Автор Тема: Китайские особенности самосовершенствования  (Прочитано 51419 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ATEX

  • Гость
Привет всем!
Скажу сразу - не китаист.
Сочувствующий.
Интересует вот, что -
отличительные черты китайского самосовершенствования. Теория, практика. Желательно личный опыт и факты. В библиотеку схожу самостоятельно.

Поясню - делаю сейчас большую работу, связаную со сравнением этой темы у различных народов. Причем даже различных, если можно так сказать, религиозных направленностей, философий, менталитета.

Спасибо за информацию.  

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Не могли бы Вы пояснить конкретнее, что именно Вы называете самосовершенствованием.

ATEX

  • Гость
Не могли бы Вы пояснить конкретнее, что именно Вы называете самосовершенствованием.

У каждого  народа есть своя есть свое видение, свой путь достижения высшей цели бытия. так же как и фомулировки оной.
Рай, нирвана, просветление и т.д.
Осознано избегаю специальных формулировок, что бы не вызывать споров чисто литературных. А так же хочеться пока избежать сравнений с другими религиями- философиями.
Насколько я понял, в Китае - это достижение соединения Неба и Земли.
И есть древние техники. А так же еще и жизнь социальная.  Как они сосуществовали ранее и как в мире современном?
Самостоятельно осознать ту часть литературы доступной прочтению пока не вижу возможности. Необходимо знать историю, контекст, а так же думаю, что точность перевода оставляет желать лучшего.
Под самосовершенствованием понимаю переделку своей судьбы постредством неких ОСОЗНАНЫХ ограничений, следованию заповедей, правил и т.д.
Есть абсалютно не новое видение того, что все мировые пути, не смотря на их отличия, соединяются на последних этапах. Копаю в этом направлении.
По-этому по пунктам:
1. Что такое соединение Неба и Земли
2. Что несут в себе сами эти понятия "Небо и Земля"
3. Есть ли за превращением 2-ки в 1-цу стремление к нулю (если конечно можно так ставить вопрос)
4. Что конкретно следует делать. Шаг за шагом.
5. как это отражается в жизни простого китайского обывателя. Возможно ли соединение "отшельничества" и "бытовой" жизни для достижения этого.
6. В чем разница доасизма и конфуцианства. (насколько понимаю в китае еще принят буддизм)
7. Что есть "молитва" и "ритуал" в Китае

Пока останавлюсь на этом.
Если кто практикует именно китайский путь, хотелось бы услышать практические наблюдения о том как "работает".

Заранее благодарен за любую информацию, ссылки (хотя хочется реальное общение). А так же извиняюсь за явную некомпетентность в китайской истории и терминологии.
« Последнее редактирование: 02 Апреля 2003 07:09:48 от ATEX »

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской

У каждого  народа есть своя есть свое видение, свой путь достижения высшей цели бытия. так же как и фомулировки оной.
Рай, нирвана, просветление и т.д.
Осознано избегаю специальных формулировок, что бы не вызывать споров чисто литературных. А так же хочеться пока избежать сравнений с другими религиями- философиями.
Насколько я понял, в Китае - это достижение соединения Неба и Земли.


Насколько мне представляется, именно "религиям - философиям" в едином корпусе культуры принадлежат как авторские права на слова "рай", "нирвана", "просветление", так и указание и определение путей к высшим целям.

Народ же везде по жизни "безмолвствует" и печётся только о наличии "хлеба и зрелищ".

Но философские и религиозные системы, несомненно, имеют свою национальную специфику, которую мы все тут потихоньку колупаем (в темах о политике, языке, культуре, юморе и много ещё о чём) - так что нельзя ли поконкретнее?

А откуда, простите, утверждение о "соединении Неба и Земли"?
Ezzzy Rider

ATEX

  • Гость


Насколько мне представляется, именно "религиям - философиям" в едином корпусе культуры принадлежат как авторские права на слова "рай", "нирвана", "просветление", так и указание и определение путей к высшим целям.

Народ же везде по жизни "безмолвствует" и печётся только о наличии "хлеба и зрелищ".

Но философские и религиозные системы, несомненно, имеют свою национальную специфику, которую мы все тут потихоньку колупаем (в темах о политике, языке, культуре, юморе и много ещё о чём) - так что нельзя ли поконкретнее?

А откуда, простите, утверждение о "соединении Неба и Земли"?


Про "Небо и Землю" начитал в разных текстах-трактатак - Перемены, Дао Дэ Цзин, алхимическим - Чжань Бо-Дунь и Гэ Хун и т.д А так же в темах форума  :)
Насколько я понял, это Инь и Ян. Их соединение и дает ту самую бесмертную пилюлю.
Вот про нее бы еще узнать.
Но здесь чувствуеться еще шаги - за небом есть еще небо. Т.е. разницу между Великим Пределом и Отсутсвием Предела хотелось бы понять.
Все схемы - 9 квадратов, посленебесные и прежненебесные  и т.д. намекают на это.

Про народ, согласен, и тем не менее не обязательно уходить в монастырь, лезтьна гору или окапаться в пустыне, можно всему этому и в городе следовать, периодически выезжая на "службы" и "странствия" в специальные места для дополнительной синхронизации действий, ощущений и т.д.  Так, что и соглашусь и не соглашусь одновременно.

ATEX

  • Гость
Еще насчет Неба и Земли.
Соединение их энергий происходит в Дань Тяне (неуверен в правильности написания). И это трактуется как середина тела - энергии встречаются посередине и там варятся и удерживаются - выплавление пилюли.
Каков точный перевод этого термина?
Я немного запутался, так как описывают, что их три ??? И что такое "три трупа"?

Боюсь забрасывать вопросами - очень их у меня много.
Простите если запутал.
Ответьте пожалуйста последовательно по пунктам, а там я еще спрошу

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Видите ли - Вы упомянули довольно большое количество терминов,
бОльшая часть которых относятся к корпусу даосской алхимии (все эти трупы, пилюли, киноварные поля дань тянь). Даосы в алхимии, конечно, продвинулись далеко, - но пилюлю бессмертия (свою единственную цель) за две тысячи лет так и не создали.  Философско - религиозная система даосизма - скромна, а могла бы быть ещё скромнее (Как шутили китайцы - "Если Лао-цзы сказал, что "мысль изреченная есть ложь" (не, это Тютчев сказал, в оригинале - "Дао, которое можно выразить словами - не есть настоящее дао") - то как он мог написать трактат в три тысячи иероглифов?") Основные принципы - "недеяние", "естественность" и подобающий им "путь-дао" (ясно, что сколько-нибудь стоящего социально-политического применения на такой основе не создашь - эскапизм чистой воды)

Тем не менее посоветую книги Е А Торчинова на эти темы.

(В переводах и комментариях есть два подхода: "изнутри" - чисто китайский метод, когда переводчик/комментатор варится в тексте, не выходя за его пределы ни терминологически, ни теоретически, не проводит никаких межпредметных параллелей;
и "снаружи" - западный подход, попытка вписать новый для читателя трактат в уже существующую систему знаний о мире, текст комментария изобилует параллельными местами, ссылками и аналогиями.

Мне больше по душе второй подход - его примером в интересующей Вас области может послужить книга "Религии мира - опыт запредельного" того же Торчинова). Позвольте также предположить, что некоторый беспорядок в Ваших представлениях объясняется Вашим знакомством только с переводами/комментариями первого типа)

Основополагающие термины мироустройства (Великий предел, Отсутствие предела) впервые встречаются в И-цзине с весьма неоднозначными комментариями, что позволяет всем без исключения философским (и религиозным) школам толковать их в удобном для себя смысле.

Проблемами "службы" и "быта" по  жизни занималось конфуцианство (скорее - социально-этическая система, призывавшая почитать и непротиворечить императору, учителю, отцу) и видевшая идеал человеческого существования в служении вышеперечисленным объектам почитания и следовании во всём ритуалу (установленному в глубокой древности образцу совершения всех действий)

Без буддизма тоже Китай не представить

Ну и огромное количество всяких мелких народных культов (полумистических-полусоциальных (культ предков), полуметафизических-полунаучных (фэншуй) итыды)

Прелесть китайского мышления в том, что ему трудно понять европейца, который верит в одно и не верит в другое. Китаец полагает что где-то там есть всякие божества: Нюйва, Иисус (отдельно - православный и католический), Фуси, Магомет с Аллахом, Авалокитешвара-Гуаньинь-Каннон - всё это разные по силе божества - и чем бОльшее число умилостивишь подношениями - тем лучше тебе будет по жизни и после ея. Не зря отец Иакинф (Бичурин) из Русской Православной миссии в Пекине с интересом - но без осуждения описывал, как китаец перед смертью заказал себе три похоронных службы: в буддийском, даосском и православном храмах.

Так что единственное, что связывает все эти культы (кроме собственно Китая - один большой компромисс сам по себе) - это терпимость и уживчивость. Здесь всё синкретично: потянешь одно - вытянешь всё остальное.

Осталось только определиться - чё хоцца?

Если "любви, надежды, тихой славы" - то к конфуцианцам.

Если "покоя и воли" - то к даосам.

Если "небо в алмазах" - то Ицзин читать.

Если в Гребенщикова врубаться - то к буддистам.
« Последнее редактирование: 02 Апреля 2003 18:20:53 от Sergey »
Ezzzy Rider

ATEX

  • Гость
СЕРГЕЙ - "Видите ли - Вы упомянули довольно большое количество терминов,  
бОльшая часть которых относятся к корпусу даосской алхимии (все эти трупы, пилюли, киноварные поля дань тянь). Даосы в алхимии, конечно, продвинулись далеко, - но пилюлю бессмертия (свою единственную цель) за две тысячи лет так и не создали."

Не хочеться вступать в спор - это не продуктивно. Насколько я понял вы не признаете даосов.
Дождусь ответа от кого нибудь другого в этом направлении. Мне кажется не стоит отвергать того, что не видели. Это еще не доказательство.
Мне же, равно интересно и этот путь и другой.
На пример джан-джуан, что как я понял переводится как "стоять в столбе", очень похож на подвиги Николая-столпника, который вырыв не большую ямку, стоял в столбе, или Серафим Саровский, тот правда стоял на коленях и на камне, по-моему год. И схожесть задачи - остановить не нужные движение в себе, путем реальной остановки тела - во внутреней тишине услышать глас Божий, или соединить и удержать Небо и Землю.
На востоке - это остановка мысли. Может даже как то и с "недеянием" соотносится, не знаю. Пока только собираю информацию.  
"Основные принципы - "недеяние", "естественность" и подобающий им "путь-дао" (ясно, что сколько-нибудь стоящего социально-политического применения на такой основе не создашь - эскапизм чистой воды)"
Может бть. Действительно для всех этих подвигов (а так называли все подобные мероприятия в провославии - "подвиг на себя взял") не обходимо большое мужество и вера, та самая "естественность". А это в городских условиях не возможно. И действительно нужен некий уход от быта.
А соц. и полит. применение, ну разве только примером. Ведь достижения бессмертия, путем внещней алхимии (это больше Европа все таки), или путем внутреней (мне так представляется даосизм) может сформировать некие идеалы и стремления, обратная сторона медали - сдерживающие факторы (убийство, грабеж, и т.д.)

"Тем не менее посоветую книги Е А Торчинова на эти темы."
Спасибо. Посмотрю.

А на вопросы по даосизму, все равно жду ответов.
« Последнее редактирование: 02 Апреля 2003 19:09:38 от ATEX »

ATEX

  • Гость
СЕРГЕЙ - "Основополагающие термины мироустройства (Великий предел, Отсутствие предела) впервые встречаются в И-цзине с весьма неоднозначными комментариями, что позволяет всем без исключения философским (и религиозным) школам толковать их в удобном для себя смысле."

Да, да - я собираю любые толкования. Имено это и нужно.
Напишите пожалуйста, что сами думаете и как понимаете. Можно чисто субъективно.
А так же какой перевод посоветуете

« Последнее редактирование: 02 Апреля 2003 19:09:06 от ATEX »

ATEX

  • Гость
СЕРГЕЙ - "Проблемами "службы" и "быта" по  жизни занималось конфуцианство (скорее - социально-этическая система, призывавшая почитать и непротиворечить императору, учителю, отцу) и видевшая идеал человеческого существования в служении вышеперечисленным объектам почитания и следовании во всём ритуалу (установленному в глубокой древности образцу совершения всех действий)"

Возможно есть какая то хорошая книга, где четко изложены по пунктам все эти правила.
Правда, я уже смотрел - там действительно все ясно и четко. Следуй правилам и все хорошо - будешь Благородный Муж. (извините за фамильярность)
В общем-то это как раз меньше вопросов вызывает.
И потомки у него есть, и могила. И трактат остался. Все задокументировано, проверенно.

"Без буддизма тоже Китай не представить"

А вот здесь вопрос - каким образом буддизм проник в Китай? Мои знания приписывают буддистов к Тибету, индии. Тем более китайцы сами в 50-х годах выгнали будиского Ламму из Тибета.

"Ну и огромное количество всяких мелких народных культов (полумистических-полусоциальных (культ предков), полуметафизических-полунаучных (фэншуй) итыды)"
...?

« Последнее редактирование: 02 Апреля 2003 19:24:30 от ATEX »

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Не хочеться вступать в спор - это не продуктивно. Насколько я понял вы не признаете даосов.
.


Ну что значит - "не признаю"?

Люблю и уважаю

Но Вы уж уточняйте - какие методики самосовершенствования Вам больше по душе. И в каких областях Вам хочется самосовершенствоваться.
Одно дело - алхимия и поиск пилюли Бессмертия (почему бы и нет, в самом деле?), другое дело - социальные дисциплины.

А то ведь истин в этом мире много - и некоторые претендуют на роль главных. А в Китае Единственных Верных нет - это единый хор, гармоничный и взаимосвязанный.

Опять же - постоянная ошибка западного человека: найти в этом многообразии Одного-Единственного Священного Идола и отмести всех остальных (но, согласитесь, глупо считать священной коровой всей китайской цивилизации Мао Цзедуна или Ицзин, а всех остальных - "с парохода современности" по причине несоответствия генеральной линии)
« Последнее редактирование: 02 Апреля 2003 19:41:04 от Sergey »
Ezzzy Rider

ATEX

  • Гость


Ну что значит - "не признаю"?

Люблю и уважаю

Но Вы уж уточняйте - какие методики самосовершенствования Вам больше по душе. И в каких областях Вам хочется самосовершенствоваться.
Одно дело - алхимия и поиск пилюли Бессмертия (почему бы и нет, в самом деле?), другое дело - социальные дисциплины.

А то ведь истин в этом мире много - и некоторые претендуют на роль главных. А в Китае Единственных Верных нет - это единый хор, гармоничный и взаимосвязанный.

Опять же - постоянная ошибка западного человека: найти в этом многообразии Одного-Единственного Священного Идола и отмести всех остальных (но, согласитесь, глупо считать священной коровой всей китайской цивилизации Мао Цзедуна или Ицзин, а всех остальных - "с парохода современности" по причине несоответствия генеральной линии)



Вот и Вы меня не поняли.
Я не ищу техник лично для себя, я работу пишу. Провожу исследования.
И как раз один едиственный идол, мне вовсе не интересен.
Пилюля отдельно, социум отдельно.
Разложить хор на голоса, просмотреть их партии, и сложить обратно.

Теперь я думаю дело пойдет быстрее. А то практика форумов подсказывает, что начинают с более или менее конкретного вопроса, а заканчивают либо мордобитием, либо личными свиданиями. ;)
Поэтому нахождение общего языка не избежно.
скорей бы нашли и перешли к вопросам-ответам. :)

Еще раз спасибо, за отклик. Жду.

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Ну что ж

Первая черта китайского самосовершенствования:

Склонность к компромиссам. Непротиворечивость. Уживчивость. Живи сам и дай выжить другому.

Почитай учителя, отца, императора и настраивай струны своей души камертоном общественного мнения. А если невмоготу тебе всё это - "построй дом в самой гуще людских жилищ, но чтоб не тревожил темя лай собак и повозок стук" В ретрит. К естественности. На пленер. Душу успокоишь - возвращайся, ибо благородному мужу негоже зарывать талант в землю - а служить надлежит единственно государству, на благо его и процветание. Путешествия, открытия - это всё от лукавого. Всё уже было - в Прекрасной Древности, Которую не вернуть. Мы - лишь тени ушедшего мира.

Ezzzy Rider

ATEX

  • Гость
Ну что ж

Первая черта китайского самосовершенствования:

Склонность к компромиссам. Непротиворечивость. Уживчивость. Живи сам и дай выжить другому.

Почитай учителя, отца, императора и настраивай струны своей души камертоном общественного мнения. А если невмоготу тебе всё это - "построй дом в самой гуще людских жилищ, но чтоб не тревожил темя лай собак и повозок стук" В ретрит. К естественности. На пленер. Душу успокоишь - возвращайся, ибо благородному мужу негоже зарывать талант в землю - а служить надлежит единственно государству, на благо его и процветание. Путешествия, открытия - это всё от лукавого. Всё уже было - в Прекрасной Древности, Которую не вернуть. Мы - лишь тени ушедшего мира.


Позволю себе продолжить сей высокий слог:

... но, если все же ты подолгу смотришь на дорогу, как будто ждешь, что она что-то скажет тебе.
А смотря на Луну, ты слогаешь самые совершенные стихи без единого иероглифа.
Если Прекрасная древность, Будущее, которого нет, и то, что ты называешь Настоящим и какое перестает им быть до того как ты оформишь это в звук, сливаются в единое целое, закручиваясь и замешиваясь на тебе же.
Если ты чувствуешь, что служить Сыну Неба недостаточно, и твоя жизнь, равно как и смерть, пренадлежит Отцу.

То...
Можно перейти ко второй черте...

Прошу Вас...

mingbao

  • Гость
Sergey, боюсь, Вас постигнет большое разочарование опять...

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Sergey, боюсь, Вас постигнет большое разочарование опять...

他已經習慣下來了。沒什麽可惜的了。

Оффлайн uli

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 249
  • Карма: 2
  • Пол: Женский
    • arsasiatica
ATEX, позвольте поделиться.
Особенности самосовершенствования у китайцев можно рассматривать в нескольких аспектах - даосском, конфуцианском, чань-будиийском и ещё...
Суть в том, что, как уже было отмечено, китайский путь - это путь синкретический (простите, может не очень грамотно сформулировала). Ни одно из учений не отрицает другое (речь не идёт о преследовании последователей буддизма в не помню каком веке), а в жизни - они дополняют друг друга.
В идеале все стремятся к гармоничному существованию.
Даосы - мистичны, стремятся к вечной жизни, конфуцианцы - рациональны, чань-буддисты - призывают к отрешению от мирских суетных забот. В сосвокупности получается грамотное осмысление всех аспектов жизненного процесса.
« Последнее редактирование: 03 Апреля 2003 04:43:46 от u-li »
видим тебя насквозь
(с)

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Гм, вторая часть Марлезон..  особенность китайского самосовершенствования

Самодостаточность и самозацикленность.

Если уж всё в ентой древности было, а Китай - Серединное Государство (а все остальные - варвары) - то и неча учиться чему-то принципиальному у заграницы - мы сами с усами. А вот тырить без зазрения совести технологии, подделовать без тени сомнения свою и чужую древность - не порок. Всё ведь и так в Китае придумано - о каких лицензионных правах вы говорите?
Ezzzy Rider

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Ну и третья - до кучи

Лицемерие

Не так важно, что там у тебя внутри самосовершенствуется - важно, чтобы круто смотрелось. Ведь в Китае не учаться, чтобы знать - цель учёбы - получить хорошую высокооплачиваемую работу. Не важно, что Мао Цзедун накрошил собственного народа миллионами - 他是好人, ему простительно. Не важно, что твоя колымага собрана в соседней деревне - главное, чтоб значок Мерседеса на капоте. Версачи за полдоллара - чисто китайское изобретение. Подделывали всё и всегда: уже во втором веке до нашей эры подделывали книги под эпоху Сражающихся Царств. А при Цин штамповали "настоящий минский фарфор".
Ezzzy Rider

ATEX

  • Гость
Сразу скажу, что иероглифы у меня не читаются, да и не понимаю я их, так, что квадратики я прочитать не смог.

Uli - я уже понял, что все сложно. Да... Я немного по другому представлял.
итак - тройственость. Ладно, попробуем разобраться.
Значит даосы, буддисты и конфуцианцы.
Вопрос - есть ли у них в итоге единая цель? Т.е стремление стать бесмертным, или там в рай попасть.
А, вот - что они все (первые, вторые и третьи) думают о том, что с ними будет после смерти? Или здесь то же три пути.
Черт, с другими народами у меня были конечно проблемы, но такой постановки вопроса не возникало, практически все (которые меня интересовали) в конечном итоге имели единое представление конца (во фраза то получилась).
Ведь то как ты представляешь себе, что будет с тобой после того как тебя не будет и определяет твой путь.
А здесь пока ничего не вписывается в мои разработки.
Наши десять заповедей отражаются везде, только их количество может меняться.
Мой профессор по истории религий имеет свою манечку, что все пророки создавшие то или иное учение были братьями, посланые одним Отцом в разное время и в разные места, с разными формулировками одного и того же. Соответсвенно эти разные пути должны привести к одному и тому же, как бы это не называлось.
Вот и не могу пока понять какое это имеет отношение к Китаю.
Собственно за этим и к вам попал.
Пока соответсвия накопал у даосов. Это я про бесмертие - у нас например оно у души может быть, у них же и самого тела. Хотя там, как я понял несколько схем - бесмертный и живой, вознесенный на небо Нефритовыми девами живого и покинувшие тело, т.е. нетленные мощи а душа бесмертная на Небе. Здесь, кстати специалисты видят во втором варианте схему наших вознесений - Иоан и т.д. только вместо Дев - ангелы, а в третьем, т.е. покинувшим тело - самого Иисуса.
Про буддистов тоже немного понял, но не китайских. Хотя чем они отличаются от индийских?
Конфуцианцев же понимаю, как некую стройную социальную систему поведения в обществе.

Вот такие дела.
Что думаете?
И про итог, и про путь его достижения.

А про самодостаточность и зацикленность, а так же лицимерие я пока подумаю. Это скорее человеческие взаимоотношения. Хотя и не сомненно черты национальные идущие из древности. Ничего пока не скажу. Итак много всего. Но, спасибо. Как говорится в хозяйстве любая информация - хлеб.




Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Ой, как всё запущенно.....

Мне почему-то кажется, что ни в одной религии мира представления о загробной жизни краеугольным камнем не являлись. Что это за религия, если она не о жизни, а о смерти говорит. То есть приходилось что-то профанам отвечать, чтоб лицо не потерять - но главными моментами оставались моральный кодекс (что не есть в обязательном порядке признак религии) и индивидуальный религиозный опыт (опыт трансцедентного, запредельного)

А для Китая - так вообще всегда главным была именно социальная заострённость (даже буддизма и даосизма: ну с чем они у нас в Китае ассоциируются? - с пилюлей бессмертия для императоров и с летающими незаконными вооружёнными формированиями)

В религии ведь не фишки все эти - куда попадаем, сколько раз головой об пол бить, сколькими пальцами креститься, как всё это называется - главное. И даже не заповедь "не убий" - её с лёгкостью заменит "кодекс строителя коммунизма". Важен диалог и система отношений с трансцендентным. Важно - ЧТО ведёт Вас по пути (можно назвать его путём "самосовершенствования")

Собственные искания, ритуалы, массовое сознание,....

Мне кажется, что индивидуальная психотехника здесь важнее и ритуалов и слов.

Всех заинтересованных отсылаю к книге Е А Торчинова "Религии мира - опыт запредельного"

Хорошее стихотворение вспомнил:

    Здесь, на земле,
    от нежности до умоисступленья
    все формы жизни есть приспособленье.
    И в том числе
    взгляд в потолок
    и жажда слиться с Богом, как с пейзажем,
    в котором нас разыскивает, скажем,
    один стрелок.

                                               (И Бродский)
« Последнее редактирование: 03 Апреля 2003 20:24:53 от Sergey »
Ezzzy Rider

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Ну а если тупо и конкретно о "конце" (хе-хе)

Конфуцианцы об этом вообще не говорили - не дело это Благородного Мужа. Правда, напоминали, что ритуалы древности (подношения духам предков, дома, очага..... их вообще много, как у нас - леших, домовиков, болотников и барабашек) - надо свято хранить.
В традиционном китайском сознании вообще нет жёсткой оппозиции тут-там... Ну, умер и умер, закопаем. Душа - если дела какие остались, может побродить, победокурить. Обычное дело - есть набор правил обращения с ними, есть профессиональные экзорсисты (как правило - странствующие даосы), есть алтари, кумирни, храмы (всё равно какие - и Христос и Авалокитешвара разведут любых лоховых духов как два пальца об асфальт - только мантру нужную скажи)

Буддисты - тут всё просто (без сарказма - НАУЧИТЬСЯ буддизму легче лёгкого, но не это главное - главное ПОЧУВСТВОВАТЬ - а вот это не одну кальпу (10000 перерождений) может занять). Истин - четыре. Жизнь - есть страдание, причина страданий - привязанность к этому иллюзорному миру, путь освобождения - отсечь привязанности, методология освобождения и попадания в нирвану (состояние полной свободы и всезнания) - путь восьми восьми благородных шагов: правильные понимание, цель, речь, действие, жизнь, усилия, осознание, концентрация.  И ты уже в нирване. А если не получается - твои проблемы, живи, перерождайся, страдай (ибо жизнь - страдание), но покуда не отринешь этот мир - будешь как белка в колесе.
Буддизм (Махаяна) пришёл из Индии в 6-7 веках, уже из Китая попал в Корею и Японию.

С даосизмом вообще не всё ясно: есть даосизм "философский" и "религиозный", есть вполне практические воплощения: алхимия, народные культы...
« Последнее редактирование: 03 Апреля 2003 20:17:13 от Sergey »
Ezzzy Rider

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Хотя именно даосизм даёт ответ на вопрос именно в Вашей формулировке.

Вообще религиозной доктрины как таковой у даосов нет - всё аморфно и бессистемно. Нет и "печати пророков" - откровение не закончилось, мы вольны додумывать и домысливать. Да и вообще в Китае не было принято подробно разрабатывать гносеологию и логику. Синкретическое единство китайской культуры (даосизма в частности) взаимосвязано не законами логики.

Зато, как говаривал "Кукурузник", "наши цели ясны, задачи определены". Бессмертие. Как физическое так и психологическое. Соответственно - "упражнения для души" и "упражнения для тела", внутренняя и внешняя алхимия. Плюс культовый символизм.

Правда, ЗАЧЕМ обретать бессмертие мне совсем не понятно.
Ezzzy Rider

Оффлайн B M

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1091
  • Карма: 7
  • Пол: Мужской
У меня вообще-то возникало сходное недоумение по поводу индифферентности китайцев к тому, чего нет, хотя повод был несколько иной. У всех народов (кого знаю) есть представления о подземном мире: шеол, Елисейские поля и т.д., на худой конец "подземное царство типа с гномами". Там в общем есть где развернуться и мёртвым, и духам. А китайцы что думали о том, что у них под ногами, неужели ничего? Ведь рудокопами они местами были неплохими...
« Последнее редактирование: 04 Апреля 2003 03:42:04 от B_M »
« Le style, c'est l'homme même»  Buffon

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
А китайцы что думали о том, что у них под ногами, неужели ничего? Ведь рудокопами они местами были неплохими...


Не, наверное, твердь она и есть твердь.

как-то всё больше упор на культурных героев, ближе к жизни.....

Да и людей к Небесному Императору или к духу горы допускать не предполагалось

Рай - это какие-то горы в океане, где бессмертные живут

Более-менее привычный нам образ ада/судилища появился только с буддизмом. Сначала его помещали под гору Тайшань, потом - в Фыньсянь (Сычуань). (никакой особо хтонической зацикленности не наблюдалось).

С горой Тайшань связаны и первые представления о духе гор, повелителе жизни и смерти, живущем в пещерах. Ну и всякие локальные духи гор. Но всё это очень рудиментарно и неразработанно.

До буддизма считалось, что душа после смерти попадает в царство мёртвых к источнику Хуанцюань где-то на Западе (оно и понятно - все реки мутные и текут с запада)
Ezzzy Rider