Приветствуем! Мы запустили новую версию форума. Надеемся что вам она понравится. Если вы нашли проблему или у вас есть предложения - напишите нам :)
Написать комментарий...
タラス
8 years ago
А Вы по-русски смысловые различия между "любимый" и "любящий" различаете?

Разумеется. Именно поэтому вопрос и задал. Если добавить 私が/の или 私を, то, конечно же, всё станет предельно ясно. Насчёт 愛してくれる я не думал, но речь то не обязательно обо мне. Если предложение «дома его ждёт любящая жена», то как здесь? С くれる понятно - это по отношению к 1 лицу. А если от 3 к 3?

Ответить
Mitamura
8 years ago
То есть при помощи くれる можно уточнять смысл? Интересно, не знал.

Я опирался на Алпатова, который приводит кучу примеров на то, что "мишень релятивизации" может быть как подлежащим, так и дополнением, обстоятельством, и вообще чем угодно. Например:
山田さんが猿を飼っている→猿を飼っている山田さん、山田さんが飼っている猿
子供が庭で遊んだ→子供が遊んだ庭
?→セーターにワインを零した染み
?→ケーキが焼ける匂い
(студент купил книгу, у студента купили книгу, для студента купили книгу)→本を買った学生
?→頭がよくなる本
?→五分で寝ちゃった映画

На самом деле тут
×(студент купил книгу, у студента купили книгу, для студента купили книгу)→本を買った学生
〇 Студент купил книгу -> студент, купивший книгу
学生が本を買った → 本を買った学生
Мы тут говорим о формировании определений, которые соответствуют причастным оборотам в русском языке,
поэтому
если "у студента купили книгу", то "студент, продавший книгу" 本を売った学生
если "для студента купили книгу", то "студент, получивший в подарок книгу" или точнее "студент, которому купили в подарок книгу" 本を買ってもらった学生
Где-то так...

Ответить
Mitamura
8 years ago
Разумеется. Именно поэтому вопрос и задал. Если добавить 私が/の или 私を, то, конечно же, всё станет предельно ясно. Насчёт 愛してくれる я не думал, но речь то не обязательно обо мне.

То-то и оно, что разумеется(вернее подразумевается), что если нет субъекта в японском выражении, то необходимо прежде всего предполагать, что субъектом является первое лицо. (Дело в том, что японцы не любят "я"-кать! Об этом пишется не только в учебниках по японскому языку, но и в литературе, касающейся японского менталитета).
Кроме того, если это не первое лицо, то скорее всего имеется в виду субъект, являющийся темой ( о ком собственно ведется речь).
В этом основное различие от примеров, которые приводятся в учебниках начального уровня, от примеров для среднего уровня и того японского языка, который используется в повседневной жизни.

Если предложение «дома его ждёт любящая жена», то как здесь? С くれる понятно - это по отношению к 1 лицу. А если от 3 к 3?

Вы уже сами привели вариант ответа. Все зависит от が/の или を
家では彼を愛する妻が待っている - «дома его ждёт любящая жена»,
家では彼が/の愛する妻が待っている - «дома его ждёт жена, которую он любит»,
Где-то так...

Ответить
タラス
8 years ago

Понятно, благодарю за разъяснение.

Ответить
fir-tree (蝦夷松)
8 years ago
На самом деле тут
×(студент купил книгу, у студента купили книгу, для студента купили книгу)→本を買った学生
〇 Студент купил книгу -> студент, купивший книгу
学生が本を買った → 本を買った学生
Мы тут говорим о формировании определений, которые соответствуют причастным оборотам в русском языке,
поэтому
если "у студента купили книгу", то "студент, продавший книгу" 本を売った学生
если "для студента купили книгу", то "студент, получивший в подарок книгу" или точнее "студент, которому купили в подарок книгу" 本を買ってもらった学生
Где-то так...

Наверное, это годится на уровне "для чайников". Но перестать доверять Алпатову, McCawley, Tsunoda, Kurosawa, Matsumoto, Mikami, Teramura я не стану, извините. В частности, пример со студентом опубликован Matsumoto Yoshiko, и научной полемики не вызвал.

Ответить
Mitamura
8 years ago
Наверное, это годится на уровне "для чайников". Но перестать доверять Алпатову, McCawley, Tsunoda, Kurosawa, Matsumoto, Mikami, Teramura я не стану, извините. В частности, пример со студентом опубликован Matsumoto Yoshiko, и научной полемики не вызвал.

Вроде бы никто никого не заставляет что-то делать и никто ни с кем не спорит... 🙂
Если же возвратиться к самому приведенному примеру, то в случае определений для студента, я думаю, что мои варианты верны!
Другое дело, что можно сделать определения для книги и вот тогда действительно, для
"学生に買った本"
варианты "книга, купленная у студента" и "книга, купленная для студента"
будут похожи и различить их можно будет по контексту...
Что же касается публикации Matsumoto Yoshiko, то если возможно, было бы интересно посмотреть ссылку...
Где-то так...

Ответить
fir-tree (蝦夷松)
8 years ago
Вроде бы... никто ни с кем не спорит...

Мне так не показалось.

Matsumoto Yoshiko (1997).Noun-Modifying Constructions in Japanese: A Frame-Semantic Approach. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins.

Ещё часто цитируются
Teramura Hideo (1975-78).Rentai-shushoku no shintakkusu to imiNos. 1-4. In Nihongo Nihonbunka 4-7, pages 71-119, 29-78, 1-35, 1-24. Osaka: Osaka Gaikokugo Daigaku. (In Japanese). Переиздано: (1992). In:Teramura Hideo Ronbunshuu I. Tokyo: Kuroshio.
может быть, Timothy Baldwin (1998).The Analysis of Japanese Relative Clauses. Master's thesis, Tokyo Institute of Technology.

Ответить
fir-tree (蝦夷松)
8 years ago
Если же возвратиться к самому приведенному примеру, то в случае определений для студента, я думаю, что мои варианты верны!

Да, видимо, верны. И их можно употреблять, если захотеть сказать более точно и однозначно. Но это не отменяет неоднозначности самой первой конструкции.

Вообще неоднозначность отношений между определяемым словом и определяющим предложением - по-видимому, сродни неоднозначности отношений между топиком (выделяемым は) и главным предложением.

Ответить
fir-tree (蝦夷松)
8 years ago

Пишу чисто поделиться радостью: в сети появилось (я только сегодня обнаружил) отсканированное первое издание замечательной книги
Мушинский А. Ф. Обиходные выражения японского языка. (2003)

Рекомендуется всем новичкам! Многие вещи полезно учить наизусть.

Второе издание имеет фуригану, ждём, что и его когда-нибудь отсканируют...

Ответить
タラス
8 years ago

Спасибо 😉

Ответить
タラス
8 years ago

У меня возник вопрос по отрицанию. В русском языке мы можем отрицать в прицнипе любое слово в предложении, т.е. можно сказать «совсем не понял» и «не совсем понял», при этом смысл будет отличаться. В первом случае я не понял ничего, во втором - понял частитично, или же не уверен, что понял правильно. С первым мне понятно - 全然分かりません. А вот как быть с частичным отрицанием? Другими словами, как сказать «я не совсем понял» или «я не всё понял»?

Ответить
Mitamura
8 years ago
... Другими словами, как сказать «я не совсем понял» или «я не всё понял»?

ちょっとわかりません。 "Я немного не понял = Я не всё понял."
Обычно, эта фраза достаточно часто появляется в учебниках для начинающих...
Где-то так...

Ответить
OdinO4ka
8 years ago

А кстати, может ли эта фраза расцениваться как вежливый ответ вышестоящему (хотя подразумевается, что ты ничего не понял).

先生:このテクストを分かる。
学生:すみません、ちょっと分かりません。

Ответить
Mitamura
8 years ago
А кстати, может ли эта фраза расцениваться как вежливый ответ вышестоящему (хотя подразумевается, что ты ничего не понял).

先生:このテクストを分かる。
学生:すみません、ちょっと分かりません。

Может! Только в диалоге необходимо исправить
先生:このテクスト(の内容・問題)をが分かる?
О причинах исправления см. в постах выше...
Где-то так...

Ответить
Kawakami
8 years ago

Всем доброго дня!
Подскажите, пожалуйста, как по-японски: билеты с обозначенными местами?

Ответить
fir-tree (蝦夷松)
8 years ago

Как сказать по-японски такую фразу?
"Есть то, в чём она тебя лучше. Это - ..."

Ответить
Mitamura
8 years ago
Всем доброго дня!
Подскажите, пожалуйста, как по-японски: билеты с обозначенными местами?

指定席の切符 билеты с обозначенными местами
自由席の切符 без указания места (посадка на свободные места)

Где-то так...

Ответить
Mitamura
8 years ago
Как сказать по-японски такую фразу?
"Есть то, в чём она тебя лучше. Это - ..."

В японском языке очень много вариантов... Например, можно сказать так.
彼女は君より優れた点/ところ/分野があります。それは・・・
Где-то так...

Ответить
fir-tree (蝦夷松)
8 years ago

優れた, значит... А можно сказать 優れたこと? Или 優れたの? (...があります)
И ещё, какие могут быть слова вместо 優れた? Какие-нибудь ещё синонимы или приблизительные синонимы? Особенно если вкладывать смысл "лично для меня лучше".

Большое спасибо!

Ответить
Kawakami
8 years ago

Здравствуйте! Спасибо, Mitamura san! Помогите, пожалуйста, красиво собрать эту фразу, написанную на открытке с гимнасткой:
どこまで美しくなれるのだろうか人間 Моя версия: до каких все-таки пределов можно стать красивым, человечество(как обращение?) 😉?

Ответить
Mitamura
8 years ago
...Помогите, пожалуйста, красиво собрать эту фразу, написанную на открытке с гимнасткой:
どこまで美しくなれるのだろうか人間 Моя версия: до каких все-таки пределов можно стать красивым, человечество(как обращение?) 😉?

Если дословно переводить, то Ваш перевод верен! Если переводить ближе к русскому языку, то например
"Человек! Где же предел твоей красоты?!"
Где-то так...

Ответить
Kawakami
8 years ago

Спасибо большое! То, что нужно!

Ответить
OdinO4ka
8 years ago

Подскажите пожалуйста как переводится и когда используется вот эта форма (дальше копирую из учебника для подготовке к N4)

~たまま

Образуется
Vた形+まま、ままだ、ままのN

Примеры
お父さんは、昨日、テレビをつけたままねていました。
雨のぬれたままだと、かぜをひくよ。
パジャマを着たまま、食事をしないで。
買い物に行ったまま、まだ帰ってきません。

Ответить
Mitamura
8 years ago
Подскажите пожалуйста как переводится и когда используется вот эта форма (дальше копирую из учебника для подготовке к N4)

~たまま

Образуется
Vた形+まま、ままだ、ままのN

Примеры
お父さんは、昨日、テレビをつけたままねていました。
雨のぬれたままだと、かぜをひくよ。
パジャマを着たまま、食事をしないで。
買い物に行ったまま、まだ帰ってきません。

Во-первых, что такое まま я уже описывал ранеездесь.
Собственно там (как мне кажется) я ответил на вопрос о смысле ままだ、ままのN.
Vた形+まま обозначает, "оставить положение вещей таким образом, каким оно стало после действия, выраженного глаголом V.

Примеры
お父さんは、昨日、テレビをつけたままねていました。 Отец уснул, оставив включенным телевизор.
雨のぬれたままだと、かぜをひくよ。 Если остаться промокнувшим (не вытереться или переодеться), то можно простудиться!
パジャマを着たまま、食事をしないで。 Не кушайте, оставаясь в пижаме! (Не садитесь за стол за стол, не переодевшись!)
買い物に行ったまま、まだ帰ってきません。 Он(а) уш-ел(-ла) за покупками и так еще и не вернул-ся(-ась)

Где-то так...

Ответить
OdinO4ka
8 years ago

Спасибо за ответ. Извиняюсь, что не нашел ответ ранее, но поисковик форума как-то плохо дружит с каной.

Правильно ли я понимаю перевод

日本語が上手だから、アルバイトをしたらどうですか。 Почему не работаешь, хотя хорошо владеешь японским языком? (меня чуть-чуть смущает だから)

Ответить