Газета «Одрийн сонин» (№282-283 23-24.11.2009 г.)
Железная ловушка - 2 Автор А.Баатархуяг На сайте
www.ganaa.mn размещен перевод статьи ответственного редактора китайской газеты «Глобал таймс» Дун Джина под названием «Монголия продолжает «кусать нижнюю губу». Эта статья начинается так:
«Народы наших соседних стран сполна ощутили на себе, что развитие Китая принесло много хороших результатов для этих стран, и, наверное, никто не поспорит с признанием ими того, что сотрудничество с Китаем открывает для них хорошие перспективы к зажиточному и светлому будущему. Но находятся некоторые страны, которые стремятся препятствовать Китаю и контролировать его, вместо того, чтобы сидеть спокойно и пользоваться плодами развития нашей страны. Надеюсь, что они сами знают и чувствуют, что чрезмерное распространение такой тенденции не выгодно ни им, и ни Китаю.
Недавно был объявлен тендер по освоению месторождения меди и золота Оюутолгой в Монголии, считающегося самым крупным в мире по запасам, и расположенного на расстоянии 200 километров от границы Китая с Монголией. Китайская корпорация «Aluminum» (Chinalco) изъявила заинтересованность в участии в этом проекте. Но, как сообщают австралийские информационные агентства, некоторые высокопоставленные должностные лица Монголии открыто объявили: «У нас с самого детства заложена нелюбовь к китайцам, и мы так просто не допустим китайских граждан в Монголию. Это заявление высокопоставленных должностных лиц Монголии можно расценить, как плевок на великодушье китайского человека».
После заключения Инвестиционного договора по Оюутолгой русские также выражали свое недовольство. В российской газете «Эксперт» была опубликована статья следующего содержания: «Президент РФ В.Путин (так в тексте) оказал помощь правящей партии Монголии в победе на очередных парламентских выборах, посетив данную страну накануне этих выборов. Но монголы использовали сближение с Россией только, как предлог для «скачивания» побольше денег у китайцев. Только этим можно объяснить решительные действия России, которая потеряла возможность заполучить месторождение. Если Монголия не даст обещания по поводу погашения своей задолженности в 180 млн. ам. долл. то Россия намерена, обратится к Парижскому клубу кредиторов».
В ближайшем будущем будет решаться вопрос об освоении не только крупного месторождения коксующегося угля Тавантолгой, но и многих других угольных и медных месторождений. Все это привлекает внимание многих стран мира, в том числе, двух наших соседних стран. В настоящее время разворачивается скрытая идеологическая и экономическая конкуренция, которая напоминает период «холодной» войны. Монголия находится в центре внимания мировой общественности. Маньчжурцы в течение 200 лет своего властвования Монголией, защитили нас, монголов, и нашу землю от вымирания, как нации, помятая о том, что именно монголы защитят их от китайцев, если их империя рухнет. После развала Цзиньской империи монголы одним из первых завоевали суверенитет и независимость.
Русские оказали нам всестороннюю помощь в приобретении независимости и использовали обширную территорию, как буферную зону, но при этом, старались не упускать Монголию с поля своего зрения. После Халхинголской битвы повысилась оценка русских значения нашей страны.
Амбиции Монголии Хотя мировое сообщество считает Монголию малой страной, но мы монголы, необычная нация, в генах у которой впитаны амбиции Великой древней империи, так как наша армия, как говорится, «малая, да удалая», наши дипломаты хитры и изворотливы, а некоторые наши политики являются националистами, хлеще, чем Гитлер. Народы Восточного региона земного шара считают нас, монголов, представителями западной цивилизации, а народы западного полушария – представителями восточной цивилизации. Мы, Монголы мыслим, исходя из геополитических соображений, а не исходя из коммерческой выгоды, как китайцы и евреи. Но это не является, каким-то необычным явлением для нас, так как мы, кочевники, на протяжении нескольких тысячелетии и существовали, благодаря этому.
Мы монголы испокон веков не придавали большого значения коммерческой выгоде, руководствуясь, прежде всего, своими глобальными интересами, что может быть не очень понятно для некоторых. Только, благодаря этому монголы согласно истории создавали 8 империи, которые противостояли 8 китайским империям. Недавно заключенный Инвестиционный договор по Оюутолгой связан именно с этой нашей амбицией.
Археологи, проводившие раскопки в склепе древних гуннов, находящемся в местечке Ноён уул, обнаружили там позолоченную статую древнегреческой богини Артемида, и роскошную китайскую повозку и т.д. Мы, монголы, издревле пользовались самым лучшим, что есть в мире, и в этот раз при выборе партнера в освоении своих медных и угольных месторождений, мы стараемся выбрать самое лучшее. Это связано с нашим монгольским менталитетом. Ведь Монголия провозгласила, что будет проводить многополярную внешнюю политику.
После заключения договора по Оюутолгой многие русские поняли бесполезность проявления жесткости к этим «хитрым» монголам, как это было при социализме. Некоторые жестоко сердечные люди считают, что Россия «отдала» Монголию китайцам, оставив ее 1990 годы. Но они, по всей видимости, не понимают, что монголы не являются такими немощным, и терпеливым народам, как они думали. Мы, монголы, не пошли на поклон к китайцам на протяжении последующих 20 лет после социализма. Причина этого также заключается в вышеупомянутой нашей амбиции. В своем недавнем интервью «Вести» Президент ОАО «РЖД» Якунин сказал: «Мы должны уважительно относиться к стремлению монголов экспортировать переработанную продукцию, а не сырье, и брать у них пример. Сегодня мы сполна познали не соответствие истине утверждение западных советников о том, что Россия может развиваться за счет добывающей промышленности в пост коммунистический период. Мы, как и монголы, должны стремиться к переработке сырья у себя на Родине и экспортировании конечной продукции». Этот уважаемый господин, который любит говорить: «Железная дорога – это геополитика», не зря говорит эти слова, так как можно найти татарские корни, если покопаться в его прошлом, или он, действительно, реально оценивает ситуацию?
Основной смысл статьи ответственного редактора вышеупомянутой китайской газете Дун Жин заключается в следующем: «Монголы будут вынуждены, в конечном итоге, продавать полезные ископаемые китайцам, независимо от кого, кому они отдадут право на освоении своих месторождений. Что они смогут сделать вместе со своими «третьими партнерами», если мы, китайцы, откажемся у них покупать их полезные ископаемые?». Господин Конрад Зайц написал в своей недавно опубликованной книге о возрождении учении Кунзы: «Китай является центром Вселенной, а остальные народы зависят от китайцев» в современной интерпретации. Это подтверждается затаенной мыслью, которая затаена в статье вышеупомянутого редактора Дун Жина. Если Китайцы действительно, так думают, то они должны учесть и то, что монголы на протяжении всей истории стремились поддерживать равноправные отношения с Китаем, и могли претворять в жизнь это свое стремление.
Сбалансированные отношения Когда я писал статью «Железная ловушка-1» в газете «Монгол таймс», выпускаемой нами 5-6 лет назад была опубликована статья о Тавантолгой, которая основывалась на следующем предсказании одного русского экстрасенса: «В 2044-2045 г.г все территории, южнее 47 широты попадут под контроль Китая.». Я не очень верю в экстрасенсорику, но если судить по информации, поступившей ко мне недавно, то китайцы, действительно, разработали крупномасштабный план по установлению своего контроля над землями, находящимся южнее 47-ой широты. Монголы всегда были едиными в отношении внешней политики, несмотря на существование у нас внутренних разногласий и противоречий. Господин Дун Жин обиделся за то, что Министр дорог, транспорта строительства и градостроения Монголии отказался принять предложение о строительстве железной дороги к границе Китая, выдвинутое зам министра железных дорог Китая во время его визита в Монголию, состоявшегося накануне заключения договора по Оюутолгой. Заключив этот договор с «Рио Тинто», Монголия создала «инвестиционную стену», которая остановит натиск Китая. Согласно статистике общий объем иностранных инвестиций, вложенных в Монголию после 1990 г., составляет 3 млрд. ам. долл. 2/3 из них приходятся на инвестиции, вложенные Китаем. Китайцы обижаются на нас за то, что мы, несмотря на это предоставили право осваивать Оюутолгой компании «Рио Тинто». Они должны благодарить нас за это, а не обижаться. В своем недавнем интервью экс-премьер-министр С.Баяр отметил: «Для обеспечения безопасности страны и сбалансирования соотношения иностранных инвестиций, нам необходимо руководствовать соотношением 30:30:40». Это очень правильная формулировка. Задача «Об экономизации внешней политики», по всей видимости, направляется именно на это? Всем ясно, что никто не собирается совсем приостанавливать китайские инвестиции. Можно увеличивать инвестиции, вкладываемые китайцами, но в этом случае, нам нужно увеличивать инвестиции, вкладываемые Россией и западными странами, еще больше.
Интересы Китая и обеспечение равновесия Страны, которые не смогли участвовать в договоре о добыче полезных ископаемых, могут принять участие в договорах об их переработке или реализации. Заключая договор по Оюутолгой с «Рио Тинто», монголы придавали большое значение вопросу о перерабатывающем предприятии. Мы, монголы сами обладаем достаточным опытом.
Именно поэтому наши интересы совпадают с теми интересами, о которых говорил господин Якунин. Мы будем вести торговлю с Китаем, но при этом, будем продавать китайцам переработанную продукцию, а не сырье. Китайцы, в свою очередь хотят покупать у нас сырье, приводя разные аргументы. Поэтому Китай великодушно предлагает построить в Монголии железную дорогу, при этом, они руководствуются собственными интересами. Они предлагают построить железную дорогу с месторождения Тавантолгой на юго-запад до приграничного пункта Шивээхурэн.
Внутренняя железнодорожная сеть КНР имеет форму, обхватывающую южные границы Монголии. Самая приближенная к монгольской границе железнодорожная станция Китая расположена как раз напротив месторождений Оюутолгой и Тавантолгой. Заместитель председателя Компартии КНР Си Цинпин, считающийся будущим преемником Ху Цзиньтао, и ответственен за внешнюю политику, связанную с Монголией, недавно отметил: «Мы не пожалеем никаких ресурсов, чтобы достичь успеха в Монгольском направлении». В настоящее время у китайцев остались ресурсы, связанные с железной дорогой.
Китайская стратегия о восьми дорогах. Согласно имеющейся у меня информации, КНР разработала план «вклинивания» в монгольскую границу по 8 дорогам. Рассмотрим их, начиная с запада.
1) Автодорога, предназначенная для большегрузных автомашин. Эту дорогу планируется построить в направлении от китайского приграничного пункта Такшкен через Монгольский приграничный пункт Ярант, расположенный на территории Булган сомона Ховд аймака, сомон Уенч и до города Ховд.
Это дорога будет предназначаться для транспортировки угля с месторождения Хошоот. В перспективе эту дорогу можно продолжить на север до административного центра Увс аймака г.Улаангом , а далее - со столице Республики Тува России. Таким образом, можно создать вертикальную автомагистраль в западных аймаках. Но китайцы будут строить дорогу на север только одном случае - если там будут открыто крупное месторождение. Скорее всего, эту планируемую дорогу будут строить инженерные части Китайской армии, расположенные в Синьцзяне.
2) Автодорога, которая строится через приграничный пункт Бургастай Гоби-Алтайского аймака.
Эта дорога предназначена для транспортировки руды с месторождения, открытого в этом аймаке. Установлено, что запасы этого месторождения практически в 2 раза больше чем запасы месторождения Томортэй Сэлэнгийского аймака. Скорее всего, эту дорогу также будут строить инженерные части Народной освободительной армии Китая (НОАК). Пользуясь, случаем следует отметить, что 4 из 7 военных округов НОАК расположены вдоль монгольской границы. В свое время военная стратегия НОАК заключалась во вторжении в Монголию и ведении боевых действий на территории нашей страны, если СССР нападет на Китай. Следовательно, автодорога данного направления тесно связано с военной стратегией.
3) Узкоколейная железная дорога, которую китайцы предлагают построить от приграничного пункта Шивээхурэн, расположенного в западной части Южногобийского аймака, до месторождения Тавантолгой.
Министр дорог, транспорта, строительства и градостроения на отрез отказывается от строительства этой железной дороги. По всей видимости, он не желает распахнуть врата «сокровищницы» Монголии перед китайцами. Если мы «откроем» границу на Южногобийском участке в двух местах, то все природные богатства Монголии утекут через них. Эта железная дорога, конечно же, нужна Монголии. Но следует помнить, что китайская железнодорожная станция Цэхэ находится на расстоянии 80 км к югу от приграничного пункта Шивээхурэн. Планируя строительство железной дороги от этого приграничного пункта на запад, китайцы, скорее всего, намереваются соединить его с самой ближайшей своей станцией. Наверное, именно поэтому они предлагают построить такую протяженную железную дорогу.
Построив узкоколейную железную дорогу в Монголии, китайцы, намерены открыть возможность для продолжения ее на юг до своей железнодорожной станции и транспортировать монгольский уголь через малонагруженное западное направление своей железной дороги. Потому что железная дорога северо-восточного Китая уже сегодня загружена до отказа. Может существовать и такое предположение, что китайцы хотят транспортировать уголь именно в свои западные регионы, так как запасы угля этих регионов не значительные.
Например, если учесть, что западные аймаки нашей страны обладают скудными запасами угля (в Ховд и Баян-улгийском аймаках находятся по одному угольному месторождения, а в Увс аймаке вовсе нет), то можно предположить, что в Синьцзяне также отсутствует крупное угольное месторождение. Следовательно, не исключено, что китайцы заинтересованы использовать наш уголь, особенно энергетический уголь, в рамках своей стратегии по развитию своего западного региона. В этом случае, через это направление будет транспортироваться, в основном энергетический уголь. Следует напомнить, что 40% запасов Тавантолгой составляет энергетический уголь, а 60 % - коксующийся уголь (так в тексте).
4) Узкоколейная железная дорога, которую планируют построить от Тавантолгой до приграничного пункта Гашуунсухайт, расположенного к юго-востоку от него.
Эту железную дорогу собирается строить консорциум «Энерджи ресурс». Возвращая лицензию на месторождение Тавантолгой государству, этот консорциум смог оставить у себя одну из его частей - месторождение Ухаа худаг с запасами угля на 400 млн.т. «Энердж ресурс» хочет продавать свой уголь китайцам, что стало причиной для строительства этой железной дороги. Южнее монгольского приграничного пункта Гашуун сухайт расположена китайская железнодорожная станция Баян-Овоо, а на расстоянии 100 км южнее от этой станции находится металлургический комбинат в Бугат. Китайцы только недавно завершили строительство железной дороги, соединяющей Бугат со станцией Баян-Овоо.
В отличие от направления, проходящего через приграничный пункт Шивээхурэн, по этому направлению будет транспортироваться коксующийся уголь. Строительство этой железной дороги позволить китайцам транспортировать уголь Тавантолгоя до металлургического комбината в Бугат по самому кратчайшему маршруту. Если транспортировать уголь через Эрлянь, то необходимо будет делать «обходной маневр» сначала на восток до станции Жинин, далее еще на 100км до Хох-хото, и еще 100км до комбината Бугат. Если измерить по карте длину маршрута до комбината Бугат, проходя через Гашуунсухайт, то это расстояние практически в 4 раза меньше, чем расстояние до этого комбината через Эрлянь. Следовательно, направление через Гашуун сухайт позволит значительно сэкономить транспортные расходы.
КНР занимает третье место в мире по экспорту угля. В настоящее время металлургический комбинат в Бугат работает, используя высококачественный уголь с месторождения, расположенного в провинции Шанси. По масштабам это месторождение практически сопоставимо с нашим Тавантолгой. Но сложность заключается в том, что оно расположено в высокогорном районе, следовательно, добыча угля требует больших затрат.
Именно поэтому китайцы интересуются нашим Тавантолгой. Если китайцы наладят поставку угля Тавантолгой, то это позволит им закупать высококачественный уголь по цене, которая в 2 раза ниже, чем цена мировом рынке. Для сравнения напоминаю, что цена угля Тавантолгой составит примерно 50 ам. долл. а цена угля, завозимого с Австралии, составляет более 100ам.долл. Закупка нашего угля для комбината в Бугат позволит китайцам использовать уголь с месторождения в Шанси для знаменитого предприятия «Баостиль» расположенного неподалеку от Шанхая. Следовательно, вполне можно предположить, что уголь Тавантолгоя будет оседать в Бугат, не доходя до порта Тяньцзинь. Китайцы уделяют самое пристальное внимание вышеупомянутым двум железнодорожным направлениям. Если учесть, что месторождения Оюутолгой и Тавантолгой расположены практически в центре Южногобийского аймака, то можно сказать, что железнодорожные направления через Гашуун сухайт и Шивээхурэн сформируют «Золотой треугольник», вклинившийся на территорию Монголии. Сложно предположить масштабы прибыли, которую может получить Китай через этот треугольник.
Вообще добыча угля предполагает сравнительно малые затраты. Наверное именно поэтому железнодорожный вопрос рассматривается, как основной фактор Инвестиционного договора по Тавантолгой.
В настоящее время масштабы лоббирования консорциума «Энерджи ресурс» не уменьшились, а наоборот увеличились по сравнению с периодом, когда Президентом страны был Н.Энхбаяр, и при работе Парламента предыдущего созыва, если учесть, что Су.Батболд и Г.Батхуу, непосредственно связанные с этим консорциумом, в настоящее время работают Премьер-министром и Вице-председателем ВГХ, соответственно.
5) Дорога, проходящая через Дзамын-Ууд-Эрлянь
Китайская сторона, особенно муниципалитет г.Эрлянь, интересуется автодорогой Чойр-Дзамын-Ууд. На сегодняшний день не достроен участок этой автомагистрали протяженностью 12км, южнее Чойра. Навстречу этой дороге являющейся вертикальной осью, китайцы уже построили автодорогу длиной 14 км от Эрлянья до Дзамын-Ууд. Эта прямая автомагистраль, соединяющая Иркутскую область России со Внутренней Монголией, имеет высокое экономическое значение. По китайским меркам г.Эрлянь ранее являлся городом шестой категории, а сегодня его категория поднялась до 4-го уровня. Другими словами, г.Эрлянь стоит на одном уровне с г.Хох-хото. В ближайшие годы население г.Эрлянь вырастит до 400 тыс. человек, а после завершения осуществления ХI пятилетки - вырастит до 1 млн. человек. Придав г.Эрлянь статус специальной зоны, и создав благоприятные налоговые условия, Правительство КНР намерено привлечь инвестиции с южных регионов страны. Исходя из всего этого, можно предположить, что китайцы придают большое значение этому городу.
6) Дорога, проходящая через приграничный пункт Бичигт
Эта дорога предназначена для транспортировки руды с месторождения цинка и железа Томортэй, расположенного в Сухэ-Баторском аймаке. В настоящее время китайцы проводят производство за счет внутренних запасов в связи с тем, что компания «Рио Тинто» и «Би Эйч Пи Биллитон» прекратили поставку железа в Китай. Это предприятие было построено на месторождении Томортэй на средства кредита в 300 млн. юаней, предоставленного руководителем Китая Дзянь Зэминем в знак благодарности тому, что Монголия предоставила китайцам право на освоение железорудного месторождения Томортэйн овоо, расположенного в Сэлэнгийнском аймаке. Это является ярким примером, того, как монгольские политики используют китайскую помощь в соответствии с интересами Китая.
7) Дорога, проходящая через приграничный пункт в Дорнод аймаке, по которой компания «Дачин» вывозит сырую нефть
Сырая нефть, провозимая через эту дорогу, перерабатывается на нефтеперерабатывающем комбинате, в Хох-хото, а нефтепродукты, произведенные на этом комбинате, поставляется обратно в Монголию согласно Договору о разделе продукции, что составляет примерно 5 % от общего объема нашего импорта нефтепродуктов.
8) Дорога, проходящая через приграничный пункт Хавирга
По этой дороге также транспортируется нефть. Причина активизации деятельности последних двух дорог заключается в стремлении китайцев быть готовыми к варианту, при котором монголы будут строить ширококолейную железную дорогу в направлении Чойр-Чойбалсан или Сайншанд-Чойбалсан.
Таким образом, китайцы обеспечили себе возможность для транспортировки ресурсов со всех регионов Монголии, начиная с гор Байтаг, находящегося на западе страны, до восточных Монголо-Российских границ.
Что делать? Китай является основным рынком сбыта монгольской меди и угля. Но если Монголия, действительно, суверенное государство, то мы должны руководствоваться своими будущими интересами. Мы не должны упустить из своего внимания факт выражения недовольства со стороны двух наших соседних стран после заключения договора по Оюутолгой, задаваясь вопросом, какова свобода прессы в этих странах. В одной из двух этих стран действует тоталитарный режим, а в другой – авторитарный режим. В их прессе никогда не будет издаваться какая-либо публикация без участия их государств. Следовательно, политическое значение цитируемых выше небольших статей в несколько раз больше, чем моя данная многословная и нудная статья. Если «Политика по обеспечению баланса во внешних отношениях», проводимая Монголией, в дальнейшем будет «оставлять не у дел» китайских инвесторов, то это, конечно же, ущербно для Китая. К сожалению, это еще более ущербно для Монголии.
Допустим, что мы выберем в качестве основного партнера в освоении Тавантолгой американскую компанию «Пибоди» или российский, японский, южнокорейский консорциум. Возникает вопрос, что мы будем делать, если Китай объявит бойкот в этом случае, отказавшись покупать у Монголии переработанную продукцию? Китай вполне может предпринять такой шаг, базируясь на собственные сырьевые и валютные ресурсы. Целесообразно ли нам в этом случае выпроводить всех инвесторов, и «пойти на поклон» к китайцам, или принять условия китайцев и продавать им не переработанное сырье по низкой цене?
Наверное, все помнят китайскую демпинговую политику, в результате которой китайцы установили монополию в кашемировой отрасли Монголии, и привели в упадок монгольские кашемировые предприятия. Единственным способом избежать такого стечения обстоятельств является создание возможности для выхода к рынкам Японии и Южной Кореи. Такую возможность предоставит строительство ширококолейной железной дороги в направлении Сайншанд-Чойбалсан. В этом случае мы сможем экспортировать свою продукцию через эту железную дорогу в другие страны. Если Китай объявит нам бойкот. Центральная железнодорожная магистраль Монголии не обладает возможностью пропускать большой объем угля и медной руды или переработанную медь и уголь. Поэтому мы должны построить железную дорогу в северном направлении с последующим подсоединением ее к Амурской железной дороге, загруженность которой сравнительно мала. В этом случае, нам не так страшен возможный бойкот Китая.