нашёл интересную книжку, называется
Мотоциклетный туризм. М., «Физкультура и спорт», 1972
Советская конечно, но есть много интересного, поучительного и актуального.
Привожу одну главу. Мотоциклистам читать обязательно! Специально для нас, любителей поездить по горам. Надеюсь многих убережёт от травм и падений.
Мотоциклист на горных серпантинах
Путешествие на мотоцикле в горы всегда увлекательно. С каждым новым поворотом открываются незабываемые пейзажи, а на головокружительных подъемах и спусках испытываешь истинное упоение движением. Горы многое дают, но они обязывают и водителя быть «на высоте». Искусство вождения мотоцикла по горным дорогам дается не сразу. Поэтому первое время, пока не освоитесь, быстро ехать не рекомендуется. Да и дорога сама об этом напомнит, когда почувствуете раз-другой, что с трудом вписались в вираж.
Ездить по горным дорогам с асфальтовым покрытием на мотоцикле легче, чем на автомобиле: именно на таких дорогах особенно ярко проявляются лучшие качества мотоцикла — маневренность и динамика. Но этими качествами надо пользоваться умело, помня, что за ошибки на горной дороге водитель расплачивается гораздо более высокой ценой, чем на обычной.
Довольно распространенная ошибка— неправильная оценка кривизны поворота, а отсюда несоответствие выбранной скорости или наклона мотоцикла действительному радиусу поворота дороги, в результате чего мотоцикл уходит с намеченной траектории. Стоит ли объяснять, к чему это может привести.
Большинство поворотов на горных дорогах закрыто отвесными скалами, и в случаях, когда поворот не просматривается и дальнейшая кривизна его неизвестна, следует снизить скорость до такого предела, чтобы можно было вписаться в самый неожиданный и крутой вираж. Если не соблюдать этого правила и продолжать движение, уповая на интуицию, то возможны неприятные варианты. На левом закрытом повороте мотоциклист в ожидании крутого виража слишком сильно наклоняет машину и оказывается на встречной полосе движения. Или же, рассчитывая на плавный вираж, он проходит его с повышенной скоростью и вылетает с асфальта на обочину (хорошо, если не за нее), так как поворот оказался крутым. На правом закрытом повороте опаснее всего случай, связанный с превышением скорости, когда мотоцикл выносит на левую сторону проезжей части.
Причиной увода мотоцикла с намеченной траектории на поворотах горных дорог могут быть не только просчеты водителя, но и неправильно спрофилированные виражи (с обратным уклоном), часто встречающиеся на старых дорогах. Обычно на фоне гор такие виражи распознать трудно. Поэтому будьте готовы к подобным «встречам».
Другая неприятность, поджидающая мотоциклиста на виражах,— щебенка, выброшенная с обочины на асфальт колесами автомобилей. Въезжать на щебенку с наклоном мотоцикла рискованно. Перед щебенкой следует быстро притормозить, выровнять мотоцикл, постараться проехать по ней без наклона и затем опять положить машину в вираж. Особая опасность в такой ситуации возникает при прохождении левого виража, поскольку в результате выравнивания мотоцикл приближается к краю дороги. Поэтому, принимая на повороте, в соответствии с правилами, крайнее правое положение, оставляйте место для возможного маневра.
На горных серпантинах очень важно грамотно пользоваться передачами, газом и тормозами. Например, при движении в гору, особенно на закрытых поворотах, не всегда известно, насколько крутым будет подъем. И если появляется необходимость включить низшую передачу, делать это надо четко и быстро. После того как часть виража пройдена и дорога начинает просматриваться, постепенно прибавляйте газ, чтобы продолжать подъем с запасом мощности. На поворотах с крутым подъемом для перемещения центра тяжести вперед не забудьте как можно больше наклониться к рулю. На прямых подъемах со значительной крутизной следует даже привстать на подножках и еще больше наклониться. Это же попросите сделать пассажира.
Перед крутым подъемом включайте нужную передачу заблаговременно, чтобы до конца подъема пользоваться только ручкой газа. Если передача выбрана неправильно и двигатель «садится», как можно быстрее переходите на низшую передачу. Задержка в переключении передач может привести к остановке мотоцикла на подъеме и опасному откату назад. Если это случилось и удержать на тормозах мотоцикл не удается, постарайтесь предотвратить скатывание: вывернув руль влево и наклонив машину в сторону подъема, разверните ее поперек дороги и завалите на подножку. Действовать надо быстро и решительно — здесь секунды решают все. После остановки слезьте с мотоцикла, разверните его и спуститесь под уклон. Вновь преодолевая подъем, не допускайте другой крайности — двигаясь на одной из низших передач, не увеличивайте резко подачу газа: мотоцикл может опрокинуться.
Перед «вершиной» крутых подъемов газ следует немного сбрасывать, тогда машина преодолеет перелом профиля без отрыва переднего колеса от дороги. Зачастую перелом профиля скрывает от водителя дальнейшее направление дороги. Будьте к этому готовы и постарайтесь определить направление возможного поворота по окружающему пейзажу.
Преодоление подъемов, особенно затяжных, всегда связано с повышенной нагрузкой на двигатель. Если долго ехать на низших передачах, двигатель мотоцикла быстро перегреется. Поэтому даже на коротких пологих участках между поворотами для снижения оборотов двигателя следует включать более высокую передачу. Конечно, выбранная передача должна соответствовать возможностям машины.
Впрочем, на горных дорогах бывают не только подъемы, но и спуски. И как ни велик соблазн охладить на спуске двигатель, отключив его от трансмиссии, пользоваться накатом запрещено правилами. Двигатель достаточно охладится, если вы будете ехать под уклон на прямой передаче с «убранным» газом. Если имеется декомпрессор, полезно включить его на несколько секунд: большое количество воздуха, всосанное в цилиндр, способствует хорошему охлаждению.
Поскольку двигатель на горных дорогах постоянно соединен с ведущим колесом, на спусках он выполняет функцию тормоза. Чем ниже включенная передача, тем интенсивнее эффект торможения. Следует придерживаться такого правила: спускаться на той передаче, на которой бы вы осуществляли подъем по данному участку дороги. Тормозя двухтактным двигателем, время от времени прибавляйте газ — стенки цилиндров и подшипники при «закрытой» ручке недостаточно смазываются.
Тормозами пользуйтесь кратковременно, только в помощь двигателю. Иначе накладки и барабаны настолько разогреются, что тормоза потеряют эффективность. Положение обычно ухудшает расплавленная мазка подшипников, которая, вытекая, замасливает барабаны.
Перед поворотами, требующими значительного снижения скорости, следует применять оба тормоза, но в момент наклона мотоцикла ручной нужно отпустить: в противном случае мотоцикл будет трудно положить в вираж.
Проходя повороты с большим наклоном мотоцикла и одновременно тормозя или переключая передачу, следите, чтобы ступня не зацепилась о покрытие дороги. В связи с этим уместно напомнить, что по горным дорогам лучше ездить в закрытой обуви.
В горах всегда будьте готовы к разъезду со встречным транспортом. Прислушивайтесь к шуму двигателей автомобилей и звуковым сигналам, которые обязаны подавать водители перед поворотами. Там, где серпантины хорошо просматриваются вдаль, опытные водители запоминают количество автомобилей и рассчитывают примерное место встречи с ними. Если предстоит разъезд с транспортом на узкой дороге, ищите «карман», где легче будет разминуться. Особенно остерегайтесь встреч на виражах узких дорог, так как водителю крупногабаритного автомобиля волей-неволей придется заехать на вашу сторону.
Вождение мотоцикла по горным дорогам без асфальтового покрытия — дело нелегкое. Гравий или щебенка, покрывающие дорогу, не всегда обработаны вяжущим составом и порой бывают настолько рыхлыми, что руль удерживаешь с трудом. Особенно сложно в таких условиях проходить повороты: приходится двигаться с минимальной скоростью, стараясь не наклонять мотоцикл. Зачастую подобные дороги не имеют обочины и проезжая часть отделяется от обрыва в лучшем случае только защитными столбиками.
Бывают горные дороги вообще без покрытия. Как правило, они в плохом состоянии: приходится объезжать бесконечные выбоины и камни, упавшие со склонов. Наиболее опасны плоские камни, которые, будучи подхвачены протектором, могут заклинить в крыле переднее колесо. На поворотах в таких случаях падение неминуемо. Дороги без покрытия часто имеют осыпавшиеся участки в сторону обрыва, глубоко врезавшиеся в проезжую часть. К тому же такие дороги иногда пересекаются бурными потоками, форсировать которые не так-то просто. Преодолевать подобные преграды нужно под небольшим углом навстречу движению воды, чтобы быть подальше от обрыва в случае падения на скользких камнях.
Мотоциклисты, впервые попавшие на горные дороги, нередко переоценивают себя, что порождает чувство самоуверенности. Никогда не ездите на пределе своих возможностей! Опытный водитель даже по знакомой дороге едет так, как ехал бы по ней впервые. За известным, казалось бы, поворотом возможны осыпь, упавший камень, лужа масла, остановившийся на проезжей части неисправный автомобиль.
Движение по горной дороге требует от водителя неослабного внимания. И хотя путешественникам всегда хочется посмотреть по сторонам, насладиться окружающей природой, делать этого за рулем не следует. Ищите в наиболее красивых местах площадки, глушите двигатель, и тогда в наступившей тишине особенно остро ощутите неповторимую радость человека, попавшего в горы.
Рассказывая о специфике вождения мотоцикла в различных дорожных условиях, мы часто говорили о возможности падения. Плохое покрытие, скользкая дорога, щебенка на вираже легко могут выбить неопытного мотоциклиста из седла. (выделил Puercha) Не случайно в этой главе было уделено много внимания опасностям, подстерегающим водителей на различных дорогах и при любой погоде. Согласитесь, всегда лучше изучить чужой опыт, чем накапливать собственный в столь неприятном деле.