Уважаемые коллеги!
В последнее время наблюдается определенный интерес к религиям и учениям Китая. Думаю, логично создать некую рубрику под эту тему. Сразу же оговорюсь, что не являюсь религиоведом и делаю это только для удобства концентрации материалов по данной теме в одном месте.
Для начала хочу привести мини-библиографию по манихейству и его китайской трансформации - секте 明敎. Что смог - то собрал. Смотрите с комментариями:
1. "История Средних Веков" (хрестоматия), М, "Просвещение", 1980, с. 206-07 - "Болгарский синодик XIII века" (между 1207 и 1218 годами) - изложение доктрины болгарского ответвления манихейства - "богомильства", с. 214-215 - о крестовом походе на альбигойцев в 1210 г.
2. Кызласов Л.Р. "Гуннский дворец на Енисее", М, "Восточная литература", 2001, с. 18 - упоминание об археологических следах поздних обрядов, проводимых с использованием манихейской символики.
3. "Мифологический словарь", М, "Советская энциклопедия", 1990, с. 334-336 - статья о Мани, основателе манихейства, как мифологическом персонаже.
4. "Поэзия и проза Дальнего Востока" (Библиотека Всемирной литературы), М, "Художественная литература", 1973, с. 532-534 - отрывки из манихейских текстов на согдийском, пехлеви, парфянском, согдийском и парфянском языках, с. 711-712 - комментарии к текстам.
5. Смолин Г.Я. "Антифеодальные восстания в Китае", М, "Наука", 1974, с. 393-444 - глава о восстании Фан Ла 1120-1122 в годах, проходивших под руководством секты "Минцзяо", с.498-500 - комментарии к главе.
6. "Тайные общества в старом Китае", М, "Наука", 1970, с. 28-38 - статья Л.А. Боровковой "Байляньцзяо" (白蓮敎) в XIV в." о генезисе воззрений "Байляньцзяо" и ее истории.
7. У Хань "Жизнеописание Чжу Юаньчжана", М, "Прогресс", 1980, с. 29-48 - глава о восстании "красных повязок" (赤巾), далее упоминания о деятелях "Минцзяо" рассеяны по тексту других глав.
8. Шефер Э. "Золотые персики Самарканда", М, "Наука", 1981, с. 360-362 - упоминания о религиозных книгах, ввозившихся в Китай при Танах, в т.ч. манихейских.
Надеюсь, это чем-то поможет для развития дискуссии и послужит отправной точкой, чтобы двигаться далее. На какие-то заслуги в религиоведении не претендую.