Другой важный аспект антизации – это оружие, которое также является одной из характерных черт эпохи Яёй. Среди собирателей и охотников войны, в которых участвует и погибает много людей, случаются крайне редко. Основные причины этого заключаются в том, что охотники и собиратели еще не аккумулируют достаточно материальных благ, которые являются экономической причиной конфликтов, а также в том, что их религиозные верования и, вообще, представления о мире еще не развиты до такой степени, чтобы быть идеологической причиной для конфликтов, как того требуют некоторые этнологи. Единственное исключение – это индейцы Северо-Западного Берега Северной Америки. Хотя природные ресурсы, используемые людьми эпохи Дзёмон были столь же изобильны сколь и природные ресурсы у индейцев Северо-Западного Берега, не занимались войнами. Она лишь иногда использовали топоры, предназначенные для рубки деревьев и изготовления луков и стрел для охоты, для убийства людей, но число таких жертв очень невелико, среди нескольких тысяч обнаруженных скелетов людей эпохи Дзёмон только менее десяти (!) были жертвами убийства.
С другой стороны, наличие оружия в эпоху Яёй очевидно. Появляются укрепленные поселения - они окружены защитными рвами или стенами, или находятся на вершине холма, что крайне неудобно с точки зрения ведения хозяйства, но зато обеспечивает идеальный обзор окрестностей. Обширные защитные сооружения, состоящие из рвов и наблюдательной башни были открыты в поселении Ёсиногари (датируется с первого по третий века н.э.), в префектуре Сага, на западе острова Кюсю.
В то время как в период Дзёмон не были известны орудия изготовленные специально для убийства людей, в период Яёй они появляются во множестве и самые разнообразные: бронзовые, железные, каменные. Среди прочего, наиболее показательна эволюция наконечников стрел, иллюстрирующая переход от мирного общества Дзёмон к агрессивному обществу Яёй. На протяжении десяти тысяч лет с начала периода Дзёмон наконечник стрелы весил менее двух грамм. Чем легче была стрела - тем дальше и быстрее она летела. С другой стороны, чем тяжелее стрела - тем глубже она может проникнуть в тело добычи или жертвы. Легкий наконечник стрелы идеально подходил для охоты на оленей и кабанов, которые были основной охотничьей добычей в эпоху Дзёмон. Во втором веке до нашей эры появляются наконечники стрел, имеющие форму древесного листа. Большинство из них весит больше двух грамм, они становятся такими же тяжелыми как и наконечники из бронзы или железа и лучше подходят для нанесения серьезных ран. Наконечники в форме листа дерева наиболее широко использовались в середине периода Яёй, а затем были вытеснены железными. Это говорит о том, что именно в тот период каменные наконечники были трансформированы из охотничьих орудий в орудия убийства людей.
Археологи также открыли множество захоронений периода Яёй, в которых находят останки людей, с явными следами применения таких специальных орудий для убийства, а также таких, в которых орудия убийства погребены вместе с покойником.
с. 201
(Означает ли это, что они должны были сражаться даже и после смерти?) Кроме того, имеется большая вероятность того, что орудия убийства или предметы, похожие на них по форме рассматриваются как божества или становятся параферналиями в ритуалах, что говорит о начале военного культа.
Эти четыре черты: укрепленные поселения, специальные орудия для убийства людей, захоронения воинов, а также обожествление орудий убийства возникают в других местах Японии и во всех частях света по мере того, как развивается земледелие. На островах Рюкю, например, постройки, называемые гусуку (буквально «замок») появляются в тринадцатом веке. Вначале стены гусуку были глинобитными, позднее появляются каменные стены. Изначально гусуку сооружались для религиозных целей, но к четырнадцатому – пятнадцатому векам гусуку становятся защитными сооружениями. Это подтверждается находками в гусуку железных и костяных наконечников стрел. Я полагаю, что появление защитных сооружений на островах Рюкю тесно связано с переходом к земледелию, который имел место в десятом – одиннадцатом веке. Люди стали выращивать рис и пшеницу, разводить коров, лошадей и свиней. С постепенным усложнением социальной структуры возникает больше конфликтов. Кроме того, частые набеги из Японского мэйнлэнда на острова Рюкю также вносили свою лепту в социальную напряженность.
На Хоккайдо защитные сооружения, называемые цаси (букв.: "поставленное"), строились с пятнадцатого по восемнадцатый век. Цаси всегда располагались на вершинах холмов и окружались рвами или земляными стенами. Оригинально цаси могли иметь религиозное значение, однако, их военное значение не подлежит сомнению, потому что самое разнообразное оружие было найдено при раскопках цаси. Когда айны Хоккайдо строили цаси, их экономика основывалась на охоте и собирательстве; и весьма непросто показать связь появления цаси с распространением земледелия в начале периода Сацумон (восьмой – четырнадцатый века н.э.) Логичнее предположить, что обычаи войны и техники изготовления оружия развились в результате защиты от вторжения людей из японского мэйнлэнда.
Исследование культуры Яёй, которая характеризуется распространением рисоводства и, в меньшей степени, появлением оружия, важно для понимания современной ситуации по многим причинам. Мы знаем по археологическим и историческим свидетельствам, что употребление в пищу риса и рисоводство являются характерными чертами японской нации и японской земли уже на протяжении 2300 или 2400 лет. К сожалению, в настоящее время имеются тенденции отхода от «рисовой парадигмы», например, такие как уменьшение площади земель, предназначенных под рис, а также иностранное давление на японский рисовый рынок. Такие важные решения как: полагаться ли на рис как на основу благосостояния или нет – не должны приниматься только исходя из политических и экономических интересов. Они должны приниматься с учетом культурного и исторического контекста. Что же касается войны, то археология свидетельствует, что наши предки начали воевать, только после того, как они приняли земледелие. Иными словами, убийство человека человеком не является нашим инстинктом. Археологи могут реконструировать историю оружия, которое является достаточно недавним феноменом в сравнении с четырьмя миллионами лет человеческой эволюции, и задача нас – археологов – внести свою посильную лепту в понимание того, что до сих пор заставляет одного человека убивать другого."