sonate10 заблокировала тему, но я хотел бы всё же ответить ей. В своём ответе#29 в рубрике "Прошу помощи по теме Ян Гуйфэй" (раздел "Политика и история Китая", она пишет (её слова набраны курсивом):
"Я в своей просьбе не уводить обсуждение в сторону ничего бестактного не нахожу. Напротив, в ваших выпадах я вижу огромное презрение к человеку, который сам специалистом в области Китая не является и просит помощи".
Есть такая русская поговорка: "в своём глазу бревна не видит, в чужом – соринку замечает". Это о таких, как вы.
"Вы советуете мне искать доказательства того, что упоминаний о бинтованных ногах У Цзэтянь нет".
Я советую вам только то, чего вы сами желаете. Вы написали: "Вот если бы найти такие свидетельства, что у нее и правда были крохотные ножки - вот это стало бы доказательством того, что обычай возник гораздо раньше Х века". На это я и сказал вам: ищи́те! Или вы хотели, чтобы я́ для вас нашёл?
"Это ошибка против логики".
Уточню: в а ш а ошибка.
"Я не имею времени на поиски того, чего нет".
Если вы так в этом уверены, то почему же написали: "вот если бы найти такие свидетельства…" Повторю: вы, вероятно, хотели, чтобы их нашёл кто-то другой за вас?
"Поскольку я только что получила весьма обоснованный ответ от действительно большого специалиста именно по этому жуткому обычаю, а именно Дороти Ко, профессора Колумбийского университета..."
Интересно было бы почитать цитаты из этого ответа, относящиеся к интересующему вас вопросу, но вы их, к сожалению, не привели. Что же касается Дороти Ко, "действительно большого специалиста" и "профессора Колумбийского университета", то я могу ошибаться, но не уверен, что она разыскала
б е с с п о р н ы е доказательства того, когда именно возник в Китае обычай бинтования ног. Скорее всего, она перечислила вам те версии, которые приведены мною в первой же ссылке, которую я привёл в ответ на ваш вопрос (см. ответ#4: 02 марта 2023). В этой ссылке перечислено множество версий, (причём, некоторые версии относят начало обычая бинтования ног ещё ко временам династии Чжоу!), но, подчёркиваю, в е р с и й, и ни одна из них не может считаться абсолютно достоверной, хотя и утверждается, что обычай возник не ранее периода правления династии Сун, тогда как есть свидетельства того, что бинтованные ноги были уже у
Яо Нян , наложницы Ли Юя, императора династии Южная Тан.
В качестве одного из весомых доказательств сунского происхождения обычая, приводят цы Су Ши "Пою о [женских] ногах":
蘇軾 (1037 – 1101)
《菩薩蠻•詠足》
塗香莫惜蓮承步。長愁羅襪凌波去。
只見舞迴風。都無行處蹤。
偷穿宮樣穩。並立雙趺困。
纖妙說應難。須從掌上看。
СУ ШИ (1037 – 1101)
НА МЕЛОДИЮ "ПУСА МАНЬ"Дороге ароматной
"Лотосовых шажков" не жаль,
Я же печалюсь,
Что "шёлковые чулки" ушли, как бегущая волна.
Лишь заметил танца стремительный вихрь,
Но нигде не осталось следа
От шагов, где она прошла.
Нетрудно украдкой надеть подобный дворцовый наряд,
Но нелегко в нём ходить.
Трудно быть изящной-прелестной, говорю я вам –
Как на ладони это ведь ясно видно, ты посмотри!
(Перевод мой. – В.С.)
Но в нём н и с л о в а не говорится о б и н т о в а н н ы х ногах, а говорится лишь о "лотосовых шажках", а это является аллюзией на тот же самый эпизод из "Истории Южных династий", о котором я упоминал ранее. Иными словами, это цы Су Ши не может являться доказательством сунского происхождения обычая. Другие версии разбирать не стану – все они, на мой взгляд, недостаточно достоверны. Может, конечно, "действительно большой специалист" разыскала и д о с т о в е р н ы е версии, но вы нам о них не сообщили.