С.Е.Яхонтов "Древнекитайский язык", - Москва, 1965 г.:
Цитата:
стр. 11-12
В китайском языке грамматические отношения между словами в предложении
выражаются порядком их расположения, а также специальными - служебными
словами, например предлогами, но не изменением формы слов. В
древнекитайском отсутствуют какие-либо формы склонения и спряжения. Только
некоторые местоимения существуют в нем в двух-трех фонетических вариантах,
каждому из которых свойственны свои особые синтаксические функции (как
английским формам вроде I — me или французским je — me — moi, но в
китайском правила употребления их гораздо менее строги). Древнекитайский
не знает агглютинативных словоизменительных аффиксов, вроде тех, которые в
современном китайском языке образуют видо-временные формы глагола; время и
залог глагола в древнекитайском тоже выражаются cлужебными словами. Только
в области словообразования мы в нем находим довольно много элементов
флексии (а также, может быть, агглютинации).
...
стр.38
В древнекитайском языке отсутствует морфология в том смысле, в каком мы
употребляем этот термин по отношению, например, к русскому языку, потому
что древнекитайское слово не имело форм словоизменения, описание которых
составляет основную часть русской морфологии.
Естественно, что важнейшей частью древнекитайской грамматики является
синтаксис, рассматривающий строение словосочетаний и предложений. Однако
грамматика древнекитайского языка не исчерпывается синтаксисом. В состав
словосочетания определенного типа могут входить не любые слова языка, а
только слова определенных классов; грамматические отношения между стоящими
рядом слонами могут быть различными в зависимости от того, и какие классы
входят эти слова. Поэтому изложению синтаксиса должна предшествовать
классификация слов, описание свойств отдельных классов.
...
стр. 39
Грамматическая роль разных служебных слов не одинакова. Одни из них служат
для связи слов в предложении или для связи частей сложного предложения
(например, предлоги и союзы). Если их удалить из предложения, оно может
распасться, стать бессмысленным. Другие служебные слова (например,
показатели залога или частицы) присоединяются к какому-нибудь одному слову
или предложению в целом, но не меняют основной структуры предложения.
Первые удобнее рассматривать вместе с соответствующими грамматическими
конструкциями, т. е. в синтаксисе. Остальную часть грамматики, т. е.
описание классов знаменательных слов (частей речи) и значений пустых слов,
не входящих в синтаксис, можно было бы назвать морфологией, но ясно, что
этот термин имел бы тогда не то же содержание, что в русском языке. Что же
касается словообразования, которое обычно рассматривается как часть
морфологии, то в древнекитайском языке его едва ли целесообразно включать
в грамматику.
Вполне допускаю, что точка зрения автора по некоторым вопросам с того
времени могла претерпеть изменения, но работ, которые бы об этом
свидетельствовали в моем распоряжении пока нет.
Цитата:
А вот насчет парадигматики, синтагматики и иерархии в общем языкознании
действительно писал Вадим Михайлович
Да, я в курсе. И нисколько не скрою, что работы Вашего отца по этой теме
мне очень нравятся. Могу только выразить сожаление, что в сферу внимания
Вадима Михайловича не попал ДЯ - для полноты его системного анализа это
было бы, как мне кажется, очень кстати. Или он также писал и о ДЯ, только
я об этом не знаю?
Название: Re: Суффиксация в китайском языке
Ответил: Sat Abhava - 19 мая 2005 04:46:44 Цитата:
На чем в своих основах зиждется грамматика СКЯ и ДКЯ?
...
А мы не об одном и том же говорим? Расскажите о Вашем понимании сущности
грамматики. Будет интересно почитать...
Если Вам действительно интересно, тогда остановлюсь и на этом вопросе
(очень кратко).
Я склонен считать, что грамматика (как и рождающееся в ее недрах понятие
"части речи") есть явление универсальное, присущее любому языку вне
зависимости от его типологии. Нет и не может быть языков без грамматики!
Грамматика языка - есть совокупность грамматических значений и способов
выражения этих значений. Грамматические значения формируются на самых
ранних этапах становления человеческого языка. Человек выделяет из
окружающего его материального и идеального мира различные отношения и
связи между явлениями, эти отношения и являют собой основу грамматики
речи. Другими словами, в языке сначала появляется необходимость выразить
то или иное отношение между явлениями окружающего мира, а уже затем под
эту необходимость формируется способ выражения, т.е. грамматическое
значение первично, а способ выражения грамматического значения - вторичен.
Это, например, подтверждается тем, что именно способы выражения того или
иного грамматического значения претерпевают изменения в ходе развития
языка, а не наоборот - фиксированные способы выражения меняют свое
грамматическое значение от эпохи к эпохе. К тому же, одному
грамматическому значению в языке даже в синхронии может соответствовать не
одна, а несколько форм выражения, например: "папин пиджак" = "пиджак папы"
(обе формы выражают грамматическое значение принадлежности).
Средства "манифестации" универсальных грамматических значений могут очень
различаться в типологически разных языках (об этом мы уже говорили выше).
И для обнаружения в языке грамматики словоизменение вовсе не обязательно.
Как Вы сами же процитировали выше, в языке существует достаточное
количество средств и без словоизменения.
Если в каком-либо наборе слов не выделяются такие универсальные
грамматические значения как (возьмем самые общие) "субъект", "действие",
"признак", "объект", "время", "место" и т.д., если слова не связываются по
установленным правилам своего грамматического функционирования, то и текст
как таковой существовать не может. Однако исследования даже самой ранней
письменной формы китайского языка (цзягувэнь) свидетельствуют, что все
перечисленные выше категории не только присутствуют в тексте, но и
подчиняются в структуре текста вполне определенным законам
функционирования. Именно этот факт, собственно, и позволяет исследователям
"расшифровывать" и читать самые ранние цзягувэнь-тексты. И это при
фактическом отсутствии даже элементарных представлении о фонетической
составляющей его слов (а значит, и о законах словообразования и
словоизменения).