не осмысливаю роль "Аквариума" в... русскоязычной культуре.
оставив в стороне авторский прицел рекламы себя и серии своих книг, в целом эта книженция открыла нишу определённого жанра литературы - досель, почти отсутствующего (ссср-овская героизация "служб" шла другими путями).
Этот жанр, на мой взгляд (далекий от знатока подобной литературы впрочем) характеризуется простыми тезисами:
- принадлежности к органам ... нет пожалуй к Органам и Отрядам ;-)
- описаниям их удали, всемогущества, клановости и т.д. и т.п., а главное исключительности людей принадлежащих к ним
- при этом сам сюжет, Великих Дел, обычно не важен, главное конспиративность (лишь "автор немного открывает тайну, рискуя жизнью").
- впрочем сюжет там просто совершенно аналогичный сказкам - злой кащей (чаще из-за всемогущества служб не имеющих конкурентов вовне - находящийся конечно только в ней самой), сильный богатырь + немного современности в виде детектива.
в общем-то педалируют он достаточно простую черту обывателя - потребность "принадлежности", являющейся чертой авторитарного синдрома, ну и существования "сверхмогущества" где-то рядом, с которым можно в идеале (если б попал) идентифицироваться. С теми особыми людьми, которые собираются и на войну за "3,5 минуты"...
А вот про роль этого жанра в культуре и в обществе - было бы любопытно послушать других.
Во всяком случае, я не разделяю, высказанную Алексеем (Laoutou), как я её воспринял, мысль - что данная книженция выпущенная в конце 80-х была направленна именно на развал органов.