> Если уж Ходорковскому и бояться торпед, так не с Китая, а со
> своей стороны. Слишком быстро растет, особенно после слияния
> с Сибнефтью. Не всем это понравится.
100% согласен.
> В Китае же дацинский сегмент, с его стремительно уменьшающимися
> собственными запасами, накрепко приколочен к Юкосу. Китай не Россия, и не
> бросит миллионы рабочих перерабатывающей отрасли на произвол судьбы.
Как понять бросит на произвол судьбы? Если нет сырья (гипотетически, конечно), то нет и заводов. А их персонал ищет работу в других отраслях. Это же экономика, а не благотворительность.
> Тем более, что Япония последние годы активизировала свою давнюю политику
> переноса хим. производств в Дунбей. Юкос же наиболее удобный с точки
> зрения транспортировки поставщик нефти в указанный регион. Т.е.
> нефтеперерабатывающая отрасль в Дунбее будет активно развиваться.
> Казахстанская нефть в деле Юкоса не помеха, тут всем хватит.
>
> Наиболее неприятные для России последствия активности третьих стран в
> Средней Азии, будь то Китай, "мировой гегемон", либо еще кто, могут
> принести как раз не труба, а транспортный коридор для других товаров.
> Транзит не менее серьезный источник дохода для России (по крайней мере,
> может быть не менее серьезным, при должном внимании к Транссибу), чем
> нефть. В тоже время, как уже было замечено выше, транспортный коридор
> через Среднюю Азию короче. Тот факт, что часть этого коридора проходит по
> России, на мой взгляд, не дает уверенности в том, что Россия сможет
> использовать сей фактор, для регулирования товарного потока и
> переориентации его части на Транссиб. С одной стороны, при наличии
> экономически более выгодного коридора, на Россию будет оказано просто
> колоссальное давление заинтересованных сторон (а их масса: все Европа,
> Китай, Япония, "гегемон" тоже не поскупится встрять, да и сами наши
> среднеазиатские другзья уже в другом хоре петь будут). С другой стороны, в
> России все, даже не выгодные ей решения чиновников, к сожалению, имеют
> свою денежную стоимость.
Трудно сказать. То, что колоссальное давление будет оказано – это факт. Сможет ли Россия ему сопротивляться и упереться не по-детски, я не знаю. В целом ряде случаев – упиралась до конца (как, например в случае с окорочками Буша-старшего).
Так же факт, что все проигрышные для России решения чиновников имею свою денежную стоимость. Но если политическое решение принято на самом верху (например, “идем в ВТО” или “строим трубу здесь”), то оно по существующему опыту оно будет худо-бедно выполняться.
То есть мне кажется, что если политическое решение препятствовать “великому шелковому пути” будет принято на самом верху, то оно будет выполняться. Я не знаю, честно говоря, каким образом, хотя вариантов тут достаточно.
> Транзит дает жизнь прилегающим к пути регионам. В России сейчас не мало
> населенных пунктов, которые живут (если это так можно назвать )
> благодаря транспортному коридору. Так вот что с ними будет, если и этот
> ручей иссякнет?
Как я понимаю, этот вопрос – риторический? Плохо будет регионам и людям там живущим. Совсем плохо... А это что интересно людям, принимающим такие решения?
Теперь мои ответы (и вопросы) Нимлатхе:
> Коридор "Ляньюньган-Роттердам", действительно, заканчивается в
> Роттердаме. Ваша логика безупречна.
“Птица Говорун отличается умом и сообразительностью.” (c) "Тайна третьей планеты". Это я про себя и свою логику.
Какова загрузка этого транспортного коридора? А Трансиба? Есть какие-то проектируемые мощности по загрузке обоих путей?
> Japetus, ранее Вы отстаивали неизбежность русского транзита при перевозках
> чего угодно из Средней Азии в Китай - так мы с Вами уже сместили акценты?
Ну, положим, я говорил только о углеводородах. Насчет китайских пуховиков я скромно помалкивал.
> Между тем, если вспомнить о переброске среднеазиатских углеводородов из
> Казахстана и Туркмении в Китай, то идея русского транзита кажется мне как
> раз аналогом ишаков и воздушных шаров: это очень неудобный маршрут.
> Особенно, если иметь в виду, что его, этого транзитного маршрута просто нет.
Это да, но давайте смотреть. Возможные пути строительства трубопровода с точки зрения средниазиатских баев:
1) Туркменистан -> Казахстан -> Китай
2) Казахстан –> Туркменистан -> Афганистан -> Пакистан -> танкеры
3) Казахстан –> Туркменистан -> Иран -> танкеры
4) Туркменистан -> Казахстан -> Россия -> Европа.
То есть, если у них есть деньги на все четыре маршрута, то флаг им в руки, да барабан на пузо. Но что-то подсказывает мне, что выбирать им приходится только один.
В первом случае покупателем является только Китай. Это означет полную ценовую зависимость от него. Не думаю, что Туркменбаши с Назарбаевым этому очень рады.
Я читал, что маршрут через Афганистан очень лоббировался в свое время отцом всех туркмен. Он на эту тему даже с талибами сдружился. Однако ж не срослось: талибов погнали и сейчас в местах предпологаемого прохождения трубы царит полный беспредел местных полевых командиров. Американцы, похоже, иллюзий о скором наведении порядка не питают.
Иран – на ближайшие годы на него закладываться бессмысленно.
Россия. Партнер, конечно стремный, но Ниязов вроде как недавно подписал с Россией соглашение на поставку газа.
> Китайцы много чего поняли за последние годы... В том числе и в вопросе
> договоренностей с разными там "отцами". Кстати... кабы, паче чаяния,
> поменялись бы мы с Ма Фуцаем местами, то по "чиста-конкретным" вопросам
> нефтегазового бизнеса лично я бы предпочел иметь дело с каким-нибудь
> саудовским принцем-ваххабитом или дремучим султаном, чем с российским
> правительством. Спокойнее как-то.
Вы не верите в способность Ali al-Nueimi (или кто там у ваххабитов нефтью заведует) взять за горло клиента? История показывает, уж что-что, а это арабы делать умеют!
А самыми голодными и непредсказуемыми деятелями чиста-конкретного нефтегазового бизнеса сейчас являются джентельмены в широкополых шляпах, сидящие в downtown’ах Далласа, Хьюстона и Сан-Антонио, а также их единоутробные братья в прикиде от Армани из Lower Manhattan.
“Миша - 2 Процента” и иже с ними, конечно круты, но все-таки на их фоне смотрятся бледно.
По большому счету все они одинаковы: и техасская нефтяная Коза Ностра, и российские братаны, и саудовские ваххабиты, и даже среднеазиатские баи. Если они монополисты – будут душить, если нет, то будут конкурировать друг с другом. А если возможный покупатель – только один, то уже покупатель душить будет.
> Можно, конечно, озаботиться возможным развитием ситуации в Туркмении и
> состоянием здоровья Назарбаева, бросить кости, погадать на черепашьих
> панцирях и отказаться от нефтегазопровода. А и в самом деле, вдруг тряхнет,
> а? Чего делать будем?
Вообще-то я считаю, что озабочиваться возможным развитием ситуации в Туркмении, состоянием здоровья Назарбаева и сотнями других проблем
просто необходимо перед миллиардными инвестициями. Иначе просто может получится, что денежки-то тю-тю...
> Japetus, знаете китайский ответ на этот вопрос? Посмотрите на плотину
> "Санься", сооруженную в сейсмоактивной густонаселенной зоне.
> Энергетический голод надо утолять здесь и сейчас, а Вы за китайцев
> стратегические риски просчитываете...
Да я вроде в McKinsey, BCG или PWC не работаю и меня китайское правительство стратегические риски просчитывать не нанимало
