Автор Тема: Японский язык : Урок 5  (Прочитано 16214 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Syny

  • Модератор
  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 215
  • Карма: 12
  • Пол: Женский
Японский язык : Урок 5
« : 08 Февраля 2006 09:21:04 »
第五課     Урок 5.

   Вопросительное местоимение + も
Частица も при вопросительных местоимениях вносит значение обобщения:       
だれ+も    (все, каждый/ никто)
どこ+も    (везде/нигде)
         ~ます        (полное утверждение)
         ~ません     (полное отрицание)

だれも分かります。    (знают все )
だれも分かりません。 (никто не знает)
В утвердительных предложениях чаще употребляется сочетание местоимение + でも

いつ+も            (всегда/никогда)
たれ+も            (все/никто)
いつ+でも         (когда угодно)         
だれ+でも         (кто угодно)
Частица помещается после падежных показателей, и с глаголом в отрицательной форме имеет значение полного отрицания, а с глаголом в утвердительной форме – общего утверждения (обобщения). В таких случаях (при присоединении частицы ) показатели подлежащего が и винительного падежа を опускаются, а падежные показатели с пространственно-временным значением остаются. ( から, まで, へ )
どこも行きません。
なんでも分かります。

何も употребляется только в отрицании.  何でも употребляется только в утвердительных предложениях.


Спряжение глаголов

第一変化「だいいちへんか」
К I спряжению относятся глаголы с последним звуком [у] и предшествующими согласными [к, г, с, ц, н, б, м, р ] и гласными [а,о,у]

書く「かく」    死ぬ「しぬ」     会う「あう」
泳ぐ「およぐ」  学ぶ「まなぶ」   思う「おもう」 
話す「はなす」  読む「よむ」    吸う「すう」
待つ「まつ」   分かる「わかる」

第二変化 
Ко II спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на る с предшествующими гласными [э, и].

見る「みる」
食べる「たべる」
*Следует иметь в виду, что у некоторых глаголов на る[ р ] входит в состав корня, благодаря чему они спрягаются так же, как и глаголы первого спряжения. Таких глаголов около тридцати.



Глаголы с корнем на ЭР и ИР, относящиеся в порядке исключения к первому спряжению

嘲る「あざける」насмехаться        帰る「かえる」   возвращаться
焦る「あせる」 нервничать, смешить 切る「きる」        резать
弄る「いじる」    вертеть в руках     軋る「きしる」    скрипеть
入る「いる」        входить         蹴る「ける」        ударять ногой, лягать
要る「いる」        требоваться     混じる「まじる」смешиваться
限る「かぎる」    ограничиваться           参る「まいる」     приходить, идти
かじる                    грызть        むしる                     рвать, вырывать
詰る「なじる」упрекать                          握る「にぎる」держать в руке
罵る「ののしる」 бранить                          練る「ねる」месить
茂る「しげる」 густо расти                        湿る「しめる」мокнуть, быть влажным
知る「しる」знать                                    誹る「そしる」клеветать, порочить
  滑る「すべる」скользить                         喋る「しゃべる」болтать
  散る「ちる」опадать, рассыпаться         照る「てる」светить
  入る「はいる」входить                               走る「はしる」бежать
  ひねる крутить, выкручивать             減る「へる」уменьшаться
  ふける погружаться

К III спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на するc предшествующими существительными китайского происхождения.

勉強する

Глагол 来る「くる」приходить относится к неправильному спряжению, поскольку характер образования  основ не подходит ни к одной из выше приведенных классификаций.


Основы глаголов

第一変化
Глагол и его значение   1 основа   2 основа   3 основа   4 основа   5 основа
かく      писать    かか   かき   かく   かけ   かこう
およぐ  плавать   およが   およぎ   およぐ   およげ   およごう
はなす  говорить   はなさ    はなし   はなす   はなせ   はなそう
まつ     ждать   また   まち   まつ   まて   まとう
しぬ     умирать   しな   しに   しぬ   しね   しのう
よむ     читать   よま   よみ   よむ   よめ   よもう
まなぶ изучать   まなば   まなび   まなぶ   まなべ   まなぼう
わかる понимать   わから   わかり   わかる   わかれ   わかろう
はいる входить   はいら   はいり   はいる   はいれ   はいろう
おもう думать   おもわ   おもい   おもう   おもえ   おもおう

         第二変化

Глагол и его значение   1 основа   2 основа   3 основа   4 основа   5 основа
たべる есть    たべ   たべ   たべる   たべれ   たべよう
みる смотреть   み   み   みる   みれ   みよう


特殊変化

Глагол и его значение   1 основа   2 основа   3 основа   4 основа   5 основа
勉強するзаниматься   勉強し、せ、さ   勉強し   勉強する   勉強すれ   勉強しよう
くる приходить   こ   き   くる   くれ   こよう

Значение основ

Отрицательная (1)
Самостоятельно не употребляется, а служит только для образования отрицательных и залоговых форм глагола.
Соединительная (2)
Самостоятельно употребляется, как срединное (незаключительное сказуемое); используется для образования вежливой формы на ます, а также некоторых других форм. Нередко выступает в роли отглагольного имени существительного:
はなす ー はなし
Разговаривать – разговор
Определительно – сказуемостная (3)
Употребляется в функции конечного (заключительного сказуемого); как форма настояще – будущего времени изъявительного наклонения; в функции определения. Она служит для образования некоторых УГК,  образующихся с участием служебных слов.
Условная (4)
Эта основа у всех глаголов, кроме первого спряжения, не используется, а употребляется для образования условной формы глагола путем присоединения суффикса ば. У всех глаголов она употребляется так же как грубая повелительная форма.

Вероятностно – пригласительная (5)
Имеет значение предположительного наклонения и приглашает к совместному действию.

Винительный падежを
Имеет значение:
1) Воздействия на объект
本を読む
2) времени:
夏をおくる
3) пространства:
―キロメートルを歩く
Употребляется в значении пространства при непереходных глаголах, указывая на:
- место, по которому происходит движение
道を歩く 空を飛ぶ
- место, от которого происходит движение
家を出る
Исходный падеж. から
Служит для указания на исходный пункт движения в пространстве,  лицо, от которого исходит действие, или исходный момент действия во времени.
日本から из Японии
あの人から от него
朝から с утра
Предельный падеж まで
Служит для указания на предельный пункт движения в пространстве или предельный момент действия во времени. Переводится, как «до» (какого то места, до стольки то)
日本まで до Японии
今日まで до сегодняшнего дня
朝から晩まで с утра до вечера
Падеж направления へ
Показателем направления является частицаへ. Она имеет значение направления при глаголах движения:
京都へ行きます

* В подобных предложениях может употребляться частица, обозначающая точку прибытия, конечный пункт назначения. Перевод в данном случае будет одинаковым, только оттенки смыслового значения будут разными.
京都へ行きます как направление
京都に行きます    как конечный пункт
« Последнее редактирование: 09 Февраля 2006 15:38:12 от Syny »

Оффлайн Syny

  • Модератор
  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 215
  • Карма: 12
  • Пол: Женский
упражнения
« Ответ #1 : 08 Февраля 2006 09:23:24 »
Практикум

1. Проспрягайте следующие глаголы по основам и сгруппируйте их по типам спряжения:

書く 読む 話す 来る 起きる 寝る 散歩する 習う 出る 出す 見える 出来る

2. Образуйте отрицательную и утвердительную; нейтрально – вежливую формы настояще – будущего времени от следующих глаголов:

行く 読む 来る 話す 習う 書く 勉強する 起きる 歩く する 見る 帰る 食べる
散歩する 寝る 借りる

   
  3. Подстановочная таблица



あの人
この学生

   











   
毎日
明日
たびたび
良く


   
日本語
英語
ロシア語
フランス語
タイ語
   


   
話します。
話しません。
読みます。
読みません。
書きます。
書きません。
         
早く
遅く   
大学
学校   
へ   行きます。
行きません。
               
から   帰ります。
 帰りません。
         


   
から   

晩   
まで    
勉強します。
勉強しません。
掃除します。
掃除しません。

    5. Заполните  пропуски окончаниями ますили ません :

1. 極東国際関係大学の学生はロシア語をならい… 。
2.今年あなたがたは皆英語を習い…か。いいえ、皆ではあり… 。スベータさんとアンドレイさんがならい… 。
3.冬私は早く起き… 。夏はあまり早く起き… 。少し遅く起き… 。
4.あの人はテレビをほとんど見… 。
5.私は明日の朝まで家を出ま… 。
6. 大学は私の家からあまり遠く… です。
7.ふつう私はこの道を歩き… 。
8.山川さんはほとんど毎朝早くから夜遅くまで勉強し… 。
9.川上さんは昼間で来… 。
10.毎朝あの人は手と顔を洗い… 。
11.今日から私は大学まであの長い道を歩き… 。
12.あの山から海まであまり遠く… です。

   6. Заполните пропуски нужными падежными показателями:

1. 私は毎日新聞 … 読みます。
2.私はとしょかんからざっし … 借りません。
3.黒川先生 … 日本語の会話 … 教えます。
4.私は明日大学 … 行きません。
5.私は大学 … 近い道 … 行きます。
6.モスクワ … 日本 … とても遠いです。
7.あの人は明日朝 … 晩 … 勉強します。
8.極東国際関係大学 … としょかん … あまり遠くないです。
9.私は今日大学 … 遅くかえります。
10.私の家 … 大学 … 近いです。
11.学生達は家 … 早くでます。
12.私の家 … まど … 川が見えます。
13.あの人は毎晩テレビ … 見ます。
14.私はほとんどテレビ … 見ません。
15.冬あの人はほとんど家 … 出ません。
16.夏はたびたび散歩 … します。

    7. Заполните пропуски падежами は、が、を

1.私は毎日朝から晩まで勉強します。夜 … しません。
2.私は今晩本を読みます。テレビ … 見ません。
3.青山先生は今年日本文学 … 教えません。日本文学 … 来年から教えます。
4.私はふつう大学までこの近い道 … 歩きます。あのながい道 … ほとんど歩きません。
5.あの人は漢字とカタカナ … 毎晩習います。日本文学と英語 … 毎日習いません。
6.私達は日本語の新聞 … まだ読みません。日本語の新聞 … 三年学 … 読みます。
7.私はロシア語の本 … としょかんから借りません。
8.私はとしょかんから字引を借りません。字引 … 川上さんから借ります。
9.となりの部屋からラジオ … 聞こえます。
10.だれ … いま部屋からでましたか。

 
       8. Ответьте на следующие вопросы, употребив, где возможно, наречия:

はとんど
たびたび
ときどき
すこし
まだ
とても
ふつう
まず
いちばん

1.極東国際関係大学の一年生は何を勉強しますか。
2.あなたがたは明日何を習いますか。
3.英語はだれが出来ますか。
4.あなたは冬遅く起きますか。
5.あなたの家から大学までとおいですか、ちかいですか。
6.あなたは家を早くでますか、遅くでますか。
7.あなたは毎晩勉強をしますか。
8.テレビを毎晩見ますか。

      9.  Поставьте вопросы к подчеркнутым словам:

1. この人は毎朝英語の新聞を読みます。
2.私はとしょかんからざっしを借ります。
3.私達はロシア語と日本語が出来ます。
4.あの人は来年から日本文学を習います。
5.あの人が毎晩テレビをみます。
       10. Подберите антонимы к следующим словам:

起きる

来る

近い

やさしい
寝る
遠い
行く
難しい

遅い
良い
古い




 11. Замените стоящие в скобках слова соответствующими японскими, употребив существительные с нужными падежными показателями или частицами, а так же предикативными прилагательными и глаголами в требуемой форме:

1.(следующий урок)日本語ではありませんが、英語です。
2.私は教科書をとしょかんから(брать).
3.カタカナはあまりむずかしくないですが、(легкий).
4.私達は(с будущего года)日本文学を習います。
5.明日私は(до поздней ночи)勉強をします。
6.あの人は(обычно)あまり早く(не возвращаться).
7.明日私は(из библиотеки домой)遅く帰ります。
8.朝私は(до еды)新聞を読みます。
9.あの人はふつう学校から家へこの狭い(улицa)歩きます。
10.この(дорога)はあまり(не близкий)
11.この人は毎晩少し(совершать прогулку)
12.私は(часто)大学から家まで(ходить пешком)
13.晩はふつう日本語と(литература Японии)を勉強します。
14.川上さんは今日あまり早く(не прийти)晩おそく(прийти)


      12. Переведите на японский язык:
 I  動詞
Сегодня мы будем писать иероглифы. Завтра мы писать не будем, будем читать английские газеты. Студенты первого курса ежедневно пишут хирагану. В этом году студенты будут учить японский и английский языки. Студенты Института Восточных Языков русский язык изучать не будут. Я каждый день хожу по этой улице. Из соседней комнаты хорошо слышно радио. Сегодня я пошлю письмо отцу, а другу пошлю завтра. Из окна виден лес. Восточную литературу преподает  госпожа Каваками. Я каждый день читаю русские газеты. А японские пока не читаю. От нового здания университета до старого очень далеко. От моря до той красивой горы не очень далеко. От университета до библиотеки я хожу этой дорогой. Мы пойдем к реке самым дальним путем. Этот студент послезавтра уезжает в Японию.

II
По утрам я встаю очень рано. Этот студент особо рано не поднимается. Летом солнце встает очень рано, а зимой поздно. От моего дома до старого здания университета очень близко, а до нового здания далековато. Завтра с утра и до обеда студенты факультета Восточных языков не занимаются. Сегодня мы будем заниматься до позднего вечера. Из университета домой мы вернемся поздно ночью. В этом году на факультет приедет из Японии преподаватель японской литературы. Японский язык легкий? Нет, не легкий; очень трудный. А английский? Английский не такой трудный. Телевизор я почти не смотрю. Летом я ложусь спать поздно, а зимой рано.


Оффлайн Ustina

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 54
  • Карма: 0
  • Пол: Женский
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #2 : 30 Марта 2006 13:54:43 »
Делаю сейчас этот урок, и столкнулась с тем что не знаю  некоторых иероглифов,  я могу конечно и примерно догадаться  что нужно вставить в предложение, но  мне кажется было бы целесообразнее для новичков(тем более что темы для начального уровня изучения японского языка) подписать хироганой.
например: 極東国際関係大学の学生はロシア語をならい -
Правда у меня сомнение: может это и не важно пока, идет отработка глаголов...
« Последнее редактирование: 30 Марта 2006 14:01:00 от Ustina »

SoulBreeze

  • Гость
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #3 : 30 Марта 2006 15:39:11 »
Делаю сейчас этот урок, и столкнулась с тем что не знаю  некоторых иероглифов,  я могу конечно и примерно догадаться  что нужно вставить в предложение, но  мне кажется было бы целесообразнее для новичков(тем более что темы для начального уровня изучения японского языка) подписать хироганой.
например: 極東国際関係大学の学生はロシア語をならい -
Правда у меня сомнение: может это и не важно пока, идет отработка глаголов...
Почему бы не использовать словарь?
Для отработки глаголов название университета действительно роли не играет, тут никаких сомнений.

Оффлайн Ustina

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 54
  • Карма: 0
  • Пол: Женский
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #4 : 30 Марта 2006 20:00:58 »
Почему бы не использовать словарь?
Для отработки глаголов название университета действительно роли не играет, тут никаких сомнений.
Соглашаюсь

Оффлайн Ustina

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 54
  • Карма: 0
  • Пол: Женский
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #5 : 31 Марта 2006 16:22:13 »
В 7 задании практикума, предлагается вставить частицы は、が、を
は -между существительными например

を и が、 - перед глаголами, а в чем разница между этими частицами  конкретно в этой теме урока??

 P.S. вспомнила, что частицу が、 нужно ставить перед глаголом arimasu
« Последнее редактирование: 31 Марта 2006 19:59:03 от Ustina »

Оффлайн Syny

  • Модератор
  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 215
  • Карма: 12
  • Пол: Женский
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #6 : 02 Апреля 2006 19:03:51 »
Делаю сейчас этот урок, и столкнулась с тем что не знаю  некоторых иероглифов,  я могу конечно и примерно догадаться  что нужно вставить в предложение, но  мне кажется было бы целесообразнее для новичков(тем более что темы для начального уровня изучения японского языка) подписать хироганой.
например: 極東国際関係大学の学生はロシア語をならい -
Правда у меня сомнение: может это и не важно пока, идет отработка глаголов...

дело в том, что  хотя этот учебник и для новичков, он максимально глубоко заходит во все аспекты языка. Начиная с работы со словарем и отыскивания новых иероглифов, складывания их по онам и чтения, и заканчивая глагольной грамматикой и привыканием к окуригане и ее поведению в составе слова.
самостоятельно вы тоже хорошо поработали, мне работа понравилась. были некоторые недочеты, но в целом, и если учесть, что  это начальный уровень, очень неплохо.
всем остальным.
я приведу вам пример из своей практики...
когда ко мне на кафедру зафвляется новоиспеченный преподаватель, обычно он говорит такие  слова: дайте мне рабочую программу, дайте мне аспектные, дайте мне аудиторию с пластиковой доской и тогда я покажу кам класс.
А ты покажи класс на драной доске, на которой мел не пишет, со студентами, у которых нагрузка полтора часа в неделю, напиши сама программу и распланируй полтора часа астрономического времени так, чтобы с занятия студентам уходить не хотелось, и чтобы они действительно по истечении учебного года знали что либо кроме конничива))). Вот это высший пилотаж.
Хотите попроще - обращайтесь на курсы декоративно прикладного японского языка))))там вас оближут и максимально упростят все что вам не нравится. за ваши же деньги.

Дзюсан

  • Гость
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #7 : 26 Июля 2006 18:40:09 »
А на мой взгляд эти уроки сделаны как бы вежливее выразиться....на отъе....сь.

Оффлайн Van

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2802
  • Карма: 55
  • Пол: Мужской
    • Ориенталика
  • Skype: van_kabumoto
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #8 : 26 Июля 2006 23:30:52 »
Аргументация, пожалуйста. Иначе это - просто хамство.

Дзюсан

  • Гость
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #9 : 27 Июля 2006 17:46:37 »
Это мое сугубо личное мнение. Я конечно понимаю что эти уроки в своем роде благотворительность...
 Но в бесконечных поисках уроков по японскому в интернете для ничинающих я находил много толковых, на мой взгляд, достаточно "разжеванных" и понятных. Но все равно не хватало разной информации. Ведь чем больше знаешь, тем больше вопросов.
 Что касается конкретно этих уроков для меня- сложилось общее мнение что просто информация свалена в одну кучу и не структурирована. Например, даны основы глаголов, но не сказано где и как их применять. Написано конечно,  но сильно непонятно и размыто. Например:
"Условная (4)
Эта основа у всех глаголов, кроме первого спряжения, не используется, а употребляется для образования условной формы глагола путем присоединения суффикса ば. У всех глаголов она употребляется так же как грубая повелительная форма."
Сразу вопросы- почему не используется эта основа?
Путем присоединения к чему суффикса БА образуется условная форма?
Помоему эти уроки просто скопированы, скорее всего частями, потом перемешаны и выброшены на форум.
в общем это даже не уроки а просто информация разведчика, переданная в спешке.
  P.S. Конечно, для профессионалов смешно наверно читать такие вопросы, но для новичка, если оставить это без ответа, будет трудно в дальнейшем учить язык.
 

Оффлайн Van

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2802
  • Карма: 55
  • Пол: Мужской
    • Ориенталика
  • Skype: van_kabumoto
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #10 : 27 Июля 2006 21:02:21 »
Черным по синему написано, по-русски плохо понятно?
Речь о четвертой форме, к чему же ещё может присоединяться БА?
Основа используется, но довольно нечасто, потому и говорится что не используется, чтобы вы сосредоточились пока на других.
Далее, эти уроки - не самоучитель, а скорее лекции, после которых догичен семинар с разбором.

Оффлайн Кансайский

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1117
  • Карма: 19
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #11 : 28 Июля 2006 02:42:57 »
Приведенные тут уроки - это компиляция учебников Головнина и Нечаевой. Может материал и сыроват, но требовал усилий человека, который его собрал и выложил, за что мы уже можем быть благодарны. Если качество не устраивает, пожалуйста, дополняйте и улучшайте. Хамить не надо только.

Про непонятные вопросы. Совершенно очевидно, что не всё может быть сразу понятно начинающему изучать язык. Потому некоторые авторы строго дозируют информацию, избавляя студентов от разных но и тонкостей, вводя всё постепенно и по мере необходимости. С точки зрения педагогики может и не разумно сразу заваливать информацией, но упрекать в этом в данном случае бессмысленно. Есть масса учебников, которые не будут вызывать дополнительных вопросов, стоит просто поискать то, что подходит для Вашей манеры изучения.

Оффлайн Nihonjin

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 20
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #12 : 24 Августа 2006 18:18:23 »
Совет:
Людям, которым в лом учиться с этим, как вы считаете, сырым материалом, советую приобрести сами учебники Головнина или Начаевой. Точно знаю, что комплект из 4 книжек Головнина продаиотся в Москве в БиблиоГлобусе (М. Лубянка). Так что прежде чем обхаять всех и вся, просмотрите этот вариант.  >:(
Wer eine Fremdsprache nicht kennt, der weiß nichts über eigene. J.W. Goethe
Кем чит телне белми, шул туган тел турында бернәрсә белми. Й.В. Гёте

Оффлайн Syny

  • Модератор
  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 215
  • Карма: 12
  • Пол: Женский
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #13 : 11 Сентября 2006 15:20:45 »
А на мой взгляд эти уроки сделаны как бы вежливее выразиться....на отъе....сь.


Проблема в том, что  уроки набраны в WORD, и некоторые таблицы нечитаемы....Самостоятельно не справилась с редактированием, потому как не знаю, как это сделать. что касается уроков: вопросы можно задавать прямо здесь. Еще просьба. Восточники всю жизнь скрывают свои истинные мысли, стараясь быть предельно вежливыми. Будьте любезны соблюдать этические рамки. Подобные выражения мне читать в собственной теме неприятно. Я думаю, что и человеку, подобным образом о чужом труде выражающемуся, отвечать на его вопросы будет тоже неприятно.

Оффлайн Syny

  • Модератор
  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 215
  • Карма: 12
  • Пол: Женский
Re: Японский язык : Урок 5
« Ответ #14 : 11 Сентября 2006 15:22:56 »
В 7 задании практикума, предлагается вставить частицы は、が、を
は -между существительными например

を и が、 - перед глаголами, а в чем разница между этими частицами  конкретно в этой теме урока??

 P.S. вспомнила, что частицу が、 нужно ставить перед глаголом arimasu

Жду выполненных заданий на mail. Адрес тот же)