Вот и появились знакомые на слух термины.
पुरुष purus.a
Пуруша. В учебнике Кочергиной это слово незатейливо переводится как «человек».
Словарь Брокгауза и Ефрона дает следующее определение:
Пуруша, в индийской философии - олицетворение человеческой души в виде маленького человечка, сидящего в сердце человека, где слышно его движение.
Наверное, такой же маленький как здесь:
http://netsuke.com.ua/russian/netsuke/purusha.htmlВ «Ригведе» он, наоборот, очень здоров:
Тысячеглавын, тысячеглазый и тысяченогий пуруша.
Он закрыл собою всю землю и [еще] возвышался над ней на десять пальцев.
Потом его четвертовали:
Брахманом стали его уста, руки - кшатрием,
Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.
«Атхарваведа» задается следующим вопросом:
Кто создал пятки пуруши? Кто - мясо? Кто - лодыжки? Кто - красивые
пальцы? Кто - отверстия? Кто - части тела, [что] посредине?
Ангирас сказал:
Пуруша (бывает) трех видов, а именно: внешний Атман, внутренний Атман и высший Атман. (Тот, у кого) есть оболочка, кожа, ногти (на руках), мясо, волосы, пальцы, большие пальцы, позвоночник, ногти (на ногах), лодыжки, утроба, пуп, детородный член, бедра, ляжки, щеки, брови, лоб, руки, бока, голова, артерии, глаза, уши; (кто) рождается и умирает — тот зовется внешним Атманом.
В "Брихадараньяка-упанишаде" сказано, что Пуруша создал женщину, распавшись на две половины.