Прекрасное будущее ШОС
Анатолий Стрельцов
Пожалуй, впервые за почти трехсотлетнюю историю Санкт-Петербург принимает стольких глав государств. Шесть руководителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества подписали Хартию ШОС. Как заметил российский президент Владимир Путин, если раньше организация существовала де-факто, то с сегодняшнего дня она определилась и де-юре.
Перед подписанием лидеры России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана отметили в коротких заявлениях важность этого документа.
Российский президент подчеркнул, что подписанная Хартия – это добротный документ, которые позволяет организации перейти на новый качественный уровень. В ней заложены реальные механизмы, которые позволяют работать более плодотворно.
Особое внимание лидеры "шестерки" уделили конфликту между Индией и Пакистаном. Вспомнили, что на недавней встрече в Алма-Ате руководителей этих двух стран удалось посадить за стол переговоров. Пока только общий. С глазу на глаз Мушарраф и Ваджпаи встречаться не согласились. Тем не менее, и тот, и другой заявили, что не собираются первыми начинать боевые действия. И, как рассказал сегодня Путин, во время двусторонней встречи с главой Пакистана Первез Мушарраф пообещал российскому президенту выдворить из страны международных террористов. Правда, с определенными оговорками: они не должны быть гражданами Пакистана, и их виновность должна быть доказана судом.
В целом же, по словам Путина, у него сложилось впечатление, что пакистанский президент хочет построить "прозрачное" демократичное и свободное государство. Президент также добавил, что он пригласил Мушаррафа в Москву, и тот откликнулся на приглашение. Этот визит планируется как продолжение посреднических усилий России по урегулированию индо-пакистанского кризиса: перед приездом Мушаррафа в Россию российский президент сам посетит Дели.
С Индией связана так и не состоявшаяся сенсация саммита. Ходившие до последнего времени слухи о том, что Дели хочет присоединиться к ШОС, получили лишь косвенное подтверждение. Путин сообщил на пресс-конференции, что Индия действительно проявляет интерес к Шанхайской организации сотрудничества и зондирует "возможность более обстоятельного знакомства с деятельностью этой организации через министерство иностранных дел". "Мы относимся к этому позитивно", - добавил российский президент.
Однако, хотя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении заявил, что двери ШОС открыты для всех, кандидат должен принимать основные положения организации. "Членство в ШОС накладывает определенные обязательства", - подчеркнул Назарбаев. Разговор об обязательствах, видимо, связан с еще одним документом, подписанным сегодня. Участники ШОС договорились о создании Региональной антитеррористической структуры с центром в Бишкеке. Договоренность о таком центре была достигнута еще год назад в Шанхае. Там главы ШОС подписали декларацию о противодействии терроризму, национальному экстремизму и сепаратизму.
Вообще, о терроризме сегодня говорили все выступающие. Операция американцев в Афганистане изменила расклад военно-политических сил в этом регионе. Из шести государств ШОС три - Узбекистан, Киргизия и Таджикистан - имеют на своей территории американские военные базы.
Лидер Киргизии Аскар Акаев прямо сказал, что ШОС должна активнее работать в Афганистане. Его поддержал и таджикский президент Эмомали Рахмонов: "Терроризм еще не подавлен, а сепаратизм не побежден. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо избавляться от социальных проблем. Богатые государства должны помочь отсталым, в социальном отношении, странам. Иначе мы получим еще десяток Афганистанов".
Главы ШОС увязали с терроризмом еще одну глобальную проблему региона - наркоторговлю. Страдают от транзита наркотиков все, но больше других –Узбекистан и Таджикистан, имеющие с Афганистаном общую границу. По словам Рахмонова, после антитеррористической операции США поток наркотиков не только не сократился, а, напротив, вырос на 15 процентов. Похоже, региональной антитеррористической структуре придется заниматься и этой проблемой.
Президенты государств-участников ШОС выразили признательность президенту Путину за приглашение и хвалили Петербург. Бурные аплодисменты вызвал председатель КНР Цзян Цзэминь. Под конец своего выступления он произнес по-русски: "Все мы имеем общий мир. Завтрашний день ШОС станет более и более прекрасным. Давайте стремиться к этому объединенными усилиями".
С большим интресом наблюдаю за формированием военного-политического союза России и Китая.
обе элиты - и российская и китайская - склонны плодить фантомов, мертворожденных внешнеполитических уродцев, т.е. тратить дост. много сил на совершение действий, не имеющих никакого межд. смысла или заранее обреченных на постепенное забвение.
Я не считаю ШОС фантомом, т.к.
1. фантомы не создаются на длительные периоды - а ШОС сущсетвует дольно долго.
2. фантомы не проводят своместынх учений войск
3. в фантомы не стремяться Индия и Пакистан.
4. фантомы подвергаются резкой критике (т.е. соблюдаются правил дип игры), а реальные союзы обычно не муссируют в прессе.
Реваншизма нет. Есть елинственная цель имхо система бюезопастности в Азии против США, стртемящихся дестабилизировать регион, чтобы сожрать его.
Ну конечно, России надо равнятся на Квасеневского с Гавелом и не сметь иметь отличных от США внешнеполитических интересов :-X
1. Не-Фантомы имеют бюджет и четкую структуру. У ШОС этого до сих пор нет.
2. В не-фантомах отсутствуют конфликты ( вооруженного характера) между их членами.
3. Реваншизма нет. Но кто будет бороться с американскими амбициями - Узбекистан? Если вы знаете позицию узбекского руководства, вы засомневаетесь...
4. Не так уж Индия и Пакистан стремятся...
Ну и самое смешное у вас
Цитировать
Фантомы не создаются на длительные периоды - а ШОС сущсетвует дольно долго.
Еще как создаются...
Сравните резолюции, принятые ШОС за последние годы. И вы все поймете по формулировкам.
вы, брамбеус, думаете вы применили литер. гиперболу, сравнивая престиж россии с европейскими карликами?
Хм, я, конечно, банальность скажу - но в этой шестёрке единственным полноценным членом (пардон) - со своей стратегией, с ясными интересами и осуществимыми задачами - является Китай.
А все остальные - так, статисты и пенсионеры.
Китай - одного из самых последовательных "неприсоединенцев"
Программа минимум - задавить уйгуристан
Программа медиум - обеспечить Китаю энергетическую стабильность
Так что мы тут - скорее статисты, если постараемся - актёры миманса.
в том то и дело, что ни у БН, ни у ВВП нет и не будет хоть половины морального общеевроп. авторитета гавела
либо успехов квасневского: вы в курсе что польша №1 в 2002г. по доли иностр. инвестиций относ. ВВП? (китай=№2), а кто больше всего получил фин.помощи при вступление в евросоюз, да еще и американские базы впридачу?
в том то и дело, что наши лидеры - гораздо хуже чем гавел и менее влиятельны, чем квасневский, кстати, я читал, он - возможный претендент на пост генсека нато.
Какая же стратегия у КНР в этой шестёрке? А Россия, значит, ради банкетов вступила?
как им поможет узбекистан?
Путина не отличает тяга к ролям в театре...
Ну ещё Америке насолить - в Кремле ведь до сих пор бредят безграмотным термином "многополярный мир".
Китаю нужна стабильность в Верхнем Туркестане - Страны ШОС официально запретили деятельность "Организации Освобождения Уйгурстана"
и ждут - не дождутся - когда же им можно будет газ и нефть качать в Китай без указки России (это, конечно, маловероятно - но Китай точно постарается, чтобы это казалось вероятней - нехай варвары дерутся)
думаю, это тупиковая тема...
под ШОСом настолько нет никакой почвы, что любая дискуссия конкретно о перспективах ШОСА обречена на преснятину...
А в ШОС присутствуют?
Я, наверное, тоже плохо знаю тему, был бы рад, если бы вы намекнули поподробнее....
Всегда хочется узнать, что же будет центром АТР?
Хм, я, конечно, банальность скажу - но в этой шестёрке единственным полноценным членом (пардон) - со своей стратегией, с ясными интересами и осуществимыми задачами - является Китай.
А все остальные - так, статисты и пенсионеры.
Китай - одного из самых последовательных "неприсоединенцев" - всегда волновали только собственные проблемы.
Программа минимум - задавить уйгуристан
Программа медиум - обеспечить Китаю энергетическую стабильность
Программа максимум - (ну, тут от наших возможностей зависит) - влиять на Индию.
Так что мы тут - скорее статисты, если постараемся - актёры миманса.
Например, постоянные конфликты на границе Баткенской области Кыргызстана и Ферганской области Узбекистана. Это классическое пограничное противостояние - со "случайными" бомбардировками, минами на границе, применением оружия, обменом нотами итд. И света в конце тоннеля не видно пока. Делимитация границы не завершена, остаются и спорные участки.
Однако многие из потребностей Китая, которые в данный момент удовлетворяет Россия, запросто может удовлетворить Средняя Азия. Причем, если в России, как уже было замечено выше, олигархическое правление, и никто из олигархов своих экономических позиций не сдаст, то в Средней Азии все гораздо проще. Все продается и покупается.
Конечно проблем для реализации данного максимума много. Это и отсутсвие соответствующей инфраструктуры, и отсутствие денег у среднеазиатских государств (эти проблемы, кстати, очень медленно, но решаются, и, если проследить за публикациями, с самым активным влиянием Китая), сюда же можно отнести и определенные риски, связанные с активностью нац меньшинств и прочими "разборками" в регионе (а вот тут и Россия со своим антитерроризмом и миротворчеством в самый раз прийдется).
Штаты тоже не спроста к Афгану интерес проявили, а по ходу и к Узбекистану. Морской транзит Штаты уже контролируют, российский сухопутный транзит нет. Так в чем проблема, можно построить параллельный маршрут, южнее России. Китай, как страна прагматичная, этот вариант тоже просчитывает. Вот для того и ШОС и другие проекты, с участием среднеазиатских стран. Россия же тут, ИМХО, с одной стороны, как ресурс, до момента реализации проекта, с другой, как слепой (по крайней мере его стараются таким сделать) инструмент для реализации.
Последний раз были какие-то военно-морские демонстрации вокруг камня в Эгейском море, когда у турок премьером тётка была (вот имя вылетело из головы, помню, что блондинка ;) ) ).
А как это сделать? Привязывать цистерны и воздушным шарам? Или таскать нефть/газ на ишаках? Я просто не вижу сухопутного маршрута транспортировки нефти/газа из Средней Азии кроме как через Россию.
Теоретически (исходя из рельефа местности) возможна труба из Казахстана в Китай, но учитывая то, что ее придется тянуть через пустыни и горы (хотя и не шести- семимитысячники) я просто не верю в ее экономическую целесообразность. Дешевле морем возить. Или даже самолетами :)
Н.Назарбаев: Китайская сторона подтвердила свое согласие на строительство нефтегазопровода из Казахстана в Западный Китай.
РБК. 25.12.2002, Пекин 23:31:40. Китайская сторона подтвердила свое согласие на строительство нефтегазопровода из Казахстана в Западный Китай. Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции по итогам государственного визита в КНР президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Кроме того, по его словам, стороны достигли договоренности о строительстве железной дороги по маршруту Шелкового пути, которая соединит Китай и Казахстан с Европой и Юго-Восточной Азией.
Н.Назарбаев убежден, что экономическое и торговое сотрудничество между двумя странами "будет только улучшаться". "Мы товарооборот с Китаем начали с нуля, и вышли на рубеж в 1 млрд 700 млн долл.", - подчеркнул казахстанский президент. Главным достижением он считает подписание договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и КНР сроком на 20 лет. "Если раньше мы подписывали коммюнике и декларации, не имеющие государственного статуса, то сейчас мы подписали документ, который имеет важное политическое значение", -подчеркнул Н.Назарбаев.
Президент Казахстана находился с государственным визитом в КНР с 22 декабря
В Шанхае собрались представители крупных китайских и азиатских фирм, чтобы ознакомиться с перспективами и возможностями северного коридора Трансазиатской железной дороги (из архива)
Координатором этого важного международного железнодорожного проекта является казахстанская сторона. Организатором презентации, на которой присутствовали представители крупнейших китайских и азиатских фирм, выступили железнодорожные компании «Казахстан темир жолы», «Казтранссервис» и посольство Казахстана в КНР. Протяженность северного коридора составляет 10,5 тысяч километров, из них почти 1,900 километров пролегает по территории Казахстана. Это самый короткий путь между странами Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Европейские бизнесмены на базе данного коридора найдут короткий выход на рынок стран Юго-Восточной Азии, с использованием южных и восточных портов КНР. А перед азиатскими производителями открывается прямая дорога в страны Западной и Восточной Европы. Этот маршрут - единственный международный коридор, имеющий согласованность с железнодорожниками Казахстана, Китая, России и Беларуси. Единый сквозной тариф графика движения от Китая до Германии, упрощенные таможенные и пограничные процедуры. В настоящее время крупные товаропроизводители всего мира находятся в поиске новых и эффективных путей доставки своих грузов, требуя выполнения основного принципа транспортных компаний – «just in time» - точно в срок.
Анна Кнопова, корреспондент:
- Многочисленные потенциальные клиенты Китая, стран СНГ и Европы не имеют достаточно информации о маршруте северного коридора. На этом фоне казахстанские представители надеются, что после проведения презентации в Шанхае - крупнейшем промышленно-финансовом центре Восточной Азии - интенсивность движения по северному коридору будет такая же, как и на оживленных шанхайских улицах.
В Казахстане в ближайшее время начнется проектирование нефтепровода в Китай (из архива)
Об этом на пресс-конференции в Астане сегодня сообщил генеральный директор компании «КазТрансОйл» Аскар Сманкулов. По предварительным расчетам, нефтепровод в Китай будет стоить 850 миллионов долларов. Необходимо связать станцию Атасу в Центральном Казахстане с Алашанькоу в КНР - это более тысячи километров. Глава компании «КазТрансОйл» говорит, что финансироваться строительство будет странами совместно, возможно привлекут заемные средства.
- Последние встречи руководителей наших компаний, «Казмунайгаз» и руководителей страны с китайской стороной подвигают нас в том, что в ближайшее время проектные работы строительства трубопровода будут начаты в полном объеме. Думаю, что к концу года мы проект закончим, - сказал Аскар Сманкулов, генеральный директор компании «КазТрансОйл».
Сейчас идут переговоры и с российскими компаниями об увеличении в два раза объемов транспортировки и транзита по трубопроводу Атырау-Самара. Отрабатывается еще ряд перспективных проектов.
- Возобновление перекачки по нефтепроводу Омск – Павлодар - Чимкент, а также выход на Чарджоуский НПЗ, здесь остались только детали. Это узбекская территория прохождения и прием на туркменской стороне. Проект уже поддержан, - сообщил Аскар Сманкулов.
В первом квартале этого года «КазТрансОйл» увеличил транспортировку на 12 процентов. Это обусловлено ростом объема добычи и сдачи сырья нефтяными компаниями. В этих условиях вопрос выхода на новые рынки сбыта становится особенно актуальным.
Европа объединяется и быстро становится ещё и военной силой. Остаётся ждать удара. :-/
Россию загнали в угол - китайский. Наши политики держатся бодрячком и пытаются создать впечатление, будто мы даже за себя можем что-то решать; на самом деле за нас уже решает логика истории..
В ШОС же входят страны, которые с увеличением давления с Запада будут добровольно всё теснее сплачиваться.
В этом отношении хорошо, что ОВД распался - на фига нам такие "союзники"! :D
2. Высказавшись насчёт "безальтернативности", я не хочу сказать, будто в ШОСе нет своей логики. Но безальтернативность легче понять как аргумент.
Самолеты и ишаки - это живописно и мило, но я отчего-то считаю, что
1) чиновники из КННК и Госуправления нефтяной и химической промышленности КНР зачастили в Казахстан не только и не столько за контрактами на добычу узеньской и актюбинской нефти, где они и без того вроде бы крепко сидят;
2) сообщения о чуть ли не наступлении завершающей фазы совместных исследований по проекту нефтегазопровода "Казахстан-Китай" рождаются не на пустом месте;
3) пару недель назад Ху Цзиньтао заехал к Назарбаеву не только кумысу попить. Более того, предполагается, что обсуждение конкретных вопросов строительства нефте- и газопровода из Казахстана в Китай и было, собственно, чуть ли не главной задачей визита. Можно, конечно, предположить, что Ху Цзиньтао сгонял "порожняка" за семь верст - поговорить с казахским ханом "за Тайвань и за ООН", но лично мне из всего перечня обсуждавшихся там тем только труба и представляется наиболее разумным поводом для предметного разговора:
Как я помню, последние разговоры о нефтепроводе в Японию с ответвлением на Дацин закончились на том, что на японов нефти в ближайшие 10 лет не хватит.
Разве? Я и впрямь мог что-то пропустить. Но последнее, что я заметил, было как раз решение РФ строить до Находки, а вот с веткой на Дацин повременить...
Разве? Я и впрямь мог что-то пропустить. Но последнее, что я заметил, было как раз решение РФ строить до Находки, а вот с веткой на Дацин повременить...
Китай - одного из самых последовательных "неприсоединенцев" - всегда волновали только собственные проблемы.
Разве? Я и впрямь мог что-то пропустить. Но последнее, что я заметил, было как раз решение РФ строить до Находки, а вот с веткой на Дацин повременить...
Ну, как известно, России и Германии делить нечего, кроме Польши.
Да и сколотить 4 реих в обозримом будущем им не удастся
, все остальное , что там есть не представляет (само по себе) даже теоретической угрозы IMHO.
Что Вы понимаете под давлением Запада?
Не понял
Ну, если IgorD говорит, что не было такого решения, то ему, наверное, можно верить. Но я в этом году что-то такое точно читал на RBC, что реально-актуальной для российского правительства является труба Ангарск-Находка, а на Дацин будт строить потом, именно как ветку.
А чего все так распереживались по поводу этой трубы, лучшей торпеды в борт Ходорковскому мне и представить трудно.
> Из Казахстана в Китай через Алашанькоу проложена железная дорога с
> амбициозным названием "Евроазиатский транспортный коридор "Ляньюнган-
> Роттердам" - поезда ходят, рельсы лежат, а труба почему не ляжет?
Лечь то она ляжет... (см. ниже). Кстати, а где этот транспортный коридор начинается?
А где заканчивается? В Роттердаме?
На территорию России заходит или все больше по дну Каспийского и Черного морей? Это я к тому, что через Россию такой транзит будет идти по любому.
А это значит возможность влияния на загрузку маршрута и переброску грузопотоков на Транссиб.
Плюс разные политические факторы: у казахского хана есть нефть, но нет газа, а у отца всех туркмен наоборот. То есть договариваться надо будет с обоими... А что это за фрукты, я думаю, китайцы хорошо понимают.
С моей точки зрения здесь гораздо большее влияние имеет не рельеф местности (хотя каких-то несколько сот километров на юг и он становится определяющим), а совокупность различных факторов.
Кстати, еще один вопрос: эта труба планируется как локальная для Xinjiang Uygur Autonomous Region, или аж до самого Желтого моря?
Из пресс-релизов: “По предварительным расчетам, нефтепровод в Китай будет стоить 850 миллионов долларов. Необходимо связать станцию Атасу в Центральном Казахстане с Алашанькоу в КНР - это более тысячи километров.”
Кстати, даже эти 850 миллионов мне кажутся заниженными. Я понимаю, что мосты и трубопроводы сравнивать некорректно
Что произойдет с поставками, если на очередной волне роста цен на энергоносители лет эдак через 10, мировой гегемон (укрепившийся в Ираке и задемократизировавший Иран) озаботится вдруг ОМП у Хуссе..., пардон Туркменбаши :), его связями с талибами/аль-кайдой или просто приспичит ему освободить туркменский народ от кровавого диктатора и помочь ему (народу) взять в руки свое национальное богатство?
А Калинингра-ад? :-X
Да, это уже удалось. Другим. Мы сейчас являемся свидетелями уникального момента, когда Европа объединилась в Рейх не принудительно, а добровольно! А это значит, что мощь Германии, культурное высокомерие Франции и дипломатический опыт Англии будут использоваться в нём на 100%! :o
Теоретической (т.е. с точки зрения теоретиков), возможно, не представляет. Куда хуже, что очевидна практическая угроза. :(
Я хотел сказать, что (ИМХО) между большинством членов ШОС есть цивилизационная общность, что делает союз достаточно естественным и прочным.
Тогда как я не касался этого вопроса, а ограничился лишь естественной реакцией государств-участников на "западную" (которая в будущем всё больше будет принимать чисто европейский характер) угрозу.
Китайцы много чего поняли за последние годы... В том числе и в вопросе договоренностей с разными там "отцами". Кстати... кабы, паче чаяния, поменялись бы мы с Ма Фуцаем местами, то по "чиста-конкретным" вопросам нефтегазового бизнеса лично я бы предпочел иметь дело с каким-нибудь саудовским принцем-ваххабитом или дремучим султаном, чем с российским правительством. Спокойнее как-то.
Предлагаю в ту же вашу совокупность кинуть еще парочку факторов: 1) нефтяной голод в Китае (цифры есть, и цифры забойные, поверьте. Не хочу загромождать и без того длинный свой постинг, но если надо, то готов их привести), причем, по местным оценкам, заметного улучшения ситуации не предвидится; 2) среднеазиатские, и в частности, казахские ресурсы "на раздаче" - бери на здоровье, как говорится.
Можно, конечно, озаботиться возможным развитием ситуации в Туркмении и состоянием здоровья Назарбаева, бросить кости, погадать на черепашьих панцирях и отказаться от нефтегазопровода. А и в самом деле, вдруг тряхнет, а? Чего делать будем?
Japetus, знаете китайский ответ на этот вопрос? Посмотрите на плотину "Санься", сооруженную в сейсмоактивной густонаселенной зоне. Энергетический голод надо утолять здесь и сейчас, а Вы за китайцев стратегические риски просчитываете...
С Калининградом вопрос сложный, видно так или иначе придется возвернуть. А, ежели, сделают безвизовый режим с ЕС, то оттуда все сами уедут. :)
Англия - авианосец N1 ВМФ США, и будет находиться в таком состоянии еще довольно долго.
Первые два (сейчас) скорее наши союзники на ниве сопротивления амерам.
Мне кажется, вы слегка преувеличиваете степень угрозы Китаю со стороны ЕС.
Как понять бросит на произвол судьбы? Если нет сырья (гипотетически, конечно), то нет и заводов. А их персонал ищет работу в других отраслях. Это же экономика, а не благотворительность.
Трудно сказать. То, что колоссальное давление будет оказано – это факт. Сможет ли Россия ему сопротивляться и упереться не по-детски, я не знаю. В целом ряде случаев – упиралась до конца (как, например в случае с окорочками Буша-старшего).
Так же факт, что все проигрышные для России решения чиновников имею свою денежную стоимость. Но если политическое решение принято на самом верху (например, “идем в ВТО” или “строим трубу здесь”), то оно по существующему опыту оно будет худо-бедно выполняться.
То есть мне кажется, что если политическое решение препятствовать “великому шелковому пути” будет принято на самом верху, то оно будет выполняться. Я не знаю, честно говоря, каким образом, хотя вариантов тут достаточно.
Как я понимаю, этот вопрос – риторический? Плохо будет регионам и людям там живущим. Совсем плохо... А это что интересно людям, принимающим такие решения?
Какова загрузка этого транспортного коридора? А Трансиба? Есть какие-то проектируемые мощности по загрузке обоих путей?
Ну, положим, я говорил только о углеводородах. Насчет китайских пуховиков я скромно помалкивал.
То есть, если у них есть деньги на все четыре маршрута, то флаг им в руки, да барабан на пузо. Но что-то подсказывает мне, что выбирать им приходится только один.
В первом случае покупателем является только Китай. Это означет полную ценовую зависимость от него. Не думаю, что Туркменбаши с Назарбаевым этому очень рады.
Вообще-то я считаю, что озабочиваться возможным развитием ситуации в Туркмении, состоянием здоровья Назарбаева и сотнями других проблем просто необходимо перед миллиардными инвестициями. Иначе просто может получится, что денежки-то тю-тю...
Да я вроде в McKinsey, BCG или PWC не работаю и меня китайское правительство стратегические риски просчитывать не нанимало :)
Теперь мои ответы (и вопросы) Нимлатхе:
Какова загрузка этого транспортного коридора? А Трансиба? Есть какие-то проектируемые мощности по загрузке обоих путей?
Вы не верите в способность Ali al-Nueimi (или кто там у ваххабитов нефтью заведует) взять за горло клиента? История показывает, уж что-что, а это арабы делать умеют!
ИМХО, понятие политический курс России сейчас ужасно размыто. Кто-нибудь может определенно сказать, куда идет Россия, или куда ее ведет руководство " на самом верху"? Я не в состоянии. И вообще, много ли четких политических решений, под которыми подписываются "на самом верху"?
А Россия, как мне кажется, сейчас плывет по течению, хотя и потихоньку увеличивает свое влияние, изменяет структуру экономики с чисто сырьевой (увеличивется доля химии, металлообработки и машиностроения), проводит более-менее взвешенную внешнюю политику и т.д. То есть делает примерно тоже (с поправкой на национальные особенности), что и Германия, и Япония, да и Китай.
Не, не наводит. Абсолютно. ООН столько диких програм принимал, что рассматривать программу по развитию Шелкового пути серьезно только из-за того, что она принята ООН я бы не стал. А вот если она не продекларирована, а имеет уже какие-то резутьтаты, то да.
Почему грузы идут морем, а не по трансибу, я честно говоря не знаю. Что-то там не так. Кстати пример, Samsung Electronics поставляет свои товары в Россию морем через Финляндию, а затем на фурах по полям и весям.
А я, к сожалению, разумности с точки зрения государственных интересов увидеть не могу. Промышленный рост на мой взгляд обусловлен оптимизацией олигархией существующей промышленной базы, некогда захваченной, мягко говоря, не совсем законным путем. Нового же, как правило, ничего не строится. Все базируется на том, чтоб выжать все соки из существующего, без серьезных доп. вложений. Чиновники же смотрят на это сквозь пальцы (или сквозь пополняющиеся карманы...) и докладывают публике о промышленном росте.
"Петербургу быть пусту!"
Евдокия ЛопухинаУжо-то будет вам Яковлев послом! :D) :D) :D)
И ШОС представляется чуть ли не уникальной возможностью для реального сотрудничества России и Китая ко взаимной выгоде, "о необходимости чего уже не раз говорили" форумчане. Нигде более я не вижу таких благоприятных условий для этого, как в Средней Азии, да и момент не самый плохой для того, чтобы что-то начало прорастать в идее "русский с китайцем - братья навек". Ну в смысле - соседи, которым есть чем заняться, кроме демаркации границ.
Я уже несколько раз просил привести мне примеры серьезных ошибок или неразумных действий России в последние годы. Я их просто не вижу. Мелочевки очень много, а серьезных стратегических ошибок, которыми был так славен Боря, нет.
Законность захвата собственности при приватизации мне рассматривать, честно говоря, не хочется. Да, незаконно в основном: законы писались под себя, даже несмотря на это грубо нарушались, залоговые аукционы превращались в профанацию и т.д. Однако если сейчас начать передел, то о экономическом росте можно забыть. До собственников (и олигархов, и иностранных инвесторов) только-только дошло, что у них этого отбирать никто не собирается.
То, что вложения идут на оптимизацию существующей промышленной базы не так плохо на самом деле. Это значит, что есть куда рости при существующей инфраструктуре. Как только станет тесно, законы экономики заставят строить новое. Как говорится “против природы не попрешь” или “that it's economy, stupid’ (лозунг Клинтона во время президентской компании ’92).
Молодцы китайцы. Правда они все больше с нуля строят, оптимизировать особо нечего.
Ну есть же он... Аж 6,4%. Это очень много, в процентном отношении больше, чем у Штатов, ЕС и Японии. А насчет чиновничьих карманов согласен.
Хорошо, если Вы считаете, что текущая экономическая политика России неразумна, то что бы сделали Вы, будучи президентом? Какая политика, с Вашей точки зрения, разумна?.
Samsung Electronics – челнок? Хмм... У них месячный оборот исчисляется десятками миллонов. Если бы их так по беспределу мурыжили, то это бы поднялось на уровень Вовы Путина с Kim Dae-jung очень быстро. Может быть дело больше в ж/д тарифах и отсутствии гарантий доставки в срок?
Так вот при "шелковом" варианте перспективы восточного зауралья будут выглядеть весьма печальными.
Есть такие варианты решения, при которых смещение деловой активности компенсируется. Россия, как член ШОСа и страна имеющая (пока!!!) определенное влияние в Средней Азии, может, предвидя варианты строительства обходного пути, забить свою долю там. Т.е. работать по принципу - хочешь меня обойти - пускай в долю и плати. Это делается? По-моему, что-то в этом роде делается, только Китаем.
Другой пример, это недостаточное понимание возможнростей сотрудничества с Китаем. Как же, мы ж европейская страна, на зачем нам эти азиаты. В то время, как Европа держит руку на пульсе либерализации Китая, входящего в ВТО, Россия повернулась сюда другим местом. ...
В общем, примеров масса, работы для России в том же ШОСе масса, однако вся работа с нашей стороны сводится по большей части к ритуалам, политесу...
Это Вы называете разумной политикой.
Ой ли? А то, что они постоянно друг у друга что-то отбирают не в счет? Зачастую с привлечением власти, которую по Вашему мнению ведет разумную политику. А бывает и откровенный криминал привлекают, и людей убивают. А государство со своей разумной политикой все это покрывает.
Знакомо ли Вам такое понятие как перелив капитала? Это когда капиталы текут туда, где им выгодно. Сегодня им выгодно в России, потому как благодаря беспределу, этот капитал дает такие проценты, какие дяде Сэму и не снились. Сегодня олигархия занимается захватом, т.к. это менее рисколванно по сравнению со строительством нового, да и выгодно (благодаря административному ресурсу можно за копейки получить). Приходится немного потратиться и на оптимизацию, все ж конкуренция какая-никакия а есть. Опять же не так часто это встречается. Считаете ли Вы, что люди привыкшие покупать готовенькое, прибыльность которого можно пощупать уже сейчас, и реально, так вот считаете ли Вы, что люди которые этим занимаются довольно долго и уже привыкли, наверное, вдруг изменят свои привычки? Я вот сомневаюсь. Когда нечего будет захватывать, а ресурсы захваченного исчерпаются, либо не будут давать прибыли в силу каких-либо причин, например, чрезмерного морального устаревания (прогресс то быстро идет), захватчики не будут строить, а просто поменяют арену действий. И потекут денежки в другом направлении. Давайте обратимся к реестру акционеров. Кто же там? Ходорковские, абрамовичи, дерипаски....? Фигушки. Там "Рога и копыта лимитид" с Виргинских о-вов. Т.е. юридически владельцами российских производств ялвяются иностранные юр. лица, и не нужно прельщать себя тем, что за этими "иностранцами" стоят российские фамилии. Еще один момент. Где учатся потомки наших олигархов? Как правило за границей. А многие родственники и живут уже там.
Все зависит от того, о разумности чего мы говорим. С точки зрения тех, кто сейчас карманы набивает и тех чиновников, которые все это прикрывают, имея долю, и нынешняя политика очень разумна.
А вот с точки зрения интересов государства разумна политика "отбеливания".
- реальная борьба с коррупцией
- отход от практики офшоров
- прозрачность компании и акционеров
- антимонопольная компания, избегания концентрации значительных доль в одном лице, принимая во внимание возможность такой концентрации через подставных лиц
- смена политики "модных" отношений на политику постороения выгодных. Если стране выгодно иметь в равном партнерстве племя папуасов, то не нужно гнуть пальцы, подчеркивая свою европейскую сущность.
- признать наконец, что Россия не развитая, а развивающаяся страна, с той лишь разницей, что у нас есть ядерное оружие. И уже принимать решения исходя из реалий кто мы есть, а не кем мы были или хотели бы быть. Весь мир нас не ставит в списки развитых, а мы все стыдимся это признать.
- нашими союзниками по великому делу сопротивления Европе будут как раз амеры (как и во второй мировой);
- полагаю, что угроза (будущая) со стороны Европы всему миру (и Китаю в том числе) будет превосходить мусульманскую, поскольку европейская цель - вернуть мир в состояние колониализма а-ля 19-й век; в двух словах, огромная разрушительная сила Европы, во-первых, в сакрализации государственного устройства (шариат по-европейски), во-вторых, в монополизации христианства и разделения мира на "спасённых" (метрополия) и "требующих обращения любой ценой" (прочие).
И кстати,
- не понимаю я этой "европейской угрозы". Современная Европа, ИМХО, - это дом престарелых со цветной обслугой.
Я не буду настаивать на том, что ещё не случилось. :) Только могу предложить вспомнить, как несколько лет Гитлера (уже рейхсканцлера) все держали за талантливого демагога, который всё грозится поднять своих разоружённых, обобранных немцев (у которых герои-фронтовики по большей части обитали в богадельнях) на завоевание мира. А когда в 40-м вермахт молниеносно разгромил (саму!) Францию, все заметались, да поздно... 8)
То есть, если Трансиба (которым сейчас мало кто пользуется) не будет, то всё: в Новосибирске, Красноярске, Челябинске, Омске, Иркутске люди будут помирать с голоду? Ибо ничего, кроме как махать вслед вагонам с китайскими пуховиками они не умеют? И химия, металлургия, металлообработка, машиностроение и т.д. – это все мелочи по сравнению c полузагруженной ж/д?
То есть когда/если этот путь заработает, то России просто кинут кость (“ну на тебе 0.01 процента за транзит и не рыпайся”), а если заупрямится, то бомбить этих дикарей?
Вариантов Шелкового пути в Европу без России нет. Period. Это значит, что при любом раскладе Россия будет иметь свой процент. К стати, а почему Вы считаете, что он должен быть значительно ниже, чем в случае транзита по Трансибу.
Под миллиард, я так думаю. Могу сильно ошибаться. Челночный бизнес цивилизовать нельзя. Можно переорентировать потоки с челноков на компании. Что по-моему и делается.
А почему этим должен заниматься Путин, Касьянов, Греф и т.д.? Может это вопрос Каданникову?
Отбирают все больше по мелочевке.
> Зачастую с привлечением власти, которую по Вашему мнению ведет разумную
> политику. А бывает и откровенный криминал привлекают, и людей убивают. А
> государство со своей разумной политикой все это покрывает.
В каком смысле покрывает?.
Я лично не сомневаюсь в этом не на секунду. Те, которые замешкаются, будут оттеснены на обочину доживать свой век где-нибудь на своей вилле на Лазурном берегу или Флориде.
То есть если при инвестициях в $100,000,000 в течение 5 лет можно получить $150 млн., но денежки все равно будут течь в направлении, где можно получить только $110 млн. Я правильно понимаю Вашу мысль?
Ну и что? Это свидетельствует только о том, что деньги возвращаются в Россию. То есть до владельцев оффшорных счетов доходит, что у них их не отнимут. А если такая уверенность есть, то капитал течет туда, куда ему выгодно.
Ну? Это то причем? Из Вашей фразы я не понимаю, одобряете Вы это или нет? Где бы физически ходорковские, абрамовичи, дерипаски не жили, их бизнес будет в основном в России. Кстати, тоже самое с потомками – они не когда не достигнут того уровня в западных элитах, которое просто уготовано им в российской по факту рождения. А исключения будут лишь подтверждать правило.
То есть сначала было оптимизировано существующее производство, и только потом дошло дело до инвестиций в новое. Я правильно Вас понимаю?
А я вот думаю, что вкладывать деньги надо когда это выгодно. Это единственный критерий.
- А если я казню всех взяточников?
- Араван Арфарра сделал это в своей провинции четверть века назад. Столбы на площадях подмокли от крови, чиновников не хватало, они сидели в управах прямо в колодках. А брали невиданно много - за риск.
Это я к тому, что за несколько лет проблему не решить. Ее должна решить сама экономика своей прозрачностью. При помощи власти, естественно.
Кстати, Вы считаете, что за последние годы в России с этим произошло улучшение или все становится только хуже? Я склоняюсь к первому, хотя поле просто не паханное.
Путем столбов на площадях? Или путем создания привлекательных условий для инвесторов? От офшоров не избавиться никак, надо делать так, чтобы офшорные деньги текли назад в Россию.
Это дело компании и только ее. Хочет быть идти на IPO - пусть публикует свою финансовую отчетность. Хочет котироваться на NYSE (что делают почти все), пусть готовит свою отчетность по требованиям SEC. Хочет быть private – ее дело. В этом случае никакой прозрачности ей не надо.
Кстати, российские компании пошли на NYSE для привлечения капиталов, что в общем-то положительный знак.
Свою европейскую сущность нужно подчеркивать с ЕС и США, с Китаем надо подчеркивать, что мы братья навек. Уж что-что, а сегодняшняя политика России – очень прагматична. Дружим со всеми: и с гегемоном, и с ЕС, и с Китаем, и с Индией.
Кстати, о сходности ситуации: из Ваших постов складывается впечатление, что у Китая все пучком и он катается в шоколаде, а у России – оставь надежду всяк сюда входящий.
Не нуждо ждать "когда". Нужно сейчас в процессе переговоров получать свое место под солнцем, свои гарантии. Доли процента за потери не получают, получают треть или половину. Именно такая практика сейчас и существует. А когда говорят о долях процента, значит недостающую часть получают чиновники.
А если автомобилестроению выгоден паразитический путь развития (по другому это не назовешь), то воспрепятствование этому должно лечь на плечи государства. Потому, что обязанностью государства как раз и должно входить строительство таких рамок, в которых бизнес развивался бы для потребителя, а не для фабриканта.
... Я ж не просто так говорю, сколько толковых проектов было, а как попытаешься пробить - никому не нужно. Никому из тех, кто рычаги держит, не простым людям, которым не помешало бы, да....
Сущие мелочи. Заводик тут, заводик там. ;)
Стоит мелкому бизнесмену выбиться в средние - тут же попадет под контроль ОПГ, на более аппетитные кусочки олигархи заглядываются...
В том смысле, что ни одна существенная сделка по приобретению собственности не прошла по закону либо без ущемления чьих-то прав. Возможно ли такое без участия властных структур? Нет. Вот в этом смысле я и говорю, государство это покрывает
При нынешнем подходе к производству, где предприятия юзаются, но восстановительных фондов нет, понятие "оттеснить" не совсем уместно. Эти товарищи сами уедут, без теснителей. А остальные останутся у одного большого разбитого карыта. Оно уже подтекает изрядно.
Мысль моя в том, что если не прекратится варварское отношение к производству, когда из него все выкачивается, а нового не создается через какое-то кол-во лет на существующих мощностях уже ничего не возможно будет сделать, а за неимением новых.... Понятно? А дальше, чтоб получить прибыль, нужно будет построить новое. А с построенного нового уже не получишь тех прибылей, какие наша олигархия получает с имеющися, потому как нынешние предприятия уже изрядно амортизированы. Они были получены олигархами за копейки. Т.е. доля основных средств в себестоимости очень низкая. Отсюда и высокие прибыли. Я занимался этим вопросом. Все хотят больших прибылей и прямо сейчас. Поэтому говорят, что если и организовывать производство, то на базе чего-то старого, чтоб за 5-10 лет выкачать с него последнее, заработать побольше и забросить все. Вот политика российского бизнеса. А коль государство с этим ничего не делает, то можно сказать, что это и политика государства.
Путем создания законов не привлекательных для мошенников и обязательных к исполнению для всех в равной мере.
От офшоров можно избавиться, и уже постепенно избавляются. На худой конец можно для начала избавиться от зарубежных офшоров, введя ограния, которые сделают их не выгодными. По крайней мере капитал будет иметь российское гражданство. И вывезти его будет несколько сложнее.
С Россией все дружат, но гнут свои интересы не особо оглядываясь на Россию. Что толку от такой дружбы. То, что по нашей территории танки не ездят еще мало о чем говорит?
В Китае не все пучком, но есть большие надежды, имеющие под собой реальную почву. Не нужно забывать, сколько народу Китай кормит, и как это сложно.
В России же и надежд, которые, как известно, умирают последними, все меньше и меньше.
сливать всю прибыль в оффшор, держа "белую бухгалтерию" полудохлой, а потом с оффшора давать самому себе кредит на приобретение нового оборудования. И уже часть прибыли сливать не по-чёрному, а по-белому, как % по кредиту, плюс гарантия возврата средств, если фонды кто-нибудь оттяпает. Те, кто победней, конечно, тащат всякое б/у оборудование из Германии, да и китайским не побрезгуют, если найдут.
Потому что всё-таки страшно: ты свои денежки вложишь в оборудование и пр., а всё возьмут и отберут. Завод ведь не мешок с деньгами и не оффшорный счёт, с ним не убежишь.
А страх - да, он за один день не пройдёт, да и причин к тому особых нет.
Но постепенно всё же народ смелеет, или, говоря казённо, "возрастает поток инвестиций".
Но проблема с нарастающим износом фондов существует, не спорю. Точно так же, как в Китае существует проблема bad loans, выданных некогда на их модернизацию без особого эффекта. Везде свои проблемы.
Никак я в толк не возьму, о каких же ужасах речь идёт, если танки и впрямь не ездят. Кто Россию гнёт безнаказано?
Видимо, как говорит Lenik на японском форуме, это вопрос религиозных убеждений. Но вот для примера назовите мне любой период после 1500 года, когда, по вашему мнению, в России было всё пучком, и я вам устрою плач Ярославны с подвываниями а-ля Караулов аккурат на заданную дату.
Скажите, а Вам знакомо такое понятие как “Проблема 2003”? Ибо именно на этот период приходится наибольший процесс износа основных фондов. А ведь ничего, замена очень много произошла просто незаметно (а это многое по инвестициям сравнимо со строительством нового). А сколько нового построили? Я согласен, что в процентном отношении достаточно мало, но это является зримым опровержением Вашей теории, что независимо от будущей прибыли олигархи денег в России вкладывать не будут.
Мне кажется, что чтобы прийти к такому замечательному выводу, заниматься этим долго не нужно. Кстати, скажите, как Вы считаете, это правило справедливо только для России или где-то еще есть желающие больших прибылей и прямо сейчас?
Понятно. То есть, если имеется разведанные запасы нефти/газа/руды, то их разрабатывать не будут. Это же строительство нового! Табу! Если существующий и будущий рынок металлопроката требует строительства нового металлургического завода, то проект зарубается на корню. Табу!
Почему я, приезжая в Россию (был там последний раз на Рождество), вижу улучшения. Причем заметные и не только в Москве? Неужели Матрица глючит :)
Почему одни и те же люди, которые несколько лет назад завидовали “Как же тебе повезло. Ты правильно сделал, что уехал”, сейчас спрашивают “Не собираешься возвращаться?”
Ладно. Я тоже думаю эту дискуссию стоит заканчивать. Это вопрос даже не религиозных убеждений. Это вопрос восприятия действительности через призму собственных убеждений, когда реальность подстраивается под заданные условия. А в этом случае, даже бы если Россия отстроила все с нуля, то тон комментариев бы принципиально не изменился.
Да-да-да, согласен. Но покажите мне, слепому и убогому, где эти закупки на собственные кредиты? Что ушло в офшоры много - факт, за десятилетие наши экс-кооператоры в олигархов с мировыми капиталами преврратились. Вот только не по Б. Гейтсу, а все больше по схеме укарл-продал-на полученные деньги приватизировал-ворую дальше. Ну Бог с ним, когда наворованное будет отбеливаться в виде основных средств? Дайте пример. Я пока кроме Юкоса с его новыми технологиями, понизившими себестоимость нефти примеров не знаю. Может кто подскажет. Я тогда с большой радостью на всех углах буду трубить о наших успехах, даже не вспомнив про грехи приватизации. чес-слово ;).
Могу ошибаться, но о "смелости народной" пока могу судить только по смелости бандитской. Есть немало бандитов, которые хотели бы свой черный капитал вложить в белое дело. Деньги действительно охотно предлагают в частном порядке. НО! 1. На проекты с окупаемостью максимум в год, т.е. о долгосрочных инвестициях, к коим относятся в первую очередь инвестиции в производство, речь не идет. 2. Прогоришь - отвечать будешь не в нар. суде, а где и чем, думаю, понятно.
Так об этом то и разговор. Что порождает страх? - Политика государства. Что он за один день не пройдет согласен. Так ведь уже не один год с 98 прошел. Уже и положительные эмоции времен Путина пришли. А страх все есть.
Югославия, Афганистан, Ирак. Это все было в интересах России? Не знаю, что сейчас в Прибалтике, но помню времена, когда прибалты обваливали Лондонскую биржу на контрабанде российских металлов. В то же время, жесткие меры в отношении российских металлургов в Штатах помню, а жесткие меры Европы по отношении к Прибалтике - нет. Так, как и жесткие меры России по присечению контрабанды.
россия, как малое гос-во - страна с немалым весом в регионе и хорошей перспективой войти на особых условиях в один из 2-х формирующихся западных блоков. (надо только проследить, чтобы там не было китая).
Может пиво японское? Как, кстати, в иероглифическом варианте Асахи выглядит?
Не, что- то я не припоминаю тaкого сорта пива, чтобы этот иероглиф в названии был. Похоже на провокацию. Тонкий намек на толстые обстоятельства?
Асахи будет 朝日
В самом деле тонкий намек на толстые обстоятельство. Нам с экрана ТВ дали знак, что в прокремлевской партии у нас мощное лобби ;) :D) :D)
И кстати, в тот же день по НТВ в новостях дали сюжет о том, что новую матрицу, оказывается , дублируют на китайский , при этом с минуту показывали фрагменты с китайской озвучкой. Ох, чую, смутные времена надвигаются...
Россия ведет негласную войну за Иран
«Захват» Ирана позволит США и Евросоюзу выдавить Россию из Средней Азии и с Кавказа
На этой неделе состоялся официальный визит в Россию главы комиссии по атомной энергии, вице-президента Ирана Голамрезы Агазаде. В Москве г-н Агазаде провел переговоры со своим российским коллегой, главой Минатома Александром Румянцевым. Никаких конкретных соглашений сторонами подписано не было, однако, по словам наблюдателей, России удалось убедить Иран допустить «расширенные» инспекции МАГАТЭ на ядерные объекты страны. Кроме того, Тегеран заявил о намерении подписать дополнительный протокол по возврату в Россию отработанного ядерного топлива. Тем самым Москва пытается доказать безосновательность обвинений со стороны США и Евросоюза, что российско-иранское энергетическое сотрудничество способствует развитию военной атомной программы Ирана. Россия заинтересована в том, чтобы сохранить свои позиции в Иране: переход Ирана под контроль США и ЕС может привести к выдавливанию Москвы из Средней Азии и Кавказа.
Похоже, что борьба между Россией, США и Евросоюзом за влияние в Иране только начинается. Незадолго до того, как в Москве российский и иранский министры договаривались о дальнейшем развитии сотрудничества в области атомной энергетики, Вашингтон и Брюссель резко усилили давление на Тегеран с тем, чтобы его остановить. В воскресенье вечером в Иран с официальным визитом прибыл министр иностранных дел Великобритании Джек Стро. В ходе переговоров с иранским коллегой Камалем Харрази Стро заявил о том, что ядерная программа Ирана может повредить дальнейшему развитию отношений с Евросоюзом, и пригрозил введением дополнительных санкций против исламской республики. Параллельно Вашингтон фактически сорвал Тегерану крупную сделку с Японией, подписание которой было намечено на начало июля. В понедельник США потребовали от Токио отказаться от готовящегося сейчас контракта стоимостью в 2 млрд долл. на разработку одного из крупнейших в мире иранского нефтяного месторождения Азадеган. Официальный представитель госдепартамента Ричард Баучер заявил в понедельник, что «сейчас крайне неподходящее время» для сделок с Тегераном. Под давлением США генеральный секретарь кабинета министров Японии Ясуо Фукуда дал понять, что Япония, скорее всего, воздержится от сделки с Ираном.
Цель все этих маневров – обеспечить свое влияние в Иране, цель, которую негласно преследуют и США, и Европа. «Запад фактически использует Россию как подставной элемент в своей иранской игре», – сказал RBC daily израильский политолог Авром Шмулевич. По его словам, наиболее интенсивное сотрудничество с Тегераном в области военных ядерных технологий ведут как раз западные компании, прежде всего французские. В условиях массированной антииранской кампании им выгодно представить Россию «в негативном свете» и вытеснить Москву с иранского рынка. Более того, помощь в строительстве атомной станции в Бушере – фактически единственный реально реализующийся на практике российско-иранский проект. «Выход из этого проекта, по сути, равнозначен уходу России из Ирана», – сказал RBC daily аналитик одного из московских инвестиционных банков.
«Сдача» позиций в Иране может крайне негативно сказаться на геополитическом положении России. Как сказал RBC daily руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Алексей Громыко, долгое время занимавшийся проблемами Востока, «Иран является ключевой державой для всего региона». «Иран расположен в центре пересечения торговых путей, действующих и потенциальных нефте- и газопроводов. С точки зрения России Иран – страна, которая может стать транзитным коридором для выхода в южные моря. Россия поставила строительство коридора Север-Юг государственным приоритетом», – рассказывает г-н Громыко. Кроме того, в ближайшем будущем Иран станет важнейшим транзитным коридором для государств Средней Азии. Недавно в Тегеране главы Ирана, Афганистана, Таджикистана и Узбекистана подписали ряд соглашений, предусматривающих прокладку дорог и создание транспортных коридоров, которые свяжут среднеазиатские государства с иранскими портами. В результате именно на Иран будут замкнуты все региональные транспортные потоки. «Переход Ирана под контроль Соединенных Штатов (кстати, участие президента Афганистана Хамида Карзая свидетельствует, что США дали добро на их реализацию) фактически приведет к постепенному выходу Средней Азии из зоны российского влияния», – сказал RBC daily бывший офицер одной из российских спецслужб. То же самое, по его словам, можно сказать и о кавказском регионе, где в полной изоляции окажется единственный на сегодняшний день союзник Москвы – Армения.
Тем не менее позиция России далеко не так безнадежна, как кажется на первый взгляд. В последние несколько дней иранские официальные лица фактически дали понять, что сближение с Москвой является основным внешнеполитическим приоритетом Тегерана. И это несмотря на то, что товарооборот как с Евросоюзом, так и с США (интересы американских компаний в Иране обеспечивают британцы) значительно превышает объемы российско-иранского сотрудничества. «Даже если бы Иран не доверял российской позиции, он вынужден ей верить», – заявил на днях иранский министр обороны Ирана Али Шамхани в интервью саудовской газете «Аль-Ватан». Вчера с похожим заявлением выступил замминистра иностранных дел Мухаммед Садра. По его словам, «Иран работал и будет работать над программой использования ядерной энергии в мирных целях, и главная роль здесь отводится России». «Москва – последовательный союзник в деле строительства в Иране современных АЭС», – сказал г-н Садра журналистам. Теперь четко обозначить свою позицию в отношении Ирана осталось России. «Проблема заключается в том, что до сих пор Москва не выступила с цельной стратегией по отношению к Ирану. Пока представители различных ведомств выступают лишь с невнятными заявлениями. При столь вялой и неэффективной работе российского МИДа мы рискуем окончательно потерять свои позиции в Иране», – сказал RBC daily аналитик одного из московских инвестиционных банков.
Отдел политики РБК
Михаил Чернов, 04.07.2003
«Купил газ у Баши – продал русских за гроши»
Россия начала неуверенно «давить» на Туркмению
Вчера в Ашхабаде прошло заседание российско-туркменской комиссии по вопросам гражданства. Это первое рабочее совещание созданной в середине прошлого месяца межправительственной комиссии, основная задача которой – отстоять права российских граждан, проживающих на территории Туркмении. Мидовские чиновники надеются, что в результате переговоров им удастся убедить одиозного лидера республики – «отца всех туркмен» Сапармурата Ниязова – в необходимости отменить свое апрельское решение и сохранить институт двойного гражданства. Правда, эксперты в вероятность столь благоприятного для России исхода не верят – слишком уж большую угрозу для режима Ниязова представляют обладатели двух паспортов. Для пожизненного лидера Туркменской республики очень важно не допустить притока внешней информации в страну, а также лишить своих оппозиционеров возможности скрываться от «длинной руки» режима на территории России.
В Туркмении сейчас около 120 тысяч человек, имеющих двойное гражданство, причем многие из нынешних жителей республики – дети и внуки тех, кто в советские годы восстанавливал Ашхабад после страшного землетрясения 1948 года. «Хочется напомнить Сапармурату Ниязову, что в 1948 году, когда Ашхабад был полностью разрушен в результате землетрясения, именно русские его восстанавливали, – сказал RBC daily замруководителя московской организации «Единства» Игорь Федянин. – Теперь получается, что детей и внуков тех, кто восстанавливал туркменскую столицу, выселяют из страны в принудительном порядке». Правда, подобные лирические экскурсы в историю мало трогают туркменского лидера. 22 апреля этого года, вскоре после теплой встречи с российским президентом, Сапармурат Ниязов подписал указ, по которому Туркмения в одностороннем порядке вышла из соглашения 1993 года о двойном гражданстве. Согласно ему все жители республики, имеющие двойное гражданство, до 22 июня этого года должны были сделать выбор – либо становиться «коренными» жителями и сдавать российский паспорт, либо официально оформлять статус иностранца и жить в Туркмении по виду на жительство (в противном случае им предложено в кратчайшие сроки покинуть страну). Те граждане республики, которые решили оставить себе российский паспорт, лишаются права на собственность, так как по местным законам владеть жильем или другим имуществом могут только обладатели туркменских паспортов. «Помимо вопиющих законов о собственности, есть еще и дискриминация при трудоустройстве, – сказал RBC daily собеседник в мидовских кругах. – Кроме обычных ограничений, по которым иностранцы не могут, например, занимать пост министра, есть явные признаки дискриминации и по другим специальностям, таким как доктора, учителя, юристы».
На прошлой неделе, когда у некоторых категорий граждан истек последний срок принятия решения (сроки для разных категорий даны различные), в прессе появились сообщения о том, что туркменские спецслужбы выдворяют российских граждан из их домов. Правда, и туркменские, и, как ни странно, российские власти отреагировали на поступившее сообщение достаточно спокойно. «Мы до сих пор не можем ни опровергнуть, ни подтвердить эту информацию, – дипломатично заявили RBC daily в российском МИДе, – по одним нашим каналам она подтверждается, а по другим – нет». Туркменский же лидер в своих высказываниях был куда более конкретен: он по-прежнему считает, что россиянам в его республике живется прекрасно. «Сегодня в Туркмении нельзя найти ни одного обиженного или преследуемого русского человека», – заявил в конце прошлого месяца Сапармурат Ниязов на выступлении перед жителями Марыйского велаята Туркмении, который он великодушно посетил, путешествуя по стране.
Есть два возможных сценария развития конфликта, говорят мидовские чиновники. Первый: Туркменбаши и все руководство республики отменяют принятые решения об упразднении института двойного гражданства, и тогда те граждане Туркмении, которые до апрельского указа имели статус граждан двух стран, могут сохранить его. Однако получить в дальнейшем российское удостоверение личности туркменские жители уже не смогут. «Такой исход событий может сильно подорвать политический авторитет Туркменбаши, – сказал RBC daily собеседник в российских властных структурах. – Для Ниязова сейчас главное – это укрепить свои позиции и не допустить никакого притока внешней информации в республику. Жители же с двойным гражданством в этом случае представляют для него серьезную опасность – это примерно то же самое, почему советских граждан не пускали за границу. Кроме того, туркменский лидер опасается, что его оппозиционеры, имея два паспорта, при необходимости смогут легко укрыться от режима в России».
Второй возможный вариант: Ниязов сохраняет все принятые решения о двойном гражданстве, но «замораживает» их исполнение. «Они будут существовать де-юре, но не действовать де-факто, – говорит собеседник RBC daily, – правда, российскую сторону такой исход дел не может устроить, ведь любое временно приостановленное решение, если оно существуют на бумаге, в любой момент может быть претворено в жизнь». Что удастся сделать российским дипломатам в ходе работы межправительственной комиссии, пока неясно: с одной стороны, у России есть рычаги давления на Туркмению, а с другой – из постсоветских республик она наиболее независима и агрессивна. «У России есть реальные экономические рычаги для давления на Туркмению – речь, прежде всего, идет о закупках Россией туркменского газа, – сказал RBC daily собеседник в МИДе. – Весной этого года «Газпром» подписал контракт с Туркменией о покупке газа по 44 доллара за 1000 куб. м, тогда как красная цена ему, по мнению экспертов, 18 долларов. Кроме того, у туркменского лидера есть определенные интересы в «высших» деловых кругах России, и ссориться с нами ему невыгодно». Правда, есть и другая точка зрения на эту проблему. Туркмения, по мнению некоторых экспертов, сейчас развивается совершенно автономно от России. Поэтому они не исключают военный вариант давления на Туркменбаши – примерно также, как американцы поступили с Афганистаном и Ираком. Тем более что повод у Москвы здесь гораздо более весомый.
Между тем побороться за права российских граждан в Туркмении решили представители различных политических партий; правда, для них сложившаяся ситуация – скорее повод для предвыборных спекуляций. Открыли сезон «антиниязовских» митингов представители СПС – на прошлой неделе два десятка молодых людей, одетых в униформу с символикой партии, собрались у здания туркменского посольства. По рассказам очевидцев, митингующие держали в руках транспаранты с надписями «Башизм не пройдет!» и «Купил газ у Баши – продал русских за гроши», прозрачно намекая на протуркменскую политику «Газпрома». Демонстрантов, правда, быстро разогнал наряд милиции – акция была несанкционированная, – после чего представители СПС от своих демонстрантов «отреклись». К «правым» присоединились и представители «Единства», которые 4 июля провели подобную акцию протеста рядом с туркменским посольством.
Тем временем никакой официальной информации о результатах заседания российско-туркменской комиссии вчера не поступило. Впрочем, сотрудники МИДа уверены в том, что состоявшееся в понедельник совещание – это лишь первый шаг на пути урегулирования конфликта. «Скорее всего, дело закончится тем, что стороны оповестят друг друга об имеющихся проблемах и разногласиях и назначат дату следующего заседания, – сказал RBC daily собеседник в МИДе, – главное сейчас для нашей стороны – жестко обозначить свою позицию и показать Туркменбаши, что «половинчатые» решения Россию не устроят».
Отдел политики РБК
Наталья Бендина, 08.07.2003
сергей, спасибо за интересные ссылки,
я только не понял в чью пользу ваши аргументы?
Думается, что ШОС на даннгом этапе формирующийся подросток. Вспомните историю АСЕАН. Идеи были возвышенные, задачи завышенные. И где сейчас эта организация с её открытым регионализмом? (кстати, официальные лица всех ШОСовцев дружно ссылаются на её опыт). Авторитет у неё есть, но более декларативный, чем реальный... Более того, существует перспектива, что китайское влияние будет распространяться не только по линии ШОС, но и по линии АСЕАН (те же проекты создания ЗСТ)... Не слишком радостно...
Штаты в панике (по крайней мере на виду)... Однако, думаю многие понимают, что пока товарищи из КПК, пусть даже обновлённой "новыми стариками" не потянут два фронта сразу.
Так что, в принципе, сейчас ШОС - лишь заготовка для китайской экспансии.
Могла ли бы ШОС превратиться в своебразную ООН азиатского характера? То есть организация стабильности в Азии.
Выкладки в РБК собственно наводят на те же мысли, что и были раньше - о перспективах смены направления восток - запад на юг - север. Концепцию ж/д старательно стараются забыть.
А между тем путь по Транссибу занимает около 20 суток. Контейнер стоит 3,5 - 4 тыс, а в контейнере 23 т. Если уж мы говорим об обороте в 60 млн т, то нужно контейнерами мерить, а не тоннами.
Кстати, транспортировка морем из Китая через Суэцкий в Финляндию занимает 37-38 суток. С чего они взяли, что более короткое расстояние из Мумбаи в Ротердам груз пойдет 38-40 дней.
Не серьезный какой-то подход у России. Это и настораживает.
Ну что за странное желание обстругать ШОС то под Варшавский Договор, то по ООН?
военно-техническая... ой! миротворчески-антитеррористическая тема пока преобладает в ШОС
Россия разметит военную авиабазу в Киргизии
Правительство Киргизии одобрило проект киргизско-российского соглашения о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизии. Министр обороны страны Эсен Топоев уполномочен на подписание соглашения от имени киргизского правительства, сообщили РБК в пресс-службе аппарата премьер-министра Киргизии.
В проекте соглашения особо подчеркнуто, что нахождение российской авиабазы на территории Киргизии "носит оборонительный характер и не направлено против других государств". Соглашение рассчитано на срок в 15 лет и автоматически продлевается еще на 5 лет по взаимному согласию. В соответствии с документом, боевую готовность, оперативную и боевую подготовку, организационно-штатную структуру и другие вопросы повседневной деятельности авиабазы контролирует Министерство обороны РФ. Личному составу авиабазы предоставлен полный иммунитет, их имущество также неприкосновенно и не подлежит аресту или задержанию, они также будут освобождены от уплаты ряда налогов.
Киргизская сторона в соответствии с соглашением должна будет на безвозмездной основе передать ряд объектов в Канте и создать все условия для нормального функционирования российской авиабазы и принимать меры по бесперебойному обеспечению ее каналами связи, электроэнергией, водой и другими видами коммунально-бытовых услуг.
Напомним, что проект соглашения был парафирован сторонами 24-27 июля 2003г. в Бишкеке в ходе визита главнокомандующего ВВС РФ В.Михайлова. На встрече была достигнута договоренность, что открытие российской авиабазы в Канте (20 км восточнее Бишкека) произойдет в октябре 2003г. по завершении подготовки объектов аэродрома к эксплуатации.
По предварительным расчетам, авиационная компонента Коллективных сил быстрого реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая разместится в Канте, будет состоять из 19 военных и военно-транспортных самолетов и двух вертолетов Ми-8. Кроме военных России и Киргизии на авиабазе также могут размещаться и военнослужащие других стран-членов ОДКБ - Армении, Белоруссии, Казахстана и Таджикистана. Напомним, что договор о коллективной безопасности, подписанный в 1992 году, объединяет Армению, Казахстан, Киргизию, Белоруссию, Россию и Таджикистан.
Это шевеление не в рамках ШОС!
Связывать эти поступательные движения в Средней Азии с появлением ШОС можно одним образом: ШОС является коллективным органом одобрения российской милитаризации центральной азии - российского военного присутствия в ней: ШОС признаёт его нужным и важным в мировом масштабе.
Всё это, конечно, имхо :)
МПС РФ намерено принять участие в перевозке грузов в крупнотоннажных контейнерах между Испанией и Китаем по Транссибу.
РБК. 05.08.2003, Москва 18:49:15. МПС России намерено принять участие в перевозке грузов в крупнотоннажных контейнерах между Испанией и Китаем по Транссибирской магистрали, сообщает пресс-служба МПС. В рамках реализации проекта перевозки грузов в двадцатифутовых контейнерах маршрутными поездами по транспортному коридору "Межрегиональной интермодальной системы" МПС России согласовало со всеми участниками перевозочного процесса сквозные ставки на перевозку грузов в двадцатифутовых контейнерах и срок доставки грузов - 29 суток.
Транспортный коридор "Межрегиональной интермодальной системы" предполагает комбинированный вариант перевозки грузов. Из испанского порта Castellon грузы доставляются в порт Новороссийск, откуда маршрутным контейнерным поездом будут перевозиться по Транссибу в порт "Восточный" и далее морским путем в Шанхай.
Ежемесячный объем поставок испанских товаров в Китай составляет около 2 тыс. 400 тонн. В направлении Китай - Испания объем внешнеторговых грузов составляет 4 тыс. тонн.
Вот небольшая заметочка с РБК. Хотелось бы поподробнее высказаться на тему транспортных коридоров, но пока не успеваю:
не густо нифига..)) вобще - то МПС стратеги, капец.. "намерены принимать участие"..) 29 дней.. и чьи контейнеры, интересно??
У меня постепенно сложилось впечатление, что Путин как-то не въезжает в тему транспортных коридоров и т.п., а без него это дело не сдвинуть.
В том то вся и проблема, что без него либо его окружения ни один серьезный проект с места не сдвинется в России. Это единсвенный "двигатель прогресса". Плохо не то, что он во что-то не въезжает, ну не возможно всего знать даже президенту-чекисту, плохо как раз то, что те, кто знает, не решает ничего...
P.S. Кстати, пришла в голову забавная мысль, как можно понимать "необходимость удвоения ВВП": даёшь клонирование президента! :D)
P.S. Где я работаю? Э-э-э... В компаниях с оборотом до 10 млн. ::) кем-то вроде менеджера по ВЭД.
Наши СМИ способны месяцами мусолить всякий вздор, но редко видят истинно важное. За последний год они не сочли достойными внимания три выдающиеся события: пошли поезда по 15-километровому Северомуйскому тоннелю, что знаменует собой завершение строительства БАМа; окончена электрификация Транссиба, начатая в 1951 году (а если считать от Москвы, то еще в 1929-м!); стал возможен проезд на автомобиле из Читы в Хабаровск — ликвидируется последний разрыв автодорожного полотна между Балтикой и Тихим океаном.
...
Интересная статья про Транссиб на http://www.globalrus.ru/opinions/135264/:
И далее много интересной истории, хотя и не без огрехов.
Во-первых, он по сути инспекционный – потому что Цао посетил «Адмиралтейские верфи» в СПб и «Красное Сормово» в Нижнем. Там делают дизель-электрические ПЛ проекта 636 (всего 8 штук заказано).
Во-вторых, Китай явно демонстрирует усиление военно-морской компоненты, не несущей явной угрозы интересам РФ. В частности, в РФ размещены заказы на эсминцы серии 956ЭМ, а китайские фрегаты серии 052В оснащаются системами ПВО С-300Ф «Риф».
А вот ничего не слышно в информированных кругах, не просит ли Китай у России "Зубров"? Я вроде слышал звон, что их делают под китайский заказ в Питере, но больно сомнительно, да и источник уж очень непроверенный был...