Авиакомпания «Сибирь» в Китае
В результате изменения внешнего курса китайского руководства и начала политики "открытых дверей" в конце 1980-х годов заметно увеличилось количество взаимных туристических поездок жителей России и Китая. Кроме знакомства с прошлым и настоящим древнейшей страны Востока большой интерес у российских туристов, еще неизбалованных современной роскошью и разнообразием прилавков, вызывали недорогие китайские товары. Поэтому вскоре поездки россиян в соседнюю страну стали носить сугубо коммерческий характер – начиналась эпоха шоп-туризма.
Активный рост товарообмена между странами вызвал обоснованный интерес у перевозчиков, в том числе у авиакомпании «Сибирь», которая уже более 10 лет выполняет полеты в Китай. Сегодня «Сибирь» является вторым после «Аэрофлота» российским перевозчиком на китайском направлении.
Первый полет в Китай
Первый чартерный рейс из Новосибирска в Харбин, самый «русский» город Китая, был выполнен 14 июня 1991 года. Он же стал первым коммерческим международным рейсом, выполненным новосибирскими авиаторами. Пассажирами самолета Ту-154М стали российские участники Харбинской международной промышленной ярмарки - более 120 человек из всех регионов Западной Сибири. Среди них были представители администраций Новосибирской, Томской областей и Алтайского края, а также руководители коммерческих фирм и государственных предприятий.
Командиром воздушного судна в этом полете был Юрий Попов, в составе экипажа были второй пилот Евгений Гаров, штурман Николай Калугин, бортинженер Владимир Цымбаленко и штурман-инструктор из Хабаровска.
Заказчиком рейса выступало госпредприятие «Новосибирсктурист», руководителем которого был Владимир Гаврилов, занимающий сегодня должность директора по туризму авиакомпании «Сибирь».
В 1991 году новосибирский аэропорт «Толмачево» еще не имел международного статуса, хотя транзитные рейсы авиакомпаний соцстран, в том числе и из Китая, выполнялись через Новосибирск еще с начала 60-х годов.
Тем не менее, благодаря усилиям администрации Новосибирской области и "Новосибирсктуриста", таможенный досмотр первого рейса в Харбин проводился непосредственно в «Толмачево». А вот пограничный контроль пассажиры проходили в Хабаровске, где производилась техническая посадка.
Собственная таможня и пограничный пост появились в "Толмачево" только в сентябре 1992 года.
Регулярные рейсы в Урумчи
С конца 80-х годов первые сибирские коммерсанты-кооператоры стали активно осваивать оптовые рынки ближайшего к Новосибирску Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая, имеющего давнюю историю взаимоотношений с Россией. Вскоре на помощь развивающейся международной коммерции пришли новосибирские авиаторы.
9 февраля 1992 года авиакомпания «Сибирь» впервые выполнила чартерный рейс на Ту-154М в Урумчи. Полеты продолжались два месяца, после чего по ряду причин были приостановлены.
В 1996 году авиакомпания "Аэрофлот ", ранее открывшая регулярные рейсы Москва – Урумчи, решила отказаться от этого направления. Путем достаточно сложных, но успешных переговоров в Москве представительство "Аэрофлота" в Урумчи полностью перешло к авиакомпании "Сибирь".
Представителем "Сибири" в Урумчи стал бывший представитель "Аэрофлота" Владимир Сегедин, ранее занимавший пост начальника Казахского управления гражданской авиации СССР.
Рейс Новосибирск – Урумчи, открытый «Сибирью» в 1996 году стал для компании первым регулярным рейсом на китайском направлении. С мая 1997 года рейс S7 853/854 в Урумчи выполняется под собственным флагом «Сибири» (до этого - под флагом «Аэрофлота»). Тогда же в Урумчи состоялась первая презентация авиакомпании в Китае, в которой приняли участие представители авиационных властей России и Китая, администрации Новосибирской области и Правительства СУАР, Сибирский народный хор, российские и китайские журналисты.
Чартерная столица Тяньцзинь
2 декабря 1992 года на лайнере Ил-86 был выполнен первый рейс в Тяньцзинь, один из трех китайских городов центрального подчинения. В то время в него были переведены все чартерные рейсы, ранее выполняемые в Пекин.
Маршрут первых полетов был достаточно необычным: Минск – Новосибирск – Тяньцзинь. При этом в Минск к рейсу «Сибири» съезжались коммерсанты из Латвии, Украины и Литвы. Одновременно шла активная работа по открытию прямого рейса Новосибирск – Тяньцзинь. Эта линия на несколько лет стала основным китайским направлением для «Сибири». В 1993-96 годах полеты в Тяньцзинь выполнялись с частотой до 5-6 рейсов в неделю.
Весной 1995 года впервые в стране «Сибирь» официально сертифицировала новую пассажирско-грузовую компоновку самолета, разработанную на основе опыта полетов в Китай. Решением Департамента воздушного транспорта Минтранса России к эксплуатации был допущен самолет Ил-86 (RA-86105), специально оборудованный для перевозки крупногабаритного багажа в салонах самолета.
Наличие массового спроса на рейсы в Тяньцзинь не осталось незамеченным со стороны других российских авиаперевозчиков, самолеты которых (Ил-62 и Ил-76) во второй половине 1990-х годов стали базироваться в «Толмачево» и выполнять полеты параллельно с «Сибирью». Возникла реальная угроза вытеснения "Сибири" с китайского рынка.
Для недопущения этого руководством авиакомпании было принято решение перевести рейс на регулярную основу. В силу специфичных особенностей авиаперевозок на китайских маршрутах этот процесс был достаточно сложен и первоначально вызвал негативную реакцию со стороны фирм-заказчиков чартерных рейсов. Тем не менее, 3 сентября 1998 года «Сибирь» выполнила первый регулярный рейс S7 857/858 Новосибирск – Тяньцзинь. Вскоре в Тяньцзине открылось официальное представительство «Сибири». Перевод рейса на регулярную основу позволил авиакомпании значительно поднять прибыльность полетов на данном направлении.
Пекин – новые подходы
В июне-августе 1992 года, на первой волне шоп-туризма, "Сибирь" выполнила серию чартерных рейсов из Новосибирска в Пекин на лайнере Ил-86. Значительным достижением авиакомпании в тот период стало открытие прямой трассы Новосибирск – Пекин через воздушное пространство Монголии. До этого все полеты с западной части России в Китай выполнялись через Читинскую область. Осенью этот рейс «Сибири» был отменен, поскольку в Пекине началась реконструкция аэропорта.
В 1998 году в результате переговоров Федеральной авиационной службой России с Главным Управлением гражданской авиации Китая (ГУГАК) у «Сибири» появилась возможность открыть регулярный рейс Новосибирск – Пекин. В декабре авиакомпания открыла в столице Китая собственное представительство и 23 декабря выполнила первый рейс S7 863/864. Руководителем представительств компании в Пекине и Тяньцзине был назначен Владислав Кошкин, недавно возглавивший Директорат продаж авиакомпании. В январе 1999 года в Пекине состоялась презентация авиакомпании “Сибирь” в Посольстве РФ в Китае.
Первоначально на пекинском рейсе «Сибири» использовались самолеты Ил-86 в пассажирско-грузовом варианте. Затем, после ужесточения таможенных требований, было принято решение переориентировать рейс на пассажирские, в том числе трансферные перевозки, что в настоящее время себя полностью оправдывает. Добавим, что сегодня (зима 2001.2002) регулярные рейсы в столицу Китая выполняют только две российские авиакомпании – «Аэрофлот» и «Сибирь».
В Шэньян из Иркутска
Большая работа, проводимая авиакомпанией «Сибирь» на региональном рынке, привела к открытию 9 октября 2001 года нового регулярного рейса S7 505/506 на Ту-154М Иркутск – Шэньян. Основной категорией пассажиров на этом рейсе являются граждане Китая – студенты, бизнесмены, туристы. Ранее, начиная с 1991 года, пассажирские перевозки на данной линии выполнялись авиакомпанией "Байкал", причем в 1990-х годах - совместно с «Северной авиакомпанией Китая» (China Northern Airlines). В настоящее время в Шэньяне открыто представительство авиакомпании "Сибирь".
Краткие итоги
С 1992 по 2001 годы на маршрутах Россия-Китай авиакомпания «Сибирь» перевезла более 300 тысяч пассажиров и свыше 25 тысяч тонн груза и багажа. В 2001 году "китайскими" рейсами «Сибири» воспользовались 34 тысячи пассажиров, на трех маршрутах из Урумчи, Пекина и Шэньяна было перевезено более 200 тонн груза. В текущем году планируется открытие дополнительных рейсов и значительное увеличение объемов перевозок на китайском направлении.
P.S. Летом 2002 года добавился регулярный чартер Иркутск – Далянь
(c) Корпоративная газета "Крылья Сибири", 2002 год