О сандале.
Его роль в Юго-Восточной Азии подобна роли кедра на древнем Ближнем Востоке.
Кедр, из которого был построен храм Соломона или сделан саркофаг для египетской мумии, символизировал бессмертие духа, точно так же, как и он.
Уместнее, пожалуй, было бы сравнить сандал со священным растением кельтских жрецов друидов — омелой, живущей на ветвях дуба. Корни сандала проникают в ткань корней других растений — пальм, бамбука, сахарного тростника, сиамской кассии. Но они способны получать питательные вещества и непосредственно из почвы.
Чудесная белая или желтоватая душистая древесина и сейчас ценится высоко, а в древности и вовсе почиталась бесценной.
Его санскритское имя «чандана» — производное от малайского «чендана»: родина сандала — Индонезия и Малайзия.
Еще в древности сандал был завезен в Индию и успешно культивировался там — она стала его второй родиной. В китайских источниках слово «чандана» появляется в 357 году. Морем, по Индийскому океану, или сушей, по Великому Шелковому пути, его везли на Ближний Восток. Персидские и арабские корабли вместе с восточными пряностями развозили его во все концы средневековой Азии и в Рим — Византию.
Признанное превосходство индокитайских ароматических веществ и неистощимые источники их в странах Южных морей, где «бальзамом и камедью плачут рощи», породили представление о сказочном благовонном «дереве небожителей», растущем в даосском раю: его ветви — алоэ, цветы — гвоздика, листья — пачули, смола — ладан, корни — сандал. Благоуханный сандал применялся в медицине. «Умащайте тело белой чанданой, и вы сможете избавиться раз и навсегда от недуга лихорадки», — советует тантрическая «Шурангама-сутра». Китайский фармаколог Чэнь Цанци (VIII в.) утверждал, что сандал способствует рассеянию «паров нечистой силы» (т. е. имеет ветрогонное действие). В Средние века арабы употребляли его для избавления от желудочных колик.
Для европейцев сегодня сандал — это прежде всего ароматические палочки. В Китае они были обязательными предметами при жертвоприношениях в культе предков, конфуцианских, даосских, буддийских обрядах.
Буддийские книги «пропитаны» благовонными образами. Санскритское «гандха» — «благовонный» — часто означает просто «относящийся к Будде».
В древней японской столице Нара, в императорской сокровищнице Сёсоин в храме Тодайдзи, сохранился роскошный экземпляр китайской курильницы-кадила из сандалового дерева с растительным орнаментом, выполненным золотом, серебром и драгоценными камнями.
Сандал превосходно подходит для изготовления изящных произведений прикладного искусства — коробочек для ювелирных изделий и тому подобных миниатюрных сокровищ. В Сёсоине имеется ларец из сандалового дерева, украшенный геометрическим орнаментом, который инкрустирован сандалом, самшитом, черной хурмой, белой слоновой костью и слоновой костью, окрашенной в зеленый цвет. Живописные свитки накручивались на сандаловые цилиндрические оси с наконечниками из белой яшмы, янтаря или горного хрусталя и хранились в сандаловых ларцах из соображений вполне прозаического свойства — для «уничтожения ползучих созданий».
С помощью сандала на Дальнем Востоке даже узнавали время!
По горящим куреньям
Узнаю я ночные часы, —
писал поэт VI века Юй Цзянь-у.
«Часы-куренья» представляли собой узор, искусно выполненный из размельченного в порошок сандала на плоской деревянной или каменной плите, на которой были вырезаны знаки, обозначающие отрезки времени. Огонь двигался по узкой «дорожке» курении, тянущейся от одного знака к другому. Такие часы обычно назывались «печати из благовоний», потому что старинные узоры, составленные из курений, напоминали рисунки, вырезавшиеся на личных печатях знати.
Говорят, что история мира — это книга, которую пишет Бог в поучение и назидание людям.
Если это так, то история сандала — это притча о том, как Бог создал чудо — дерево необыкновенной красоты, с удивительными свойствами, способное исполнить практически любое желанье. И о том, как в соприкосновении с чудом раскрывается суть каждого человека: кто-то с его помощью измеряет время, купцы едут за ним на край света, богачи швыряют его на ветер, верующие с его помощью молятся, врачи — лечат, скульпторы вырезают из него великолепные статуи буддийских божеств. А поэты пишут о нем стихи — и выясняется, что сандал — это просто метафора человеческой души.
Это мы все — великое чудо, созданное Богом. Это каждый из нас — зеркало, в котором окружающие видят каждый свое, выражающее его внутреннюю суть. Это мы, исполнив свое предназначенье, серым дымом уходим в холодные небеса.