200 по встречной
Весь следующий день изучаю все тот же путеводитель по Шри-Ланке из серии Lonely Planet. Наметив примерный порядок нашей поездки, выписываю всю информацию по первым трем пунктам. Ими стали Анурадхапура, Сигирия, Дамбула.
Кроме изучения путеводителя активно общаюсь с иностранцами, кстати, большинство из них на острове уже по нескольку раз. Самым разговорчивым и информационно-обильным оказался немец польского происхождения, который к тому же немного говорил по-русски. Он обозначил самые обязательные для посещения достопримечательности на Шри-Ланке. К таковым он отнес Анурадхапуру, Сигирию, Полоннаруву, Канди, также посоветовал проехаться на поезде по высокогорной железной дороге в местности называемой цейлонской маленькой Англией.
Общение с молодой немецкой парой только что вернувшейся с поездки автостопом укрепило решение ехать на местных автобусах.
Кстати, отдыхавшая с нами пара из Смоленска собралась ехать на арендованном мотоцикле. Они уже путешествовали, таким образом, в Таиланде и Индии, и как уверял Роман, глава семейства, ничего сложного в этом нет, а преимуществ море. Я, было уже, поддался на его доводы, но, взвесив все за и против, отбросил эту идею, по крайней мере, для нас. Движение левостороннее, поведение водителей на дороге, по общему мнению, служащих отеля, других местных и даже иностранцев, мягко говоря, неджентльменское, стоимость проезда на местном транспорте копеечная, а аренда мотоцикла 1000 рупий при условии аренды не менее чем на неделю. Прибавив мою нелюбовь к автотехнике вообще – у меня нет машины, и даже велосипед я юзал в детстве без свойственного детям воодушевления, становится понятным мой выбор.
Забегая вперед скажу, что ребята вернулись, доехав до Сигирии и Канди, похожими на моджахедов, замотав лица тряпками спасаясь, таким образом, от пыли и жгучего солнца, и сетуя на беспардонность водителей автобусов, не обращающих внимание на прочих участников дорожного движения.
По возможности планирую купить-таки путеводитель LP по дороге. В Москве меня задушила жаба платить 1200 рублей при его стоимости в Интернете 14 долларов.
Итогом домашней работы стало желание проехать по следующему маршруту - Анурадхапура, Сигирия, Дамбула, Полоннарува, Бадула, Канди. Бадула здесь появилась исключительно как начальная точка отправления поезда по высокогорной железной дороге, построенной еще англичанами и проходящей по высокогорной территории национальных парков и чайных плантаций, называемой маленькой Англией.
В путеводителе говорилось об исключительности видов, открывающихся из вагона с панорамой на крыше. Примерно так позволил понять мне излагаемое путеводителем мой уровень английского. Но, в любом случае, я был заинтригован во– первых, а во–вторых, такой маршрут позволял избежать возвращения из Полоннарувы в Канди той же дорогой, что и из Дамбулы в Полоннаруву.
Первоначально планирую, выезд на понедельник, на раннее утро, часов этак в 5, так как организованные туры выезжают именно в это время, мотивируя это тем, что в это время дороги свободней. Однако, посоветовавшись с менеджером на ресепшене, которого заодно предупредил о нашем отсутствии в отеле возможно в течение дней 5-6, решил выехать в воскресенье, по тем же соображениям, что в выходной дороги свободней. От завтрака же решили не отказываться, как и от нормального сна до 8 утра. Из наших странствий в Китае и Египте знаю, что в пути порою нормально не поспишь. Сон и еда это последнее занятие и то если появятся дыры в жестком расписании поездки.
Итак, позавтракав, отправляемся в путь. Первый пункт - Анурадхапура. Вещи собрали накануне и по минимуму. Решили обойтись без взятых предусмотрительно из России с собой палатки, коврика и спальника. Отказаться от них вообще не рискнул, исходя из того, что у нас и в Москве можно запросто заночевать в аэропорту несколько суток, из-за каких-нибудь долгов авиакомпаний. Здесь же от цивилизации решили не отдаляться, да и ночевать в тропическом климате, с обитающими здесь змеями, пауками, малярийными комарами, это не на египетском пустынном пляже или тибетском высокогорье, и тем более не в родном лесу.
Поскольку едем обычным автобусом, то нам нужен маршрут Канди – Вавунья. Для автобуса междугороднего пришлось бы добираться до Курунегалы с пересадкой в Чилау или Негомбо, что в итоге вылилось бы в то же время в пути. Этот же автобус идет по побережью до Путталама, а только потом заворачивает внутрь острова, что само по себе небольшой крюк, менее комфортно, но зато без пересадок.
Выйдя из отеля не находим казалось бы вечно дежурящих извозчиков, блин, выходной, он во всем выходной. Пришлось немного пройтись, пока в одном из дворов не увидели намывающего свою рикшу аборигена. С трудом, раза с третьего объяснили ему, что нас надо посадить на автобус до Анурадхапуры, так как, услышав, видимо одно понятное слово Анурадхапура, глаза его округлялись, когда он предполагал, что мы хотим ехать на нем до неё.
Доехав до остановки, он исправно справлялся у каждого кондуктора останавливающихся автобусов, едет ли он до Анурадхапуры, и минут через 15 мы таки сели в нужный автобус. Поскольку кондуктор висел в передней двери, то в неё мы и залезли, хотя, как мы узнали позже, порядок в местных автобусах требует входить в заднюю дверь, а через переднюю только выходить. Кстати еще одно правило расписывает льготные места, первый ряд для монахов и правило это неукоснительно соблюдается, второй ряд для инвалидов и беременных, третий для пассажиров с детьми, причем эти правила соблюдаются так сказать по совести.
Поскольку мы были для обитателей автобуса чурками нерусскими, в смысле нешриланкийскими, то вскоре Наташу усадили на одно из льготных мест, мне же досталось место рядом с водителем на крышке движка. Обзор дороги идеальный, а посмотреть и даже ощутить было что. Надо сказать многие шриланкийцы жуют какую-то растительную дрянь, продаваемую завернутой в листья, от которой слюна и губы у них становятся красными, а выражение лица шкодливое. Правда, нам это знакомо по Китаю, насколько мне известно, наркотиком это у них не считается, но определенное веселое настроение в их сердца оно приносит.
Вот представьте, еду я, значит, лицом к лобовухе, между жующими веселящую дрянь и ведущими уморительный, но непонятный мне, разговор, кондуктором и водителем. Скорость такая, что при торможении я чуть не упираюсь лбом в стекло. Отдельная песня это то, как мы проезжаем блок посты, перед которыми из бетонных блоков сооружено что-то типа змейки, у них они заменяют наших лежачих полицейских. Так вот змейку мы делаем практически не сбрасывая скорости, и иногда мне кажется, что автобус едет в двухколесном режиме. Первые минут пятнадцать я судорожно думал, уж, не к камикадзе ли мы попали в автобус и не какой-либо местный аналог башен близнецов - наша конечная цель.
Ко всему этому прибавьте левостороннее движение, заставляющее меня постоянно думать, что мы едем по встречке, а каждый раз разъезжаясь со встречными автобусами, тихо холодеть моей душе, уходящей в пятки.
Но потом в этой сумасшедшей гонке я стал улавливать слабые признаки ритмичной и налаженной работы. Кондуктор, завидев метрах в ста потенциальных пассажиров на обочине, бесстрашно вывешивался из дверей и зазывал их, а убедившись, что этот клиент его, успевал обменяться парой приветственных фраз, убедиться, что люди успели запрыгнуть в автобус, ведь водитель практически никогда не останавливал автобус полностью. Водитель в свою очередь приветствовал своих коллег, что, как мне кажется, тоже не свойственно шоферам-камикадзе.
Кондуктор периодически пользовался снижением скорости с тем, чтобы выпрыгнуть и запрыгнуть обратно в автобус, но уже в заднюю дверь, потом протискиваясь в, казалось бы, невероятно плотной пассажиромассе и, собрав плату за проезд, он вновь появлялся рядом, с еще более довольным выражением лица.
В общем, ехали мы довольно весело. После Путталама, мы сели с Наташей вместе. Пару раз на блокпостах автобус останавливался, часть пассажиров выходили и проходили досмотр, в то время как в автобусе проверял документы другой полицейский. Видимых отличий между теми, кто проходил проверку в автобусе и вне, я не увидел и разумно решил, что нам, белым людям, можно не выходить. Полицейский и вправду был с нами радушен и дружелюбен. Правда, паспорт все-таки проверил.
Ближе к Анурадхапуре я озадачился объяснением точки нашего наилучшего десантирования в городе, а конкретно поближе к отелю, где мы предположительно оставили бы вещи перед выдвижением на экскурсию. Но поскольку карты у нас не было, единственным ориентиром было, неизвестное никому название отеля, и площадь с башней с часами, о которой тоже никто не знал, то все мои объяснения упирались в стену непонимания и виноватые улыбки. Как оказалось, автобус просто не проезжал в нужном нам районе, поэтому вышли мы в центре на автовокзале.