Написать комментарий...
viktor schipper
14 years ago

Вставлю и я пять копеек.
Я тоже придерживаюсь того мнения, что не гоже над историей смеятся, ее надо изучать.
Узел двух Корей надо деликатно развязывать, а не разрубать.
Я уже писал, что лучше к Северной Корее испытывать буддийское сострадание.

Ответить
Madi
14 years ago
Вставлю и я пять копеек.
Я тоже придерживаюсь того мнения, что не гоже над историей смеятся, ее надо изучать.
Узел двух Корей надо деликатно развязывать, а не разрубать.
Я уже писал, что лучше к Северной Корее испытывать буддийское сострадание.

А даосское 无为 задвинем? Странные для даоса речи я слышу.

Ответить
Акула пера
14 years ago
Вставлю и я пять копеек.
Я тоже придерживаюсь того мнения, что не гоже над историей смеятся, ее надо изучать.
Узел двух Корей надо деликатно развязывать, а не разрубать.
Я уже писал, что лучше к Северной Корее испытывать буддийское сострадание.

Корея, которую можно объединить - не истинная Корея!

Ответить
viktor schipper
14 years ago
Вставлю и я пять копеек.
Я тоже придерживаюсь того мнения, что не гоже над историей смеятся, ее надо изучать.
Узел двух Корей надо деликатно развязывать, а не разрубать.
Я уже писал, что лучше к Северной Корее испытывать буддийское сострадание.

А даосское 无为 задвинем? Странные для даоса речи я слышу.

Мы здесь обсуждаем Корею , а не даосизм.
Впрочем у каждого свое понимание у-вей.
В даосизме катахезиса не существует 🙂

Ответить
Акула пера
14 years ago
Вставлю и я пять копеек.
Я тоже придерживаюсь того мнения, что не гоже над историей смеятся, ее надо изучать.
Узел двух Корей надо деликатно развязывать, а не разрубать.
Я уже писал, что лучше к Северной Корее испытывать буддийское сострадание.

А даосское 无为 задвинем? Странные для даоса речи я слышу.

Мы здесь обсуждаем Корею , а не даосизм.
Впрочем у каждого свое понимание у-вей.
В даосизме катахезиса не существует 🙂

🙂 🙂 🙂 Зачет!

Ответить
Madi
14 years ago
Вставлю и я пять копеек.
Я тоже придерживаюсь того мнения, что не гоже над историей смеятся, ее надо изучать.
Узел двух Корей надо деликатно развязывать, а не разрубать.
Я уже писал, что лучше к Северной Корее испытывать буддийское сострадание.

А даосское 无为 задвинем? Странные для даоса речи я слышу.

Мы здесь обсуждаем Корею , а не даосизм.
Впрочем у каждого свое понимание у-вей.
В даосизме катахезиса не существует 🙂

Вот именно, обсуждаем даже не Корею, а сайт Мега-Гига-Супер-Ультра Полководца. Даосизм я обсуждать не предлагал, как и не бухтел за буддизм (что само по себе оффтоп). Определение 無為主義 (квиетизм) при желании найти нетрудно в тех же даосских книгах. Матчасть у вас как у даоса никакая.
А над сайтом продолжаем ржать, несмотря ни на что, - это единственно возможный катарсис, раз уж вы без псевдорелигиозных и квазифилософских терминов жить не можете.

Ответить
Акула пера
14 years ago

(старый баян)
...
- Нет, это был не Штирлиц!
- Нет, Штирлиц!

И началась драка.
--------------------------

Елы-палы!!!!!!!!!
Давайте ржать!

Ответить
Dmytro
14 years ago

В Таиланде в частности в 9 часов утра и в 6 вечера играют национальный гимн на вокзалах и вставание хмм , мягко сказать , обязательно. Перед просмотром каждого фильма в кинотеатре проигрывается ролик с нынешним королем , какой он хитромудрый и самый хитро...... , вставание также обязательно . Оскорбление "их величества" - до 7 лет. Вот так вот. КНДР это образец народной демократии . Все эти титулы кстати , тт. Ким Чен Иру и Ким Ир Сену даны народом . Посмотрите как народ в России или бывшие пост-советские люди относятся например к личности Сталина или Ленина . Несмотря на всю дерьмократию и поток грязи большинство воспринимает их адекватно. Имена Ким Ир Сена и Ким Чен Ира точно так же останутся вписаны в историю , а не имена их очернителей.

Ответить
Pepe Mantani
14 years ago
Примеры приведите из современной истории, пожалуйста.

Приведу. Те, которые общеизвестны - Чан Кай-ши и Хо Ши Мин.

Режим Северной Кореи вызывает смех по той причине, что не его часть. Как только я приду к выводу, что режим в северной корее суть национальная культура, значит, я уже часть режима.

Хм... А Вам не кажется странным, что несмотря на раздел страны в середине века - до некоторого времени путь их был во многом идентичен? И что в 60-70 годы по обе стороны 38 параллели существовала довольно жестокая диктатура - правда, под разной идеологической мишурой? И что только в 80-е с большим скрипом и под сильным нажимом извне южнокорейская элита вынуждена была начинать переход к демократии (причем вы сами знаете, насколько трудным был и остается этот переход именно в плане ломки стереотипов общественного сознания - в том числе тех самых традиций и ритуалов, о которых я говорю). И не забывайте, что до этого Корея, в которой сначала была власть императора с жесткой полувоенной централизацией, а потом оккупационный японский режим, в своей истории вообще практически не знала примеров демократии. То есть, после освобождения был воспроизведен тип мобилизационного государства - причем, как на Севере, так и на Юге. А другого просто никто себе не представлял. Кстати, тот факт, что в КНДР диктатура существует уже 60 лет - говорит сам за себя. Диктатура, висящая в воздухе, или опирающаяся только на штыки, но не основанная на неких объективных предпосылках своего существования - так долго не просуществовала бы никогда.

А поэтому ни Ким Ир Сен, ни южнокорейские диктаторы отнюдь не прилетели с Луны. Они - плоть от плоти той культуры и той социальной, национальной - да какой угодно среды, которая сформировалась в Корее в середине 20 века. История как раз поставила "чистый" эксперимент, разделив Корею на две части - подчеркнув тем самым безальтернативность ее пути в то время.

sic!

Ответить
Tuman
14 years ago
Приведу. Те, которые общеизвестны - Чан Кай-ши и Хо Ши Мин.

а теперь покажите мне данные, из которых следует, что народ регулярно гоняют кланяться портретам Чан Кайши на Тайване, а вьетнамцы в наводнения с неистовством спасают статую Хо Ши Мина?

Ответить
Dragon
14 years ago
а теперь покажите мне данные, из которых следует, что народ регулярно гоняют кланяться портретам Чан Кайши на Тайване, а вьетнамцы в наводнения с неистовством спасают статую Хо Ши Мина?

так что вы хотите, чтобы я признал-то? Что корейцы спасают из огня портреты Ким Ир Сена исключительно из-за того, что за ними постоянно бегает солдат с автоматом, который, если кореец не вынесет из огня портрет, - тут же начнет по нему стрелять?

Так я это никогда не признаю. Потому что это совсем не так.

Ответить
Tuman
14 years ago
Так я это никогда не признаю. Потому что это совсем не так.

Татьяна Гурбрусенко, считает, что так (если что, она меня поправит).

А вы говорите "не совсем", а как тогда?

Ответить
Dragon
14 years ago
Так я это никогда не признаю. Потому что это совсем не так.

Татьяна Гурбрусенко, считает, что так (если что, она меня поправит).

А вы говорите "не совсем", а как тогда?

Татьяной Габрусенко (а не "Гурбрусенко", кстати) я восхищаюсь, читая ее великолепные статьи в "Сеульском вестнике" и заочно очень уважаю как специалиста и тонкого исследователя. Именно она, кстати, (если я правильно помню), очень сильно протестовала в одной из своих публикаций, когда в Сеуле показывали какую-то откровенно издевательскую над Россией и над русскими постановку об Октябрьской революции и ее руководителях. Причем, самый идиотизм состоял в том, что эта чернушная постановка трактовалась как упрочение взаимопонимания между российским и корейским народами - и ее постановщикам даже прислали букет из российского посольства. Так вот, Т. Габрусенко представила в своей статье, как резко и негативно реагировали бы южнокорейцы, если бы в Москве поставили бы подобного рода издевательский пасквиль про Пак Чжон Хи (довольно жестокого диктатора, между прочим). Это так - кстати.

Татьяна Габрусенко имеет право на свое собственное мнение, и это мнение достойно уважения. Тем не менее, на мой взгляд, самая большая кунсткамера мифов о Северной Корее - именно в Южной Корее. И в силу того, что многие жители этой страны реально в КНДР не были (без санкции властей за посещение КНДР их просто посадят в тюрьму, а поездки по пустым дорогам в Кымгансанскую резервацию не в счет), и потому что просеверокорейские сайты в этой стране забанены (кстати о свободе слова и информации) и кроме негатива - информации никакой, и может потому что между обеими странами была кровопролитная война, память о которой еще жива. А о том, как население реально относится к северным Кимам, обычно судят по словам северокорейских перебежчиков, которые в свое время обильно цитировались - причем, понятно, для какой цели публикуются интервью этих людей, и что они там говорят. Даже "солнечная политика" проходила под общим рефреном того, что Северная Корея - конечно, кровожадный монстр, но что-то делать все равно надо - вот и пытаемся с ним подружиться! Возможно эти факторы и повлияли на позицию Т. Габрусенко по этому поводу.

Еще раз говорю, она имеет право на свое мнение, и в силу того, что это действительно талантливый и уважаемый человек, ее мнение вдвойне достойно уважения. Но не факт, что я с этим мнением полностью могу согласиться.

Ответить
Акула пера
14 years ago
Оскорбление "их величества" - до 7 лет.

Калигула, пымаш.

Ответить
Акула пера
14 years ago
Так я это никогда не признаю. Потому что это совсем не так.

Татьяна Гурбрусенко, считает, что так (если что, она меня поправит).

А вы говорите "не совсем", а как тогда?

😲 😲 😲

Габрусенко.

Ответить
Tuman
14 years ago
Габрусенко.

Походу у меня дисклексия началась... блин, нежданно.

Ответить
Татьяна Габрусенко
14 years ago

Dragon,
За комплименты спасибо, но про ту постановку писала не я, а другая Татьяна--Симбирцева. С Вашими оценками Севера спорить не буду-- по той простой причине, что это означает спорить не с Вами, а с распространенным в сегодняшней России дискурсом, который разделяет практическое большинство наших корееведов. Само появление этого дискурса--довольно интересное явление, про которое я обязательно напишу статью, как дойдут руки.

Поспорю только с одним-- с тем что на Юге о Севере "кроме негатива - информации никакой". Тут вы наступили мне на растоптанную до крови мозоль. Уверяю Вас: ошибаетесь с точностью до 180 градусов. В южнокорейской гуманитарной науке сегодня безраздельно рулит минчжуновский маразм. Практически любые северокорейские исследования представляют собой смесь елея по поводу посконности-домотканности кимирсеновского режима и уничижающей самокритики своего государства. Критический подход и самостоятельная мысль отсутствует полностью.

Насчет "памяти о войне"--гы, гы и еще раз гы. Разве Вы не знаете, что согласно новому "прогрессивному" подходу, корейскую войну развязали американцы? Что это они превратили в пустыни северокорейские города, принудив несчастный северокорейский народ защищаться? Если Вы думаете, что я цитирую Нодон Синмун, то ошибаетесь. Это из современных южнокорейских мотивов.

Ответить
Dragon
14 years ago
Dragon,
За комплименты спасибо, но про ту постановку писала не я, а другая Татьяна--Симбирцева.

Приношу извинения за досадную ошибку. Просто того номера СВ под рукой не оказалось, чтобы сверить фамилию автора статьи. Это никак не умаляет мою восторженную оценку Ваших статей в газете и других публикаций. Примите мой респект еще раз!

С Вашими оценками Севера спорить не буду-- по той простой причине, что это означает спорить не с Вами, а с распространенным в сегодняшней России дискурсом, который разделяет практическое большинство наших корееведов. Само появление этого дискурса--довольно интересное явление, про которое я обязательно напишу статью, как дойдут руки.

Хм :_)) Я не принадлежу к кругу корееведов и вообще не отношусь к тем, кто считает научно-исследовательскую деятельность своей судьбой и призванием (хотя у меня и есть диссертация по китайской экономике, а Корея для меня - это вообще "первая любовь") и поэтому предпочитаю с ними не общаться, а их статьи все-таки подвергать критическому анализу с позиций моей собственной практики - где я был и что видел. Очень часто получается, что реально я знаю и видел куда больше, чем они - это не комплимент самому себе, а объективная оценка. Насчет некоего позитива в отношении СК - не согласен. Больше того, насколько я знаю, те, кто занимается корейским направлением в ИДВ, настроены как раз весьма негативно, и воспроизводят это отношение на уровне своих аспирантов (попробуйте поспорить со своим научным руководителем - тем более публично), а более спокойное (не скажу позитивное - диктатура мало кому нравится) отношение есть как раз у людей, которые работают в Чосоне практически - начиная от выезжающих туда нас стажировку профессиональных преподавателей языка и заканчивая представителями бизнес-сообщества. А насчет некоторого (далеко не тотального!) присутствия таких взглядов в академической среде - так скорее тут работают несколько факторов (конспективно):

1. ЮК постепенно, глобализуясь и втягиваясь в мировое пространство, катастрофически теряет самобытность и идентичность. Тезис не нов, но именно он приводит к некоторой потере интереса к ЮК как к стране с некогда уникальной культурой (которая разрушается, оставаясь лишь в виде вещей и строений), а сейчас - обычной стране, где многое уникальное вытравлено глобализацией. Поэтому как уникальный общественный, культурный - да какой угодно - феномен СК сегодня все-таки интереснее. Причем это не интерес к зверинцу. Вот если например взять милитаризированный и "барабанный" язык северян - то он все-таки куда более "корейский", чем те обрубки вперемежку с английскими словами, на котором сейчас все больше и больше разговаривают на Юге. Дальше развивать тему не буду - думаю, что мое объяснение понятно.

2. Сейчас есть некий заказ (в том чисел и извне) на изучение СК - причем, существует понимание, что в России с ее корейской диаспорой, которая в отличие от КНР достаточно хорошо представлена в правящей элите, сделать это гораздо легче. А одно дело - смотреть на страну извне, критикуя ее за жестокий режим (как делают американцы, которые по сути имеют весьма примитивное представление об этой стране - даже те эксперты, котороые вроде как консультируют Госдеп по этой проблеме) , и совсем другое - ездить туда, общаться с многими людьми, с которыми у тебя устанавливаются хорошие отношения, смотреть им в глаза, пытаться их понять. Причем, люди эти безусловно ассоциируются у тебя с этим государством, в которое ты попал. И как-то не хочется видеть мир в черно-белых красках. Начинаешь мыслить спокойней и различать полутона.

Есть и третье, и четвертое... Но этих двух пунктов, я думаю, вполне достаточно для первичного понимания.

Поспорю только с одним-- с тем что на Юге о Севере "кроме негатива - информации никакой". Тут вы наступили мне на растоптанную до крови мозоль. Уверяю Вас: ошибаетесь с точностью до 180 градусов. В южнокорейской гуманитарной науке сегодня безраздельно рулит минчжуновский маразм. Практически любые северокорейские исследования представляют собой смесь елея по поводу посконности-домотканности кимирсеновского режима и уничижающей самокритики своего государства. Критический подход и самостоятельная мысль отсутствует полностью.

Это не ново, и такие тенденции были всегда. В корейских диаспорах за рубежом всегда были очень сильны просеверокорейские настроения (один Чхонрен чего стоит - хотя тут в силу финансовых интересов пример не вполне "чистый"). ЮК традиционно рассматривалась как зона оккупации американскими войсками, а подлинная культура и национальная самобытность по распространенному мнению (та самая "у корейских - собственная гордость") сохранялась лишь на Севере. По мере того, как ЮК открывалась внешнему миру, и открывалась в том числе через зарубежных корейцев, она начинала постепенно впитывать эти взгляды. тем более, что антиамериканизм там всегда, мягко говоря, присутствовал. Так что почва была благодатная.

А насчет того, что в ЮК совсем не знают про реалии СК - это я знаю по своей практике общения с южанами. Спросите их, много ли из них знает, что в Пхеньяне есть метро? Вы получите в ответ такую дикость, которая сродни расхожим представлениям о России, что в ней медведи по улицам ходят.

Вот отсюда - те самые взгляды, о которых Вы упомянули. Противопославление "нищих, но гордых и самостоятельных (в северокорейском понимании)" "благополучным, но потерявшим себя". Южане плачут, глядя, скажем, видео северокорейского представления "Ариран" - и сами с трудом объяснят вам ирациональную природу этого плача. В нем все - и гордость за то, что в мире нигде такого грандиозного представления просто нет и уже никогда не будет, пока не начали делать биороботов (а МЫ, КОРЕЙЦЫ, смогли и сделали!), и в то же время - жалость к людям, которых настолько выдрессировали, что какое-либо нарушение синхронности тут уже просто кажется невероятным.

То есть, на самом деле мы имеем дело с гораздо более сложной картиной: как сложно однозначно понять природу слез южнокорейца, глядящего "Ариран" - так же много всего сходится в сознании и подсознании у тех из них, кто пытается что-то от души написать про Северную Корею.

Насчет "памяти о войне"--гы, гы и еще раз гы. Разве Вы не знаете, что согласно новому "прогрессивному" подходу, корейскую войну развязали американцы? Что это они превратили в пустыни северокорейские города, принудив несчастный северокорейский народ защищаться? Если Вы думаете, что я цитирую Нодон Синмун, то ошибаетесь. Это из современных южнокорейских мотивов.

Тут Вам виднее - не буду с Вами спорить. Тем более, что Вы, что называется, "внутри" ситуации, а я только смотрю KBS по спутнику (смотрю "Нюсы" - кстати о засилии англицизмов). Впрочем... южнокорейские фильмы (хотя бы тот, который у нас шел под названием "38 пареллель" - Taegukgi) - как раз напоминают именно о противостоянии двух Корей (при том, что для зрителя неважно, кто эту войну развязал) и о тех временах, когда "брат шел на брата", причем в характерной для Азии эстетике оторванных рук и ног. И южнокореец, смотрящий фильм, при всем сочувствии к каждому из братьев, четко понимает, на чьей он стороне. И после этого фильма он начинает (или продолжает) ненавидеть все-таки отнюдь не американцев (или не только их).

Но повторюсь - тут Вам виднее. Хотя и здесь, навреное, ничего черно-белого тоже быть не может.

Еще раз - примите уверения в моем искреннем уважении!

Ответить
Татьяна Габрусенко
14 years ago

ЮК постепенно, глобализуясь и втягиваясь в мировое пространство, катастрофически теряет самобытность и идентичность. Тезис не нов, но именно он приводит к некоторой потере интереса к ЮК как к стране с некогда уникальной культурой (которая разрушается, оставаясь лишь в виде вещей и строений), а сейчас - обычной стране, где многое уникальное вытравлено глобализацией. Поэтому как уникальный общественный, культурный - да какой угодно - феномен СК сегодня все-таки интереснее. Причем это не интерес к зверинцу. Вот если например взять милитаризированный и "барабанный" язык северян - то он все-таки куда более "корейский", чем те обрубки вперемежку с английскими словами, на котором сейчас все больше и больше разговаривают на Юге. Дальше развивать тему не буду - думаю, что мое объяснение понятно.
Я, честно говоря, не слишком ценю "своеобразие" чего бы то ни было, безусловно предпочитая ему удобство и "человеческие ценности" (выражение затасканное, но лучше не придумывается). Южную Корею люблю именно за это удобство и человечность. Но даже оставляя в стороне мое личное отношение--не понимаю, что, собственно, "своеобразного" можно обнаружить в культуре Севера. На мой взгляд, это типичная сталинистская культура, перепевающая то советские, то маоистские мотивы. Причем, даже на этом небогатом фоне, культура поразительно однообразная. Читаю СК литературу, смотрю фильмы уже много лет. По сути, в распоряжении бедных северокорейских интеллигентов пять-шесть разрешенных мотивов, которые бесконечно обсасываются и выжимаются.

Вы много знаете южнокорейцев, которые читают северную литературу? Литературы этой сегодня в Сеуле завались, а читателей нет даже среди студентов филфаков. Спрашивала в свое время--почему? Отвечают--скучно потому что. А вот северяне к южной культуре тянутся. Речи подражают, песни тайком слушают, драмы смотрят. Наверное, не все так просто с аутентичностью.

Ответить
Coala
14 years ago

Татьяна! Интерес к южно-корейской культуре на севере примерно такой же, как и вы описали в случае с Южной Кореей. В общей массе - равнодушие. Есть некое любопытство и все. И собственно я не вижу особых различий между двумя Кореями в плане ценностей. Если посмотреть вглубь, то корейцы и там, и там суть одно и то же.

Ответить
Татьяна Габрусенко
14 years ago

У нас в данном случае разговор не о ценностях, а о культурах. Вы же не будете отрицать, что это культуры разные. Хотя, конечно, можно вообще все обощить. И тут и там корейцы, и тут и там две ноги, две руки... Только почему-то северяне, такие вроде бы одинаковые с южанами, плохо приживаются на Юге. Видимо, не все у них так одинаково.

Ответить
Coala
14 years ago

Дело не в культуре, а в укладе и привычках. Надо сказать, что и южные корейцы сегодня уже не те, что были лет 15 назад, при диктатуре. Иной менталитет понимашь! То же и в СК. Пересели в Сеул корейца из какого-нибудь захолустного городка на юго-западе РК, и ему тоже будет многое чуждо и неуютно. Говоря словами небезызвестной здесь, но куда-то пропавшей Алины, Вы сами туда поезжайте и увидите. Действительно, надо пожить несколько лет и на Юге, и на Севере, чтобы разглядеть большое сходство за массой мелких различий между двумя корейскими половинками. Причем, на мой взгляд сейчас этого сходства больше, чем в предыдующую эпоху.

Ответить
Dragon
14 years ago
Дело не в культуре, а в укладе и привычках. Надо сказать, что и южные корейцы сегодня уже не те, что были лет 15 назад, при диктатуре. Иной менталитет понимашь! То же и в СК. Пересели в Сеул корейца из какого-нибудь захолустного городка на юго-западе РК, и ему тоже будет многое чуждо и неуютно. Говоря словами небезызвестной здесь, но куда-то пропавшей Алины, Вы сами туда поезжайте и увидите. Действительно, надо пожить несколько лет и на Юге, и на Севере, чтобы разглядеть большое сходство за массой мелких различий между двумя корейскими половинками. Причем, на мой взгляд сейчас этого сходства больше, чем в предыдующую эпоху.

Готов подписаться под каждым словом.

Ответить
Митридат
14 years ago

Сходства, безусловно, много. Когда предлагают видеть в Северной Корее одну лишь копию сталинизма, я категорически не согласен. Очень многие северокорейские явления, как мне кажется, хотя по форме и напоминают СССР полувековой давности, но имеют совсем иную природу, корейскую. И не случайно в КНДР, в отличие от СССР и Китая, произошло плавное перерастание от жестокой диктатуры да сразу в застой, минуя "оттепель".

Корейцы отличаются от русских своей основательностью - этим они чем-то напоминают немцев и швейцарцев. К новому относятся недоверчиво, но уж если решили освоить - доведут до логического завершения, в этом можно быть уверенным. В России многие жестокие режимы компенсировались массовым пофигизмом, корейцам же он не свойственен. Поэтому когда Артемий Лебедев выложил свои фотографии с издевательскими комментариями, я прежде всего обратил внимание на чисто выметенные дорожки - в России они скорее хоть немного, но замусорены. Сюда нужно добавить невероятную выносливость корейцев, а также их многовековую привычку жить в крайне неблагоприятных жизненных условиях. Режим не разваливается не потому, что он хороший, а потому, что пока ещё живы отдельные представители поколения, которые помнят, что когда-то было ещё хуже, когда-то был просто голод, а сейчас - по крайней мере паёк (хотя голод всё равно время от времени случается). Да, жить трудно, но северные корейцы думают - мы сильные, мы перетерпим, мы и не такое вытерпеть могли. Возможно, я циничен, но чтобы рухнул северокорейский режим, нужно, чтобы умерли все (или почти все) представители партизанского поколения. Сейчас же ещё многие генералы и маршалы - из партизанского поколения.

Ответить
Dragon
14 years ago
Возможно, я циничен, но чтобы рухнул северокорейский режим, нужно, чтобы умерли все (или почти все) представители партизанского поколения. Сейчас же ещё многие генералы и маршалы - из партизанского поколения.

Точно! Вообще, на мой взгляд довольно долгий траур после смерти Ким Ир Сена был вызван тем (вот тут я, пожалуй, еще больший циник, чем Вы), что младший Ким ждал, когда перемрут или станут полностью недееспособными те, кто окружал покойного вождя (среди его соратников было много людей примерно одного с ним возраста). А до этого - просто не делал никаких резких движений под формальным предлогом траура по отцу. То есть, он тем самым ограничил свободу движений не только себе, но и им.

А для людей возраста, в котором почил папа-Ким (а он как и Мао прожил 82 года), почти четыре года траура - это уже проблематичный срок, чтобы по окончании его сохранить бодрость и умение ориентироваться в пространстве.

Ответить