1. LiBeiFeng, в Корее, как и во всех странах мира,в средневековье (которое в Корее продолжалось до периода японской оккупации) количество грамотных людей (какой бы ни была письменность) исчислялось обычно несколькими процентами от населения. Крестьянство, составлявшее во всех практически странах мира, включая Китай и Корею, более 90% населения, было безграмотным абсолютно. В Корее это самое крестьянство не знало ни иероглифики, ни хангыля.
Беглое изучения вопроса о грамотности показывает, что тут могут возникнуть проблемы с данными, потому что Национальная статистическая служба РК не ведет статистики по грамотности (я офигел, если честно, от этого факта). Но, в ответ на многочисленные вопросы, они поместили у себя там вот такой файл:
http://www.nso.go.kr/eng/qna/data/population_education(Rep.ofKorea).xlsИз него следует, что в 1970 г., то есть уже через довольно много лет после того, как в 1950-х годах началась кампания по ликвидации неграмотности (и проводилась она по-корейски активно и всеохватно), всё еще оставалось 5,1 миллионов никогда не учившихся в школе из 26 миллионов корейцев старше 6 лет. Из них 2,3 миллиона не умели читать и писать. То есть почти 10% населения были полностью неграмотными. У меня сейчас нет времени искать (новости надо срочно писать), но предполагаю, что даже в "позднеяпонский" период грамотных в Корее было меньшинство (меньше половины, хотя это надо проверять), а про дояпонский период я написал выше.
И это я к тому, что вашему первому учителю, видимо, повезло по сравнению с большей частью населения Кореи.
2. Вы очень удобно обошли мою бутылку сочжу.
А ведь несмотря на все смайлики я привел ее в пример совершено серьезно. Я думаю, что если вы будете упорствовать
, я вам еще приведу в пример пачку синрамёна, самого популярного рамёна в Корее. Или какую-нибудь бутылку из под питьевой воды. По этим бутылкам я, например, непроизвольно и навсегда выучил иероглиф, означающий воду.
Вы также обошли вниманием мои упоминания о вывесках и надписях в метро (по ним я навсегда, по гроб дней, запомнил иероглифы, означающие Китай, восток 동, ворота 문, городской район 동, светосияние 광 и некоторые другие) . Это немного нечестно с вашей стороны.
ДОПОЛНЕНИЯ (сделанные позднее - все-таки полез в инет искать):
1. Вот здесь
http://www.ala.asn.au/opal/korea.pdf говорится об уровне образованности пожилых корейцев (по которому можно прикинуть уровень образованости в былые годы):
Among the over 50s, about 34 percent of them have less than 6 yrs of formal education, whichimplies the urgent need of providing adult literacy education for them. (Male about 20%, Female about 40 %). The need of literacy education for older people is still in demand.
Учтите, что тут уже включены люди, родившиеся после 1945 года, которые должны были попасть под обязательное начальное образование. То есть, довоенная неученость тут уже "разбавлена" - причем довольно сильно. И тем не менее, даже включая этих людей, еще остается 34 процента, не окончивших 6 классов.
2. опаньки... вот тут
http://www.hani.co.kr/section-005000000/2003/10/005000000200310081936394.html говорится, что 8,4% взрослых корейцев полностью неграмотны (сейчас), а если говорить о "функциональной неграмотности", то есть о людях, которые испытывают разные затруднения в плане чтения и письма, то в сумме получится 24,6% взрослых корейцев.
3. Из дискуссии на вражеском сайте
http://forum.japantoday.com/m_385139/mpage_12/tm.htm (источники информации врагов и их противников мне не известны, но цифрами они оперируют бойко):
"what a great education Japan brought into Korea so that about 78% of all Koreans were illiterate shortly after WW2 ended and only a few % of Korean went to middle school..."
"Before the annexation, the literacy rateof women was 8%"
3. Во, нашел
http://www.accu.or.jp/litdbase/efa/dl/CR_KRA.doc"Korea has shown dramatic literacy rate change over the past 60-70 years. In the late 1930s the adult illiteracy rate was over 70%. Now it is less than 2 %."
4. И еще:
http://hdr.undp.org/docs/publications/ocational_papers/oc24aa.htm"The movement very effectively raised the adult literacy rate from 22 percent in 1945 to approximately 80 percent in 1960".