Южно-Китайское море: борьба за ресурсы и влияние в АТР обостряется22 мая 2015 г.
Недавний визит в Пекин госсекретаря США Джона Керри привлек внимание к еще одной точке мира, где борьба за контроль над природными и экономическими ресурсами, а также за стратегическое влияние между Китаем и рядом региональных стран, за спиной которых стоят США, может реально привести к серьезному глобальному конфликту.
Главной темой визита Джона Керри в Китай стала обеспокоенность Вашингтона темпами и размахом китайских проектов по освоению спорных островов, скал и рифов в Южно-Китайском море. Речь идет о Парасельских островах (в 1978 г. Китай захватил шесть из них) и особенно об архипелаге Спратли. Китай давно претендует на большую часть акватории Южно-Китайского моря, что вызывает встречные претензии и попытки противодействия со стороны других государств данного района: Брунея, Тайваня, Филиппин, Вьетнама и Малайзии.
Несмотря на свой крошечный размер, спорные территории имеют важное экономическое и военно-стратегическое значение. Проведенные тут изыскания и исследования подтвердили наличие на шельфе значительного количества нефти и газа. По данным министерства энергетики США, в районе Рид-бэнк архипелага сосредоточено до 5,4 млрд баррелей нефти и до 55,1 трлн кубометров природного газа. Кроме того, в морской акватории добывается весьма значительное количество рыбы и других морепродуктов.
Архипелаг Спратли, Парасельские острова и Тонкинский залив имеют также важное стратегическое значение. Если одно государство приобретает контроль над этими островами, оно может контролировать общее экономическое развитие и торговлю в регионе и получить военно-стратегические преимущества. Архипелаги Парасельский и Спратли играют все большее значение, поскольку лежат на морских путях, соединяющих Тихий и Индийский океаны, по которым перевозятся нефть, газ и различные товары между Европой, Ближним Востоком и Китаем.
В настоящее время КНР имеет свои военные гарнизоны на 8 или 9 коралловых островах Спратли, Вьетнам – на 21, Филиппины – на 8, Малайзия – на 3, Тайвань контролирует один, зато самый крупный остров – Тайпиндао, где построил взлетно-посадочную полосу.
В ходе своего визита в Пекин Керри встретился с председателем КНР Си Цзиньпином, министром иностранных дел Ван И и другими китайскими руководителями. Примечательно, что еще накануне визита госсекретаря в Вашингтоне заявляли, что Керри намерен задать «жесткие вопросы» китайскому руководству по поводу проектов освоения островов в Южно-Китайском море, которые контролирует Китай.
В настоящее время Китай развернул масштабные насыпные работы на спорных островах. За счет насыпки тысяч тонн грунта власти КНР фактически искусственно расширяют архипелаг Спратли, Парасельские острова и другие мелкие островки, скалы и рифы, споры о принадлежности которых тянутся не одно десятилетие.
По данным Пентагона, с 2014 года только на островах Спратли Китай насыпал 810 гектаров земли. Китайские строители и специалисты строят на этих искусственных островах опорные пункты с жилой инфраструктурой, причалы и взлетно-посадочные полосы, потенциально способные принимать военные самолеты и вертолеты. Все это может вызвать существенные изменение баланса военных сил в регионе и крайне беспокоит Вашингтон.
Китайская сторона перед визитом Керри категорически отвергла все обвинения в свой адрес. Государственные СМИ КНР назвали американские упреки «едва прикрытым лицемерием». На совместной пресс-конференции по итогам переговоров министр иностранных дел КНР Ван И жестко заявил, что Пекин намерен продолжать отстаивать свой суверенитет.
В свою очередь Джон Керри на пресс-конференции заметил, что «одним из признаков прочности американо-китайских отношений является то, что стороны не стесняются прямо высказывать друг другу взаимные претензии». По словам госсекретаря, на переговорах с китайской стороной он призвал руководство Китая предпринять шаги к сближению позиций с другими заинтересованными странами, содействовать снижению напряженности и «приблизить перспективу дипломатического решения».
В ответ Ван И заявил, что «решимость китайской стороны оберегать свой суверенитет и территориальную целостность тверда, как скала, и непоколебима». Впрочем, он также добавил, что у США и Китая «больше общих интересов, нежели разногласий» и призвал «действовать в духе взаимного уважения, ища точки соприкосновения и оставляя в стороне спорные моменты».
США открыто выразили обеспокоенность в связи с «опасными действиями и запугиванием» Китая в Южно-Китайском море еще год назад, после морских столкновений в начале мая 2014 года между силами КНР и Вьетнама. Столкновения произошли после того, как вьетнамские суда пытались помешать Китаю установить буровую вышку близ Парасельских островов. Это стало наиболее серьезным столкновением между двумя странами с 1988 года. Как известно, в марте 1988 года между Китаем и Вьетнамом в зоне архипелага Спратли произошел вооруженный конфликт с участием китайских и вьетнамских кораблей и военнослужащих у рифа Джонсон (Синь Коу). В ходе боев были потоплены 3 вьетнамских военных корабля, погибло около 70 моряков. В результате этих событий КНР захватила 7 рифов и атоллов архипелага Спратли, получив опорный плацдарм для дальнейших действий по установлению контроля над другими островами.
Именно поэтому год назад госдепартамент США назвал решение Пекина установить в этом районе буровую вышку «провокационным». «Эта односторонняя акция вписывается в поведение Китая, рассчитанное на укрепление своих притязаний на спорную территорию мерами, которые подрывают мир и спокойствие в регионе», – заявила бывшая в то время представителем госдепартамента США знаменитая Джен Псаки, призвавшая все стороны вести себя «профессионально».
В этом году США решили оказать на Пекин более сильное давление. Министр обороны США Эштон Картер объявил о намерении отправить американские военные корабли и самолеты в акваторию вблизи островов и рифов, искусственно созданных Китаем путем засыпки мелководных участков Южно-Китайского моря, для обеспечения «свободы мореплавания в международных водах». 11 мая к острову Наньвэй в Южно-Китайском море приблизился один из военных кораблей США.
Китай тут же отреагировал направлением к островам своего военного корабля с задачей слежения за действиями американского флота. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин объявила, что китайские военные продолжат отслеживать морскую и воздушную обстановку в Южно-Китайском море и защищать государственный суверенитет и безопасность. Хуа Чуньин также отметила, что Китай всегда выступает за свободную навигацию в этом районе. Однако свободная навигация не означает право на произвольный вход военных кораблей и самолетов одной страны в территориальные воды и воздушное пространство другого государства. Поэтому КНР будет «реагировать на любые действия, которые могут причинить ущерб суверенитету и безопасности Китая».
Именно после этого Джон Керри, бросив на время конфликт на Украине, войну с ИГИЛ на Среднем Востоке и проблему Ирана, срочно прибыл в Китай для снятия возникшего «опасного напряжения» между Вашингтоном и Пекином.
Как указывают эксперты, в отношении ситуации в Южно-Китайском море для США, на самом деле, важны три момента.
Первое – Вашингтон желает, чтобы при разрешении споров возобладало международное право, в данном случае Конвенция ООН по морскому праву (которую сами США, кстати, подписывать отказываются). Поэтому США против применения силы любой из сторон и поддерживают такие страны, как Филиппины и Малайзия, чьи претензии более обоснованны с юридической точки зрения, чем у Китая и Вьетнама.
Второе – через Южно-Китайское море проходят важнейшие морские судоходные пути. США не хотят, чтобы чьи-то территориальные претензии препятствовали свободному судоходству через спорные районы. Но эта позиция противоречит расширительной трактовке прав Китая в пределах его 200-мильной исключительной экономической зоны. Но Вашингтон считает, что ни Пекину, ни другим сторонам нельзя позволить распространять свой суверенитет на эти районы и ограничивать судоходство.
Третье – усиление Китая не должно нарушить баланс сил в Восточной Азии, и США готовы поддерживать страны региона, которые не могут или боятся самостоятельно противостоять могучему Китаю.
Достижение этих целей требует от США значительной гибкости, ибо в Вашингтоне не могут допустить, чтобы Китай задавил своих оппонентов в Южно-Китайском море, но в то же время и не желают явно вступаться за них или давать ложную надежду на то, что Вашингтон будет безоговорочно поддерживать их претензии.
Дилемма Вашингтона заключается в том, чтобы умерить амбиции Китая, не отталкивая его. Пока США в целом удается выдерживать такой сбалансированный подход. А Китай в свою очередь также сейчас не желает наращивания противостояния с США, но и останавливать свою «насыпную экспансию» в Южно-Китайском море или идти на уступки соседним странам не намерен.
Уже после визита Джона Керри в Пекин китайские власти ввели сезонный запрет на вылов рыбы в находящейся под его юрисдикцией акватории Южно-Китайского моря, который будет действовать с 16 мая до 1 августа. Официальные представители КНР назвали это «нормальной административной практикой, направленной на защиту морских биологических ресурсов, а также законной мерой, проводимой согласно соответствующим международным обязательствам и ответственностью китайской стороны». В связи с этим МИД Вьетнама выразил протест, заявив, что такая мера Китая нарушает суверенные права и юрисдикцию Вьетнама.
Учитывая нарастающий с каждым годом острый дефицит энергетических, продовольственных и прочих ресурсов в регионе, вполне можно предположить, что в будущем балансировать между миром и войной здесь будет все сложнее и сложнее. В итоге спорные территории в Южно-Китайском море могут стать зоной постоянной международной напряженности, бесконечных претензий государств региона друг к другу, военных захватов, водружений и сбрасываний флагов и пр., а в конечном счете и поводом для большой войны
http://www.tpp-inform.ru/global/5783.html