В японских фильмах ее возможно и меньше…
А вот в корейских и китайских, имхо, присутствует часто.
Ну, Воин или, скажем, 38 параллель они да, они сразу задают такой тон, что все по-своему правы и по-своему виноваты… Но, вот, допустим, Арахан, Метро, Воин Ветра… По-настоящему злыми там выглядят только те персонажи, чей образ фильм не раскрывает (мелькнувшие в Воине Ветра американские парни, мэр (или кто там он) в Метро) – а те злодеи с которыми у героя идет основная борьба (Злой Мастер, террорист, школа японских каратистов) – или мы видим, что злодея «довели до жизни такой» или «что он хотел доброго и светлого».. И герой почти всегда относится к поверженному сопернику с сожалением, заражая этим и нас..
В гонгконгских боевиках этот ход тоже очень часто встречается…
Но даже и в 7 самураях жалко не жалко, но то что эти бандиты доведены до такой жизни временем, а не злыдни сами по себе – очень даже чувствуется…