Гл. 3. КИТАЙСКОЕ ДОМИНО И ИГРЫ В НЕГО1) МАГИЯ ЗВЕЗДНачнем с того, что домино в Китае отличается от того, в которое играют европейцы.
1. У китайцев
32 костяшки; у европейцев - 28.
2. Это в связи с тем, что у китайцев отсутствует «пусто». Зато каждый дубль дублируется. И добавляется 1:3, б:1, 5:б, 1:6 и 4:6, б:5.
3. У китайцев 1,4, и 3 в дупле шесть – шесть - красного цвета.
Домино произошло от костей и первоначально использовалось для гадания. (Подробнее о гаданиях с использованием китайского домино – в отдельной главе). Использовалось оно и для составления так называемых магических диаграмм.
Одним из фундаментальных нумерологических символов, придуманных танским монахом Чэнь Туанем, является так называемая диаграмма - магический квадрат
«Письмена из реки Ло».Представляют письмена из себя квадрат с нанесенными на нем цифрами:
4 9 2
3 5 7
8 1 6Сумма всех цифр в каждом диагональном, горизонтальном или вертикальном ряду
составляет цифру 15, которая является магической, так как состоит из суммы 9 и перевернутой 9 -6 = 15. К тому же, при умножении каждой цифры на 3, сумма в каждом ряду составляет 45.
Диаграмма рисовалась на листке бумаги и цифры обозначались точками двух цветов, как и на костяшки домино.
Рисование такой диаграммы приносило удачу и деньги. Под изображением цифр писали то, что хотели получить. Например, иероглиф «еда, деньги и т.д». Рисовали диаграмму, как правило, после молитвы, резали на куски с каждым номером отдельно, затем заворачивали каждый кусочек в хлебный мякиш и бросали в реку, – рыбам.
(изображение диаграммы можно посмотреть на сайте
http://www.gamesmuseum.uwaterloo.ca/Archives/Culin/Dice1893/formof.html ).
Впоследствии домино стали использовать и для игры.
Считается, что домино как игра обязано своим появлением периодам войн во времена так называемого Троецарствия. По преданию домино изобрел
Чжу Гэлян (181-234) - герой романа «Троецарствии», и знаменитый китайский стратег и государственный деятель. Изобрел он его для развлечения своих солдат: чтобы не спали на страже в лагере.
Домино постоянно трансформировалось и свой окончательный вариант приобрело в 1120 году - во второй год Hsuan Ho династии Северная Сунн. Тогда в честь ознаменования восхождения на трон официалы императорского двора молились и просили императора чтобы домино зафиксировали как 32 костяшки с 227 точками. Но в результате ошибки печатника получилось 127 точек. Такое количество было предложено в связи с соответствующим расположением звезд и созвездий на тот момент.
Количество точек, при соответствии пар, согласно доклада императору, имело следующее объяснение:
Цифра 6 – Небо. 6:6 + 6:6 = 24 точки, что обозначало 24 звездных периода.
Цифра 1 – Земля. 1:1 + 1:1 = 4 точки, что обозначало стороны света: Запад, Восток, Север, Юг.
Цифра 4 – Человек. 4:4 + 4:4 выражли человечность, мудрость, милосердие, пристойность.
Костяшка 1:3 – Гармония. 1:3 + 1:3 = 8 точек, выражающих дыхание гармонии, пронизывающей 8 периодов года.
Это домино было преподнесено императору Hwui Тtsung и вместе с правилами было спрятано в имперскую сокровищницу. Вытащено от туда на свет оно было вытащено его сыном Kao Тsung (1127-1163), который императорским эдиктом выпустил костяные наборы для распространения их в Южной Сун.
С тех пор домино существует именно в этом виде.
Основным отличием игр в китайское домино является сам принцип.
В европейском домино нужно просто приставлять свою костяшку к тем которые выложены на столе концом с той же цифрой.
Китайское домино более похоже на игру в карточный покер, ибо основным принципом является составление пар или троек и показом их друг другу. У кого больше, - тот и выиграл. Поэтому, самым важным при игре в китайское домино, является знание старшинства доминушек и правил составления пар. Они часто не зависят от количества имеющихся точек. Так, например, 1:3 на 4 порядка старше, чем 6:5.
Впрочем, разберемся с этим основательно.