Читала о буддийской живописи и вдруг попалась такая фраза:
« Одна из первых буддийских танок - это портрет Будды. Так как Будда излучал ослепительное сияние совершенства, художник попросил его позировать на берегу реки. Глядя на прекрасное отражение в воде он создавал портрет первого просветленного. Художник пытался передать духовные совершенства Будды, пользуясь приемами передачи мыслей, идей, посредством символики, хорошо разработанной в Индии тогда. Поэтому Будда на танках наделен многими необычными для человека качествами. Удлиненные уши Будды, например, говорят о его царственном положении среди всех существ во вселенной.»
http://thanki.narod.ru/Другая версия, что
удлиненные уши — признак божественного внимания, есть на
http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0108/17.shtmlА вот что пишет о жестах рук Х. фон Глазенапп:
Жесты рук образуют третью группу «тайн»: они суть специальная форма «действий тела». Эти жесты называются «печатями» (мудра), ими сопровождаются медитации и чтение мантр. Практика придавать пальцам рук определенное положение во время священнодействия существует в Индии издревле: уже «Брахмана ста тропинок» предписывает священнослужителям особые действия руками; в самых разных текстах мы читаем о жесте сложенных вместе на уровне груди соприкасающихся ладонями рук, выражающем почтение (аджали-мудра). Индийская теория театрального искусства разработала целую специальную научную дисциплину — учение о жестах; ему посвящены многочисленные сочинения.
Первоначальный буддизм также уделял жестам немалое внимание. Движения рук будд, какие мы можем видеть в пластических изображениях или на картинах, все имеют какое-то особое значение. Если будда держит руки перед грудью, причем один палец левой руки продет между большим и указательным пальцами правой, то это символизирует «приведение в движение колеса закона», т. е. проповедь учения (дхарма-чакра-мудра). Жест, означающий «бесстрашие» (абхайя-мудра) представляет собой правую руку с ладонью, обращенной вовне. Жест «исполнения желаний» (варада-мудра), опущенная вниз рука с ладонью, повернутой наружу, показывает, что благость будды сверху стремится вниз, в мир. В положении «медитации» (дхьяна- или самадхи-мудра) будда оставляет обе руки ладонями кверху покоиться у себя на коленях. Если же будда правой рукой «касается земли» (бхумиспарша-мудра), то этим символизируется тот торжественный момент, когда Совершенномудрый призывает землю в свидетели своего великого решения — спасти этот мир.
Ваджраяна приписывает каждую из мудр одному из татхагат. (…) К этим мудрам, выражающим определенное действие одного из внеземных существ, примыкают другие, воплощающие различные сакральные акты: эти мудры священнослужитель должен исполнять во время обрядов, например, при освящении жертвенного дара, изгнании злых духов, приветствия богам, освещении мира светом мудрости и т. п. Познание всеобщего единства и других истин также может изображаться мудрами.