеров.

У китайцев брачный барьер по отношению к русским ниже. Китайцы в своем отношении к межэтническим бракам склонны к более открытой модели. Для многих китайцев-мигрантов брак с русским партнером выступает в этносоциальном аспекте средством адаптации к иноэтнической среде.

Совместимость в сфере личных эмоциональных отношений, личных привязанностей тестировал вопрос "Хотели бы Вы иметь в качестве близкого друга китайца (китаянку)?". Положительно на него ответило 27 % опрошенных, отрицательно - 32,4 %, затруднились с определенным ответом 37 %. Очевидно, что в личностном измерении этническая дистанцированность русских от китайцев достаточно велика. Около трети демонстрируют явно выраженное отчуждение. Позиция тех, кто затруднился с ответом (их более трети), хотя и не основана на явной антипатии, тем не менее отражает настороженное отношение к китайцам - в ней больше недоверия, чем симпатии.

Ответы китайцев на сходный вопрос "Хотели бы Вы иметь в качестве близкого друга русского (русскую)?": положительный ответ - 58,3 %; отрицательный ответ - 6,2 %; затруднились с определенным ответом - 31,3 %.

Опросы показывают, во-первых, что большинство русских не проявляет по отношению к китайцам агрессивного отторжения, между тем, однако, значительная часть демонстрирует склонность к дискриминации китайцев - например, в области личных близких отношений или межэтнических браков. Во-вторых, несмотря на преобладающее позитивное отношение к экономическому взаимодействию с китайцами большая часть русских настроена против межэтнической конвергенции. Китайцы, по данным анкеты, демонстрируют более высокую степень дружелюбия и конгруэнтности (совместимости).

При этом заслуживает особого внимания то, что среди русских около трети опрошенных усматривают в китайцах привлекательных для близкого личного общения людей. Эта группа создает позитивный климат для развития более тесных русско-китайских отношений. Наличие в русской среде 7 % и в группе китайцев 13,7 % людей, положительно настроенных на межэтнический брак, указывает на то, что в регионе активных межэтнических контактов существует среда для метисизации и формирования маргинальной этнической группы, состоящей из партнеров и детей смешанных русско-китайских браков.

Русское население Дальнего Востока в значительной части не исключает открытой модели русско-китайского этнического взаимодействия. Такая позиция является, несомненно, позитивным фактором развития добрососедских отношений двух народов. Нельзя не учитывать, однако, что реализация этой модели может сопровождаться некоторыми негативными следствиями. Обращая внимание на эти реальные или мнимые следствия, некоторые политические силы и националистические движения (например, РНЕ) призывают закрыть русский Дальний Восток для китайцев. Однако закрытая модель развития Дальнего Востока противоречит геополитической стратегии России и социально-экономическим интересам региона. Очевидно, что реализации открытой модели межэтнических отношений должен сопутствовать процесс укрепления русского этнического самосознания, который позволит, избегая ксенофобии, создать благоприятный для развития взаимовыгодных отношений идейно-психологический климат и сохранить этнокультурную идентичность основного населения.

Написать комментарий...
snejnaya
13 years ago

эта статья не только про русских и китайцев, тем болие ещё интересней!
Вокруг проблемы иммиграции в нашем обществе ломается немало копий. С одной стороны, все признают, что на фоне, увы, неуклонного сокращения коренного населения России стране нужны трудовые ресурсы, которые могут появиться только из ближнего и дальнего зарубежья. С другой - недавние события во Франции, где иммигранты из стран Магриба чуть не устроили в этой якобы благополучной стране исламскую революцию, напомнили, что и у нас могут возникнуть аналогичные проблемы. Разные точки зрения на эту тему не редкость даже в одной семье, чему подтверждение статьи супругов-журналистов, которые мы предлагаем вашему вниманию. От редакции.

С год назад в одной из центральных газет я увидел две цифры, которые, на первый взгляд, явно противоречили друг другу. Оказывается, почти 80 процентов жителей Москвы и Санкт-Петербурга считали, что им нужны иммигранты, которые выполнят за них малоквалифицированную и низкооплачиваемую работу. И те же самые 80 процентов были убеждены в том, что иммигранты отбирают у них хлеб. Тут же некий чиновник разъяснил, что подобное раздвоение-отторжение проходит на психологическом уровне "свой - чужой". Вот если бы иммигранты были славянами, то, по его же мнению, подобного конфликта в головах столичных жителей не возникло бы.

Недавно довелось послушать доклад на тему "Зачем России иммигранты?", сделанный директором "Центра миграционных исследований" Жанной Зайончковской. Прозвучали совершенно убедительные доводы в пользу того, что России крайне необходимы иммигранты.

В 80-е годы в экономическом институте при Госплане СССР Жанна Зайончковская занималась прогнозами на рынке труда. Ученые предупреждали: грядет естественная убыль трудоспособного населения. Однако в нашем обществе господствовало благодушное и даже агрессивное отношение к мигрантам. После распада Союза российские демографы еще десять лет доказывали, что без иммиграции Россия не выживет. Сегодня, опять же по оценке директора ЦМИ, мы подошли к последней черте. О кадровом голоде сигнализирует большинство регионов России.

Зайончковская подробно разбирала возможные пути выхода из создавшейся критической ситуации на нашем рынке труда. Из них можно выделить три магистральных.

Повышение рождаемости. Поскольку, по самым оптимистическим прогнозам, в ближайшие двадцать лет численность трудоспособного населения, если не будет миграции, сократится на 18 миллионов. В то время как общее количество занятых в экономике России - 67 млн. человек. Второе - это рост продолжительности жизни. Продолжительность жизни российских мужчин 59 лет. Это показатель стран третьего мира. И, наконец, технический прогресс. Повышение производительности труда в промышленности (что составляет 30 процентов занятости). А мы говорим и о строительстве, и о развитии сферы услуг:

Даже если произойдет чудо и в ближайшие годы мы решим проблему рождаемости - понадобится 20 лет, чтобы человек достиг "трудового возраста". Еще одно из чудес: заметное повышение продолжительности жизни - с одновременным повышением пенсионного возраста до 65 лет - также не решит проблему в ближайшем будущем. Вот и получается, что здравый смысл самосохранения своей страны диктует (должен бы диктовать), что мы ЗА трудолюбивых иммигрантов! Экономика должна получать достаточное количество кадров. Но вот тут-то экономические и любые здравые расчеты снова упираются в психологическое "свой - чужой".

Возьмем одну из самых болевых точек общества - китайскую иммиграцию. Многие эксперты считают, что китайцы, в силу своих национальных традиций, практически не пускают "в себя" чужую культуру. Они везде остаются САМИ СОБОЙ. Отсюда - "Чайна-тауны", "китайские кварталы", разбросанные по всему миру. Замкнутые пространства Великого Китая. Где есть китайские школы, китайские врачи, китайские рестораны. Китайцы значительно более осторожно относятся и к смешанным бракам. И когда задают вопрос: "Против вы или нет, чтобы ваши дети вступили в брак с китайцем?", русских в два раза больше "за", чем китайцев.

Соответственно надо понимать (нам!): если с востока в России появляются надписи на китайском языке "Вход только для китайцев", это вовсе не расовое, это - чисто китайская традиция. Но мы-то с вами в большинстве своем воспринимаем подобное именно на уровне СВОЙ - ЧУЖОЙ. И особо не задумываемся, какую же такую пользу принесут китайцы России. И на рынке труда, и вообще. "Больно уж не похожи они". На нас.

Директору ЦМИ рассказали: если российские предприниматели набирают на работу таджиков, то они не хотят покупать новое оборудование, а это тормозит научно-технический прогресс. Зайончковская согласилась: "Это правда. Надо учить этих таджиков, конечно. Понимаете, еще Москва может за счет привлечения из других регионов пополнить свою квалифицированную силу. Потому что в Москву приедут. Но больше ни один другой регион России не может на это рассчитывать". Интересно, а как здесь сработает хоть какая-то "экономическая логика" соотечественников в регионах? Ну, реально вы можете представить картинку, когда средний или малый предприниматель открыл курсы, чтобы: учить таджиков?

Еще один пример от Зайончковской, характеризующий реальную картинку отношения к тем же китайским переселенцам. Директор ЦМИ участвовала в обосновании одного из проектов на Транссибирской магистрали, где возникла та же проблема: "мы не хотим чужаков, мы хотим наших людей". Но рабочей силы все одно СЕГОДНЯ нет. Зайончковская предложила: "Не надо беспокоиться о рабочей силе в районе Транссибирской магистрали, надо только спокойно отдать это дело китайцам. Тут рабочей силы столько, сколько надо". Ей так же спокойно ответили: "Нет, вы вот как-нибудь так сделайте, чтобы наши приехали".

Наши не приедут. И причин тому предостаточно. И неохота, да и некому. А вот азербайджанцы, например, могут поехать. Та же Зайончковская говорит о том, что в Азербайджане избыток молодых рабочих рук.

И получается замкнутый круг, из которого реального выхода пока не видно.

Лица нормальной национальности

Много лет я отношу в ремонт обувь к одному и тому же сапожнику. Он нерусский. Никогда не обращала на это внимания, так как обувь всегда ремонтировалась качественно. Один раз эта мастерская была долго закрыта, и я отдала туфли другому мастеру. Который испохабил все каблуки, а надо-то было всего лишь поставить набойки! Мастер-ломастер был русским. Нет разницы, кто выполняет ту или иную работу, главное, чтобы он умел это делать. Когда на даче у брата моего мужа строители-таджики ставили беседку, сбежались посмотреть все соседи, никто раньше не видел, чтобы так тщательно строили, зачищая наждачной бумагой даже те брусья, которые были не видны. Денег за работу они взяли в два раза меньше, чем заламывали местные калымщики, которым и обед свари, и еще бутылку каждый день поставь!

Поймала себя на мысли, что после трагедии в Беслане я стала обращать внимание на национальность своего старого красноярского сапожника. Может быть, он и в Красноярске-то живет побольше меня, но это факт. Он теперь - тоже "лицо кавказской национальности"! Перестала я подавать и детям таджиков, которые побираются. То же самое и на рынке, что на улице Матросова, возле которого я живу. Повсюду торгуют азербайджанцы, на что я никогда не обращала внимания. Что хозяйке главное: купить подешевле, чтобы не обвесили, чтобы фрукты были качественные. И если творог, молоко и сметану можно взять у бабушки из района, то мандарины же не растут в Большой Уре или в Уяре? Берешь у тех, кто их привозит. И приезжают торговать они давным-давно, и селятся вместе со своими семьями, и никому не мешают. Пьют меньше местных, я пьяными их не видела. Но после Беслана стала реагировать и на азербайджанскую речь, когда торговцы общаются между собой. Испытываешь какой-то дискомфорт. Казалось бы, при чем здесь азербайджанцы, которые давно стали красноярцами, и Беслан, где живут люди других национальностей? И при чем здесь тот же сапожник, о национальности которого я и по сегодняшний день не знаю?

Смотрела недавно американский фильм, где негра засудили за преступление, которое он не совершал. Судили его белые американцы, у многих из которых, наверное, до нашего времени осталась какая-то предубежденность против них. Не того цвета кожа, не так себя ведут. "Отвратительно, что чернокожие пользуются большими правами при поступлении в институт при прочих равных обстоятельствах. Но если вспомнить, что еще в 50-е годы великая певица Билли Холидей ездила в грузовом лифте, пока ее белая группа ехала в пассажирском, - становится понятно, за что идет расплата", - говорит писатель Петр Вайль. Взять ту же Америку, где люди, у которых есть "хоть капля" индейской крови, могут всю жизнь не работать, получая ежемесячное пособие в тысячу долларов. Так с ними расплачиваются добропорядочные американцы за то, что обижали их предков.

Недавно в Клубе региональной журналистики я слушала лекцию доктора наук Надежды Лебедевой, которая занимается проблемой межэтнических отношений уже 25 лет. Ее родной Институт этнологии и антропологии РАН проводил опросы и получил такие данные. 40% считают, что если где-то представителей этнических меньшинств коренные жители не хотят видеть, то нечего им туда соваться. Лебедева пояснила, что самым сложным для респондентов оказался вопрос. "Мы их попросили согласиться или не согласиться с таким утверждением: хорошо, когда люди разных рас и национальностей живут в одной стране? Согласны с этим утверждением 38%. Не согласны 32%. Остальные не определились. Вот это очень тревожный симптом. Наша терпимость по отношению к другим расам и национальностям - на критическом уровне".

Эти данные ученые получили в декабре 2005 года в Москве, где жизнь совсем другая, чем во всей России. Хотя Надежда Лебедева считает: "В Москве уже сознание пробуждается, что приезжие занимают те ниши, которые москвичи добровольно не занимают. Поэтому есть уже некоторое чувство благодарности. Я живу в Измайлове, и я вижу, что каждое утро таджики убирают. Они все это делают очень хорошо и очень трудолюбиво". Думаю, что по Красноярску или другому городу Сибири все выглядело бы совсем иначе. Ни о каких 80 %, 40 % или даже 30 % речи бы даже не шло.

"Хорошо или плохо, когда люди разных рас и национальностей живут в одной стране?" Я задавала этот вопрос своим подругам, знакомым и родственникам. Многие просто не понимали, о чем их спрашивают. Всегда и во всех странах будут жить люди "разных рас и национальностей"! Кто-то отвечал: а какая разница? Но многие никогда не задумывались об этом. Хотя задуматься об этом, наверное, стоило бы, чтобы не было у нас погромов и прочих безобразий.

Алексей МЕЩЕРЯКОВ, Светлана МЕЩЕРЯКОВА, г. Красноярск. Газета «Вечерний Красноярск», № 11 (55) среда, 29 марта 2006 г.

Ответить
Игорян
12 years ago

Кто нибудь это прочитал полностью? 😂

Ответить
Aolika
12 years ago
Кто нибудь это прочитал полностью? 😂

А что, трудности со чтением?

Ответить
Ilya Temnykh
12 years ago

Все намного проще. Китайцы мыслят так: "русские - так кажется у нас неплохие отношения", а главное чтоб покупали продукцию и деньги платили. А если вы еще и на лечку их поддались - то вообще лучшим другом будете

Ответить
حرية
12 years ago

Кто-нибудь может объяснить, откуда у харбинских китайцев такое похабное отношение к русским.. 🙄 Я когда там бываю проездом, мне всегда страшно, они все время норовят обмануть, ударить, грубость сказать...Таксисты в Харбине - я их боюсь, честно.. И так уже 5 4 года...Я же спокойная девушка, никогда им ничего дурного не делала и не говорила! 😞

Ответить
!riSka
12 years ago
Кто-нибудь может объяснить, откуда у харбинских китайцев такое похабное отношение к русским.. 🙄 Я когда там бываю проездом, мне всегда страшно, они все время норовят обмануть, ударить, грубость сказать...Таксисты в Харбине - я их боюсь, честно.. И так уже 5 4 года...Я же спокойная девушка, никогда им ничего дурного не делала и не говорила! 😞

видимо, "делали и говорили" другие соотечетственники 😩

Ответить
Bing Xin
12 years ago

А я за 10 месяцев постоянного проживания в Харбине ни на какую грубость ни разу не напоролась. Таксисты наоборот радуют в большинстве. Наверное такие попадаются. Бывают буки, но чтобы чего-то сказать плохого в мою сторону - не было такого, наоборот интересные беседы складываются. Насчет обмана, так и на Хайнане, и в Бэйдайхэ, и в Пекине так. Даже я бы Санья на первое место поставила. А в Харбине все больше моего мужа-китайца дурят, но это касается цен в основном. Дважды даже я в Махадун на разборки ходила - один раз флэшку не рабочую дали, в другой раз миксер, который сгорел через 5 минут работы - меняли, да еще и на более дорогую и качественную вещь. Может дело в языке и в понимании психологии? В дружелюбности? Коллега моя, например, китайским владеет на порядок лучше меня, но общение у нее не складывается. И с коллегами она не беседует на отвлеченные темы, и с таксистами тем более. И прожив в Китае довольно долго она все равно не считает китайца равным, каким бы умным, интеллигентным и пр. он ни был. А китайцы это чувствуют и отвечают минимум прохладным отношением.

Ответить
А-я
12 years ago

Кто-нибудь может объяснить, откуда у харбинских китайцев такое похабное отношение к русским..

Чаще всего это вызванно желанием показать свое превосходство или таким образом привлечь к себе внимание. Мол мы тут хозяева! .Как ни странно я раньше тоже искала ответ на этот вопрос. Но после того как обратилась к историческим источникам, то поняла, что такое отношение складывается не только к русским, но и к японцам и американцам.а также ко всем "интервентам" Просто Харбин ближе к России. поэтому вся негативная энергия выливается на наших соотечественников. И не важно кто ты - ты иностранец ,а значит плохо говоришь по- китайски, ты уезвим и ничего не понимаешь.Как то очень давно ,я ехала в маршрутке и всю дорогу получала оскорбления от молодого парня -билитёра. я Все Понимала! но молчала. И другие пассажиры-китайцы не выдержали и приструнили этого парня. А затем мне шофер сказал. что он будет уволен немедленно.
В Харбине наравне с малограмотным населением есть и высокоинтелигентное общество, но они, к сожалению,не так часто ходят по базарам.... 😩

Ответить
Ciwei
12 years ago

Я думаю, в Харбине "похабное отношение" к русским - все-таки результат предварительных столкновений с хамством последних. Вообще-то харбинцы нередко поминают "тех" русских и советских добрым словом - помощь в освобождении от японцев, помощь СССР - "старшего брата" в налаживании промышленности, да и вообще те, кто постарше, часто чуть ли не с гордостью говорят, что русские раньше жили в их дворе...

Ответить
3eлeный CMИй
12 years ago

Кадровый голод в России? Платить нужно больше и чаще. И к кадровикам потянутся люди.

Ответить
党的领导
12 years ago

В лучшем случае и в основном -никак!
Воспитанные просто никак не относятся,не воспитанные кидают понты,типа драк и оскорбления,чтобы про них узнали не только в Китае.
Тот,кто относиться хорошо-видимо у них есть на то причина,которая связывает 2-е стороны,либо бизнес, либо работа,либо так приказали сверху.
>😞

Ответить
Aolika
12 years ago
В лучшем случае и в основном -никак!
Воспитанные просто никак не относятся,не воспитанные кидают понты,типа драк и оскорбления,чтобы про них узнали не только в Китае.
Тот,кто относиться хорошо-видимо у них есть на то причина,которая связывает 2-е стороны,либо бизнес, либо работа,либо так приказали сверху.
>😞

Это Вы про всех? Интересная версия. А простой какой-нибудь, человеческой причины хороших отношений не может быть между нашими народами? Хотя Вам, как 党的领导, со своего поста виднее... 😉

Ответить
Aolika
12 years ago

Да, я про народ, который состоит из людей. И с предыдущим постом совершенно согласна.

Ответить
xz
12 years ago

в последнее время всё больше таких тем на форуме становится ...

а по существу - давайте просто жить дружно и взаимовыгодно

Ответить
Aqua Mar
12 years ago

Отвечаю на вопрос топика: по-разному относятся.

Статистические данные мы видели - что ещё говорить?

Что касается отношений на бытовом уровне, то можно видеть примеры как одной, так и другой полярности. Вон, даже на Полушарии, где, вроде, народ попродвинутее (в смысле понимания китайцев) - и то часто бури бушуют: "они" такие-сякие а "мы", мол, совсем другие.

По себе могу сказать - мне пока везёт. Ни одного косого взгляда в мою сторону со стороны китайцев, наоборот: заинтересованность и доброжелательность. Равно как и с моей стороны в сторону китайцев.

Однако же, как сказал один мой знакомый, который здесь уже лет десять обретается - "если им партия скажет резать русских, к воскресенью ни одного русского в Китае не останется". Вроде, глупость, да? А ведь я ему верю, были в истории Китая такие моменты, даже без "руководящей роли".

А у нас? Завтра пяток-другой СМИ по указивке сверху начнуть истерить насчёт засилья китайцев и стратегической угрозы - и пошло-поехало. Опять-таки, примеры на Дальнем Востоке уже были не так давно.

Так что бытовые отношения - бытовыми отношениями, статистика - статистикой, а "дружим" мы только до тех пор, пока это выгодно нашим правительствам.

P.S.: Всё вышесказанное - моё личное мнение. Никоим образом не пытаюсь никого переубедить.

Ответить
xz
12 years ago

статистические данные вызывают сомнение по ряду причин
говорить и думать это две большие разницы

да, большинство, кто уже давно в китае, в один прекрасный момент перестают вообще испытывать какие-либо чувства к китацам - ни любви, ни ненависти, просто как данность окружающего мира,
и их высказывания в адрес китайцев - это просто опыт общения, и наблюдения,
например,
"Как ты был гостем, так и останешься им же. Сегодня мы друзья, завтра враги. Китайцы это биороботы с коллективным разумом. Индивидуального разума здесь нет. Партия сказала - комсомол ответил "Есть". (с) Mvamba

я, например, уже безмерно рад, что есть хорошие рабочие отношения, которые помогают обеим сторонам зарабатывать и кормить семью,
и темы подобные этой никак экономически не оправданы, чтобы их заводить

Ответить
党的领导
12 years ago
Это Вы про всех? Интересная версия. А простой какой-нибудь, человеческой причины хороших отношений не может быть между нашими народами? Хотя Вам, как 党的领导, со своего поста виднее... 😉

Лежал я как-то я больнице в Москве и спросил меня дед(сосед по палате),а правда ,что друзей китайцев не бывает?,утвердительно,так спросил.....
Были у меня друзья,когда был студентом,давно это было...............
Если исключить бизнес,трудно вспомнить причину просто так дружить............ >😞

Вообще за годы проведения в Китае,слово "друг" приобрело новый смысл,более простой,такой как "френда".Я говорю,китайцам,у нас человек,не считается другом после 1-ой пьянки,а вы всех друзьями называете.Но,китайцы говорят,чтобы заниматься хорошо бизнесом,нужно сначала стать друзьями!!!!(козырная их фраза-на всю жизнь запомнил)).Потом понял,зачем с первого же знакомства нужно становиться друзьями-это для того чтобы втеревшись в доверие,проще обмануть можно было в будущем.
У нас у нормальных русских,сначала становяться хорошими партнерами, а если получится постепенно и друзьями можно.
Да,даже если и назывались отношения дружескими,никаких особенных атрибутов кроме того,что сегодня я угощаю они не несли.

Ответить
xz
12 years ago

грустный, но верный пост ...
друзей в бизнесе не бывает ...
нам друг от друга только выгода нужна

Ответить
党的领导
12 years ago

Еще есть одна черта китайской "закрытости"-никогда не приглашают в гости домой к себе........закрытая тема....

Ответить
xz
12 years ago

?
а со мной случалось

правда я первый сначала приглашал ...

Ответить
Aqua Mar
12 years ago
Еще есть одна черта китайской "закрытости"-никогда не приглашают в гости домой к себе........закрытая тема....

Ну, это не только у китайцев. Я два года прожил в Финляндии, есть три финна, с которыми я с тех пор - ну просто не-разлей-вода! До сих пор, хотя куча времени уже прошло. Так вот за всё время нашего общения я у каждого из них бывал дома всего по одному разу - и то, только на время, пока мои кореша переодевались, чтобы дальше в кабак двигать.

Так что это не показатель "закрытости", это традиции.

Ответить
Ezdok
12 years ago
Так что это не показатель "закрытости", это традиции.

не совсем понял, в чем тут видится противопоставление, вроде одно другому не мешает? т.е. разве закрытость, это не своего рода традиция?

Ответить
3eлeный CMИй
12 years ago
В пумпочку! "Кормить надо лучше, - они и не улетят.." (реклама банка Империал) 😆

Именно так. Платить больше. И сразу не станет ни проблемы кадров, ни демографической проблемы. Все в этом мире просто.

Ответить
Aqua Mar
12 years ago
не совсем понял, в чем тут видится противопоставление, вроде одно другому не мешает? т.е. разве закрытость, это не своего рода традиция?

Согласен, я не совсем корректно сформулировал. Попробую пояснить.

В своём посте уважаемый 党的领导 приводит пример закрытости в таком контексте, что у меня возникло ощущение "закрытость" = "недружелюбность". Не считаю себя семи пядей во лбу, но предполагаю, что кто-то тоже мог бы подумать о китайцах, мол, они закрытые, значит недружелюбные.

Вот чтобы такого не случилось, я и привёл свой пример. На мой взгляд, закрытость не означает недружелюбность.

(Не судите за косноязычие.)
😉

Ответить