Или точнее мы по разному понимаем это понятие.
Для меня совесть - это очень регидные ценностные ориентации человека.
Разумеется, понятие совести намного шире нежели рамки поставленного мной вопроса. Но, это тоже является ее владением. А если так, то это тоже учавствует в процессе её изменения.
Их НЕВОЗМОЖНО сменить просто-так. Так как это меняет всю структуру личности - перетряска личности такова, что пройти ее самому очень сложно.
Конечно просто так невозможно и самому пройти перетряску личности очень сложно, но разве мы живем в вакууме? Каждый из нас в значении вселенной есть личность. Но каждый ли из нас суть личность? Нет. Потому что это процесс движимый, заставляющий напрягаться, работать один на один с собой находясь в коллективе.
Мы меняемся, даже когда сами ничего не меняем - мы слышим, видим, и бессознательно проверяем окружающую нас реальность.
...чтобы она сама имела возможность перепроверить их на жизненном этапе, когда корректировка их еще возможна - юношество.
Именно об этом и говориться в книге Игумена Евмения. Думаю, если у Вас найдется время прочитать эту книгу Вы подругому будете понимать слово "послушание" в отношении воспитания личности с точки зрения истинного православия.
Но есть и такие формы ценностных установок, не иметь собственных ценностей - а опираться на внешние. Послушанием прививают именно эту структуру совести.
В этом, наверное, и заключается беда современной истории православия, что зачастую не получается доносить исповедуемые ценности, либо их не слышат. Послушание не прививает структуру совести, опирающуюся на внешние ценности. Наоборот, оно заставляет постоянно учиться новому, постигая собственный внутренний мир челокека.
Ещё одним камнем преткновения является смешивание сфер применения "послушания". Выделяют как минимум три:
-
послушание воли Божией. ("Хорошо послушание, соблюдаемое ради Бога;.. поэтому
узнавай, какое послушание благоугодно Богу" Преподобный Ефрем Сирин 25, 149.) Смотрим значение слова "узнавать" в словаре Даля: УЗНАВАТЬ - узнать что, кого, опознать, признать, или распознать по приметам, отличая от других подобных; Узнать - что или о чем, раз(про,из)ведать, разузнать, осведомиться, справиться о чем, доспроситься, допытаться чего; получить, добыть сведенье, известие.
Здесь нет внешнего, здесь нет тупого подчинения, но есть внутреннее, есть работа/труд/процесс. У человека всегда есть выбор, и суть послушания здесь будет состоять в труде найти, распознать волю Божию.
-
Послушание духовному отцу. ("Пока ты находишься в состоянии подчинения, внимай тому, что говорится тебе, старайся понять сказанное и тщательно исполняй его по значению и смыслу", НО "Молодому монаху подобает совещаться со старцем о каждом шаге, который он делает даже в своей келлии... Если что-нибудь тебе будет повелено, согласное с заповедями Господа Бога нашего, соблюди и исполни это с тщательностью...
Напротив, если будет приказано что-либо противное божественным заповеданиям, тогда нужно ответить приказывающему: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5, 29). Преподобный Антоний Великий 82, 34.)
И здесь нет/не должно быть "внешнего", не должно быть безрассудного подчинения. Сперва нужно самому разобраться и убедиться, что приказанное не является противным божественным заповедям - воли Божией.
-
Послушание ближнему. ("Никто не должен быть господином даже себе самому, но каждый, как отданный Богом в услужение единодушным братьям, сообразно с этим обязан и рассуждать обо всем, и делать все, впрочем, пребывая в собственном чине." Святитель Василий Великий 9, 55.)
Нигде не говорится о повиновении, но говорится о рассуждении, для того чтобы понять/узнать волю Божию.
И это всё не обезличивает, не устроняет собственные ценности человека, а наоборот заставляет их осозновать, понимать и укреплять.