"Еретическое" произведение "сумасшедшего" Чаадаева до сих остается до конца не понятым и уже более 150 лет остается объектом всевозможных толкований.
Еретики в изначальном понимании слова "ересь" - а это всего лишь "инакомыслие" - существовали во все времена, многих из них постигла незавидная участь.
Люди обычно отвергают то, что им непонятно, а если нестандартное мышление покажется опасным для устоев общества, инакомыслящего могут и побить камнями.
Но тем, кто "обдумывает житье", такой выбивающийся из привычных представлений подход помогает прийти к пониманию вопросов, на которые они безуспешно пытались дать ответ.
Необычный подход к такому привычному понятию, как деньги, демонстрирует питерский философ Александр Секацкий, автор книги «Два ларца: бирюзовый и нефритовый».
Еще более необычно то, что его размышления «Боль и упрек как формы валюты» (
http://www.dp.ru/a/2010/02/08/Bol_i_uprek_kak_formi_va ) и «Деньги как плод воображения» (
http://www.dp.ru/a/2010/02/01/Dengi_kak_plod_voobrazhen ) помещены на сайте «Деловой Петербург».
Нас удивляет обыкновение американских родителей поощрять своих чад за успехи в учебе долларом-двумя, а Ницше писал, что не только деньги были формой всеобщего обмена. В древних обществах эту роль выполняли боль и страдание.
Деньги становятся заместителями не только во взаимных расчетах и обменах, но и в структуре человеческих грез. Мы видим, что к традиционному на этот момент языку грез, а именно эротических грез, присоединяется конкурирующий очаг воображения, язык денег. Именно тогда, когда сверхлегкий и быстрый товар своими перемещениями и мельканиями актуализирует для нас весь мир материальных благ, и не только материальных, он становится компактным языком воображения.