Автор Тема: О том, как выбрать начальную/среднюю школу в Китае  (Прочитано 9452 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alёna

  • Глобал-модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Карма: 33
  • Пол: Женский
    • обучение в Китае
  • Skype: studyinchina.ru
В помощь родителям, которым не совсем ясно, как выбирать китайские средние школы - давайте попробуем разобраться вместе.

Вообще, нам с Вами будет легче всего все школы в Китае поделить на чисто китайские и международные.
Значит, если обучение по китайскому учебному плану – то это первые. Если учебный план не официальный китайский, а английский, австралийский, американский или сразу всего понемножку – то это международная школа. Главная особенность международных средних школ в Китае: для лиц с китайским гражданством такие школы закрыты. Можно предположить, что так китайское правительство оберегает своих граждан от западного влияния. Как бы то ни было, но чаще всего эти школы не рассчитаны на средний китайский кошелек – обучение здесь стоит от 15 тыс.долларов США в год. Для сравнения в китайской – от 1000 долл.в год.


Структура китайской средней школы, распорядок дня.

А теперь о том, как проходит обучение в китайских средних школах? Чем оно отличается от привычной нам системы средних школ?

Во-первых, китайские средние школы чаще всего – это отдельные здания для младшей, средней и старшей средней ступеней.

Во-вторых, китайские школьные классы - это большие классы по 40-45 человек, именно такое количество разрешено законом. При этом обязательно к классу приставлен один преподаватель и один помощник преподавателя. В частных школах стараются выдерживать показатель 20-25 человек в классе.

В-третьих, особенностью китайских средних школ является их “служение народу” – то есть интересам родителей. В день у ребенка по семь уроков в одну смену с 8:00 и до 15:00-16:00. Как правило, учащиеся из школы в это время не выходят. Для особо занятых родителей, действует продленный день – вплоть до 19:00 (оплачивается отдельно).
В школе детей обязательно кормят обедом, завтрак или ужин – по желанию. Предусмотрен также час обеденного отдыха. В первых классах ученикам разрешают дремать на партах – считается, что учащиеся еще не совсем отвыкли от дневного сна, к которому они привыкли в китайском детском саду. В классах постарше в этот час можно погулять, посмотреть мультики, почитать или сделать домашнее задание. На деле, к сожалению, чаще всего, все ученики китайских средних школ в обед делают последнее. Иначе дома не остается свободного времени.

Четвертая особенность китайских средних школ – домашнее заданее. Его много, очень много. Знаете, наверное, это потому, что китайский язык - сложный и дается только множественным повторением изученного.
Даже на каникулах школа выдает своим ученикам обязательное домашнее задание, которое нужно сделать к началу нового учебного полугодия.

Пятая особенность: Большое внимание уделяется физической подготовке – в большинстве школ каждый день начинается с физической зарядки всех учеников на стадионе или площади школы. Урок физкультуры обычно начинается с пробежки 800-1000 метров. Именно поэтому, школьная форма китайской средней школы – это обычный спортивный костюм, учащиеся не переодеваются в течение дня.

Шестое: сильный коллективный дух. Особое внимание уделяется не только учебе, но и также социальному портрету каждого ученика. Китайская средняя школа пытается задавать ученику вопросы: кто ты в коллективе? Что ты сделал, чтобы наш коллектив и все китайское общество стало лучше?
Лично я на практике осознала всю важность этой догмы вот на каком случае. В китайском классе моего сына как-то выбирали кандидатов на общешкольные спортивные соревнования – по 2 человека от каждого класса. Руки подняли четыре человека. Преподаватель попросила кого-нибудь из этих четырех снять свою кандидатуру в пользу другого – дать возможность другим попробовать себя. Три руки сразу опустились. Мой сын, новичок, по-прежнему продолжал тянуть руку. Тогда преподаватель обратилась к нему с такой пафосной речью: хорошо, мы даем тебе возможность выступить на соревновании, потому что мы – весь класс – очень хорошо к тебе относимся.
Для меня, как для родителя был непонятен весь этот сыр-бор. Я-то думала, что сына выбрали, потому что он лучше всех в классе катается на роликах! Однако здесь налицо было воспитание скромности и самопожертвования, чего явно недоставало моему сыну.

Возраст, классы и изучаемые предметы. В школу обычно поступают дети с 6 лет и учатся в начальной школе шесть лет. То есть начальная школа здесь охватывает детей 6-11 лет. Что изучают они все это время? Детей учат читать и писать на китайском языке, а также математическим упражнениям. Кроме того, школьники младших классов изучают китайскую литературу и обязательно - английский. 
После окончания китайской начальной средней школы ученики (в возрасте 12 лет) сдают экзамены (обычно кит.яз., математику, англ.яз.) для поступления в китайскую младшую среднюю школу (срок обучения 3 года). Здесь к уже перечисленным предметам добавляются физика, химия, биология, история, идеология и политика, география. По всем этим предметам школьники сдают тестирование в конце каждого учебного года.
В возрасте 15 лет, учащиеся китайской младшей средней школы сдают экзамены для поступления в китайскую старшую среднюю школу (срок обучения 3 года) – на этот раз экзамены общегородские. По количеству баллов ученики распределяются в разные по уровню престижности китайские старшие средние школы. Престижность – это чаще всего показатели поступления в китайский вуз выпускников из конкретной старшей средней школы.
По окончанию старшей средней школы дети сдают устный экзамен по английскому языку с аудированием, практические экзамены по физике, биологии, химии и экзамен по информатике, ну и, конечно же, – свой китайский ЕГЭ – общегосударственный экзамен-тест, дающий баллы для поступления в вуз. Правда, отличие китайского ЕГЭ в том, что он – один состоит из нескольких разделов по математике, китайскому языку, истории и другим основным предметам.


Теперь давайте попробуем рассмотреть особенности обучения по-китайски в средних школах. Специфичность методов преподавания кроется в необычности китайского языка. За четыре тысячи лет использования иероглифического письма в Китае выработался основной метод научиться читать и писать - заучивание большого объема материала наизусть. Это очень легко представить себе на таком примере:  если русский ребенок возьмет газету, то для ее прочтения ему нужно знать всего 33 буквы, дальше уже он может читать, правда? Нашему ребенку нужно просто соединить эти буквы воедино, из них получится знакомое слово и его смысл ребенку станет сразу понятен.
Китайским же детям прежде, чем прочитать газету, придется запомнить большое количество (2-3 тысячи, а в идеале и все 6) иероглифических знаков. Так, в первый год китайской младшей школы школьники овладевают 300 иероглифами,  во второй – 600, через год они уже знают около 3000.
То есть постепенно, исторически сложился такой подход к овладению знаниями – сначала выучить как можно больше информации, чтобы потом суметь ее использовать. Поэтому в китайской школе ребенку постараются дать знания по предмету в большом объеме. Например, по отзыву преподавателей британских школ в Китае, шестой класс математики в китайской школе, по количеству изученного, соответствует восьмому классу британской.   
« Последнее редактирование: 17 Марта 2015 14:47:16 от Alёna »
Чтобы получать русскоязычные анонсы детских событий Пекина, подпишитесь на нашу рассылку - пришлите письмо с пометкой "интересно" на interesno@russianbeijing.com

Оффлайн Alёna

  • Глобал-модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Карма: 33
  • Пол: Женский
    • обучение в Китае
  • Skype: studyinchina.ru
 НАЧАЛЬНАЯ школа (первые шесть лет, возраст ребенка 6-12). Подробно пишу, какие из предметов даются (ребята, пишу больше про частные школы или «элитные» государственные, с другими близко не сталкивалась, буду рада Вашим дополнениям):
— китайский 语文 (дословно: язык и письмо) — скорее похож на чтение газетных рассказов, а также рассказов, знакомящих с чэнъюями. Присутствуют также заучивание танских-сунских стихотворений+ диктанты по изученным иероглифам, сочинения 300-600 иероглифов, реже — изложения, мини-доклады из интернета, прописанные учеником от руки 手抄报, например, про горы — по теме урока. Пиньинь дают в первом классе, но как повезет, если большинство учеников класса освоили его еще в саду, то мусолить не будут и сразу перейдут на иероглифы. Сами иероглифы в первом-втором классе по «ключам» разбирают, порядок написания черт и сами черты учат. Хотя мои дети, например, пишут безобразно и не по порядку — не привилось, видимо.
Интересно, что литературы как предмета, все шесть лет, как таковой нет. Тексты классиков проскальзывают (помню Лу Синя и Толстого), но хаотично. Стихотворения даются только с указанием династии и автора, тоже бессистемно, без исторического подхода, и уж точно без анализа, например, как менялся литературный слог или образность письменной речи от первого литературного памятника Шицзин до стихотворений Тан или Сун. Для примера дам выдержку из ожиданий по результатам от уроков литературы в российской начальной школе: "развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения". Когда я помогаю детям выучить стихотворение из программы китайской школы, они с большим удивлением замечают в нем скрытый эмоциональный подтекст. А если еще и иллюстрации нет, то... чистой воды зазубривание.
Иногда в некоторых текстах учебника, как в России, даются морализующие вопросы по тексту, предполагающие нравственно-воспитанные ответы. Развития речи, разбора предложений, выделения подлежащего+сказуемого — то есть такому же, как в российской системе, разбору синтаксиса внимание не уделяется. Склоняюсь к мысли, что в китайском языке грамматика простая и синтаксические категории уясняются на лету, особого внимания не требуют).
Мировой литературы нет (Дж.Родари, Сент-Экзюпери, мифы Древней Греции и другой обычный «российский набор» не читают).
— Математика: большой упор на устный счет многозначных чисел. Есть и задачи, но их меньше, чем в русских школах. Тематика задач тоже другая, из общих с русской программой, скажем, — задачи на «Из пункта А в пункт Б» или «за какое время выльется вода в бассейне»). Также совсем другое оформление задач, включая и такие мелочи, как, например, всем известное «другое» написание цифры 7, без нижней черты.
— науки (что-то типа «окружающего мира» с примесью свойств веществ), более подробно о самом подходе напишу в пункте о средней школе.
— музыка (у каждого свой музыкальный инструмент, вид инструмента один на весь класс, например, все с флейтами или все с губными гармошками), инструмент оплачивается отдельно),
— Физкультура — во-первых, это ежедневные утренние зарядки. Собственно урок физкультуры — два раза в неделю (пробежка 300-800 метров) и какой-то спорт, возможно, теннис, пинг-понг. Нет, как в России, единой программы, типа, в таком-то классе у всей страны пионер-бол, затем — баскетбол, волейбол, прыжки в длину, нормативы и тд..
— история (шапочное знакомство с династиями Китая).
— Предметы «Труд и домоводство» отсутствуют.
-  изобразительное искусство (восковые мелки+акварель+каллиграфия+живопись «гохуа»)

Отдельно хочется сказать по поводу эстетического воспитания — вот это то, чего мне лично очень не хватает в китайской школе. Во-первых, совершенно нет понятия «красивый интерьер» класса — шторы, цветные парты и прочие изыски отсутствуют. Во-вторых, никто не обращает внимания на прилежание с точки зрения красоты почерка, чистоты тетрадей, учебников, порядка в парте.

Смысл китайской начальной школы для иностранных детей я вижу такой: на выходе получаем хорошую языковую среду, иероглифику (более 3000 иероглифов, что примерно соответствует требованиям самого крутого HSK), филигранное произношение, шапочное знакомство с китайской поэзией и историей, сносное овладение музыкальным инструментом. Этих навыков достаточно для продолжения обучения в китайских и международных средних школах. Для обучения в российской средней школе, и просто для воспитания русского человека, придется самостоятельно давать ребенку русский синтаксис и литературу (русскую и мировую) по возрасту. Плюс патриотическое воспитание (праздники).
Из других вариантов начальной школы в Китае — иностранные школы (10-30 тыс.долларов в год) и русские школы.
Про следующий этап (средняя школа, напишу в следующем посте)
Чтобы получать русскоязычные анонсы детских событий Пекина, подпишитесь на нашу рассылку - пришлите письмо с пометкой "интересно" на interesno@russianbeijing.com

Оффлайн Alёna

  • Глобал-модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Карма: 33
  • Пол: Женский
    • обучение в Китае
  • Skype: studyinchina.ru
Средняя школа в Китае делится на 3 года основного среднего образования (7,8,9 классы, возраст 13,14,15 лет) и 3 года полной средней школы (10, 11, 12 классы, возраст ребенка 16, 17, 18 лет).
Здесь небольшой комментарий: обратите внимание, что поступить в полную (старшую) среднюю школу в Китай ребенок с российским (любым иностранным) аттестатом основной средней школы (девятилетки) может только с 10 класса китайской средней школы. То есть, да переходный год – это из 9 в 10 класс, но учиться потребуется полгода-год на вводном курсе китайского языка и 3 года на освоение программы старшей средней школы. Поступить из 9 класса российской школы в 11 или 12 класс китайской школы – не получится, это связано с учетностью для гаокао (об этом в другом посте).
Что у нас здесь по предметам? Добавляется химия и физика, биология, география, обществознание, информатика. В принципе, так же, как и в России, хотя в некоторых российских школах могут даваться также экология, экономика, черчение, философия, астрономия.
Специфичны способы организации знаний. В российской системе образования идет большой упор на теорию: скажем, химию в 8 классе мы начинаем учить с таких понятий, как место химической науки в общей картине естествознания, отличие химии от физики, понятие наименьших частиц, которые изучает химия и другая теоретическая информация. Таким макаром ребенку объясняются и раскрываются механизмы функционирования науки. То есть человек научается понимать общее через частное. Именно из такой методологии, как мне кажется, происходят навыки дотошности и вдумчивости русского человека, когда, например, ты разбираешь радиоприемник (общее и неизведанное), чтобы узнать, из каких деталей (частностей) он состоит.
В Китае же в первых классах средней школы дается химия в более практическом ее понимании — рассматриваются часто встречаемые в быту вещества, как они меняются (физически и химически), например, из каких газов состоит воздух, почему медные сосуды времен династии Шан зеленели, а железные периода Весны и осени – чернели. Наверное, такой подход, с точки зрения мотивации (новизна и успех в практической применимости знаний) гораздо более органичен человеческому мозгу.
Но здесь небольшое лирическое отступление: вот что меня больше всего раздражает в Китае, это то, что никто совсем не парится по поводу обобщения и теоретизации. Например, почему на Яндексе есть сервис по выбору бытовых приборов по параметрам, а в Китае его вообще нигде нет? Никому не интересно углубленное изучение рыночных предложений? Не интересно, что цена рисоварки отличается не только за счет мощности, но и за счет допфункций? Каких?
Или еще очень часто встречается: прибегаешь к услугам мастера по ремонту чего-нибудь. Он бегло осматривает поломку и говорит: надо менять весь блок. Никто обычно не заморачивается, не разбирает блок, пытаясь понять, в чем поломка. Я понимаю, что это быстрее и, в общем, недорого, но зачастую получается так, что меняется блок, а проблема не решена. Мастера в школе не научили думать общего к частному, поэтому он очень долго и напряженно придумывает возможную причину поломки, меняет, скажем, проводочки и оказывается, таки-да! блок тут не при чем…
Я жду Ваших комментариев, были ли у вас такие случаи и подтверждает ли это мою теорию о методологии китайской средней школы.
Чтобы получать русскоязычные анонсы детских событий Пекина, подпишитесь на нашу рассылку - пришлите письмо с пометкой "интересно" на interesno@russianbeijing.com

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4832
  • Карма: 275
Или еще очень часто встречается: прибегаешь к услугам мастера по ремонту чего-нибудь. Он бегло осматривает поломку и говорит: надо менять весь блок. Никто обычно не заморачивается, не разбирает блок, пытаясь понять, в чем поломка. Я понимаю, что это быстрее и, в общем, недорого, но зачастую получается так, что меняется блок, а проблема не решена. Мастера в школе не научили думать общего к частному, поэтому он очень долго и напряженно придумывает возможную причину поломки, меняет, скажем, проводочки и оказывается, таки-да! блок тут не при чем…
Я жду Ваших комментариев, были ли у вас такие случаи и подтверждает ли это мою теорию о методологии китайской средней школы.

В России у меня стала коротить на корпус электроплита.

1) Вызвал мастера. Должен придти во вторник.
2) Ждал во вторник, звонит "можно я в среду приду?"
3) Пришел в среду. Крутил плиту час, потом стал звонить напарнику "а нормально, если между фазой и землей есть ток". Потом потестил розетки, говорит "у вас тут вообще земли нет". 1900 рублей.
4) Окэй, позвал электрика с ТСЖ. Пришел дед с трясущимися руками, говорит: "А может, тут в доме земли нет?". Поковырялся, пообещал прийти еще раз.
5) Ждал полдня, дед звонит, говорит "сегодня не могу, приду в понедельник"
6) Пришел в понедельник, поковырялся. Говорит "у меня начальник сечет, приду с ним в четверг".
7) Ждал полдня, звонит в четверг. "Начальник говорит, мы такими делами не занимаемся, зовите монтажника"
8) Стал искать по знакомым, посоветовали крутого электрика. Позвонил, жду в субботу. Ну вы поняли, да?
9) Пришел в понедельник, плита оказалась завинчена на винты с 12-гранным шлицем. Отвертки нет.
10) Пришел в четверг с отверткой, раскрутил плиту, поменял придавленный шнур, земля в розетках появилась.



Оффлайн HelloBoy

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 21
  • Карма: 1
  • Пол: Мужской
    • cropas.by
Скажите спасибо,что вообще кто-то пришёл, обычно, как правило в таких ситуациях самому разобраться и починить, или, в крайнем случае позвать кого-нибудь из знакомых, кто разбирается.
Продвижение сайтов - cropas