С большим опозданием решил подать свою реплику, никак, впрочем, не связанную с собственно филологией, а касающуюся военно-технических вопросов. А именно, не подвергая сомнению ни боевых качеств монгольской военной машины образца 1240г., ни полководческих, в т.ч. мобилизационных талантов Субэдея, я все же сомневаюсь в столь прямой эффективности рекрутских наборов из "покоренных народов", как это представляется из трактовки, предлагаемой уважаемым Романом Храпачевским. Как минимум этот вопрос заслуживает отдельного комментария.
...
Впрочем, в приведенных отрывках из источников характер боевого применения "хабичи" никак не просматривается, так что все вышеприведенное имеет целью просто показать необходимость в каком-то специальном комментарии и с этой точки.
1. Хотелось бы сразу отметить, что неправомерно сравнивать монгольские войска с наполеоновскими войнами - даже те же татары через 150 лет после Чингисхана, во времена Тимура и Тохтамыша, - это уже абсолютно другая воинская культура.
Что касается конкретно призыва Субэдэеем "хабичи" в 1240 г., то после вышеприведенной дискуссии я внес коррективы в свое понимание ситуации - естественно убрал "королей" (целянькоу в тексте оказались не транскрипцией "кэрэл") и теперь текст в жизнеописании Субэдэя звучит так:
"Бату подал доклад [императору], [чтобы] прислали Субэтая руководить сражением, Субэтай набрал войско из хабичи, [а из числа] кэрун-кобэхуд (в тексте 怯憐口 це-лянь-коу, китайская транскрипция монг. gerun kobegud, разновидности феодально-зависимых у монгольских нойонов, П) и прочих каждый пятидесятый человек последовал за ним. [Субэтай] в одном сражении захватил Е-ле-бань, выдвинулся вперед, атаковал Ту-ли-сы-гэ и за 3 дня овладел им, полностью взял племя тех русских и вернулся".
Кстати о мордве и других приволжско-уральских народах - они не были так плохи именно тогда, в 13 в. Мордва довольно успешно сопротивлялась русским князьям, периодически устраивали даже набеги на русские земли. Булгары вообще имели неплохие регулярные войска. Кстати после поражения русских на Калке монголы сами были разбиты в Булгаре и мордовских землях, когда они возвращались на соединение с войсками монголов в Средней Азии.
Конкретно о мордве: они известны своим активным участием в походе в Европу в составе войск Бату (см. у В. Рубрука), а в русских летописях говорится о том, что мордовские князья приводили татар на русские земли.
2. Теперь требуемый комментарий о "характере боевого применения "хабичи" .
Я в принципе согласен, что нет большого смысла делать "рекрутский" набор необученных людей непосредственно в состав кадрового, опытного войска. Но в данном случае мы имеем ситуацию особую:
а. Согласно этой биографии Субэдэя войска Бату терпели неудачи и понадобилась срочная помощь со стороны Субэдэя - как его военных, так и организационных талантов. Оставим в стороне вопрос о том, на самом ли деле это было так и не было ли это художественным приемом панегириста Субэдэя, т.е. автора, написавшего о его подвигах (видимо на 神道碑 к могиле Субэдэя или еще на каком-либо варианте семейного способа почтить память предка - именно с шэньдао-бэев или семейных документов бралась информация жизнеописаний в Юань ши). Если ситуация была такой сложной (неважно - в реальности или в сюжете автора панегирика), срочное подкрепление могло быть пущено в ход, не особо разбираясь в его качестве.
б. Конечно, это пополнение из хабичи могло быть и вариантом хашара (толпы пленников, используемой на тяжелой работе, или как подневольных воинов в передовых частях), но упоминание терминов хабичи и кэрун-кобэхуд - понятий чисто монгольских феодальных институций - указывает, что это не просто хашар. Скорее это похоже на срочную мобилизацию всего, что было под рукой - ну как штабной обслуги и обозников, например. Именно так наверное думал автор биографии Субэдэя, подчеркивая, что тот сумел набрать из хабичи (букв. "находящиеся в тисках/сетях", термин монгольского феодального права, зафиксированный в "Халха джирум", он означал "находящегося под протекторатом феодала-нойона") и из домашних слуг и рабов войско, в конечном счете принесшее победу. Кстати, у монголов имелась практика соединения в одном подразделении умелых бойцов (батуров) вместе со сбродом - пленными и преступниками. Именно это описывает один из важнейших источников "Хэй-да шилюэ":
"Не [присужденных к] смерти наказывают ссылкой на тяжелые работы в войске батуров (то же, что по-китайски «бесстрашные воины») и прощают их только после трех - четырех случаев [заслуг]...
Воинственные вожаки и крепкие нукеры собираются в особые пятерки, находящиеся в ближайшем окружении командующего, они называются войсками батуров. Раньше, когда они нападали на тангутов и чжурчжэней, то во всех [этих] государствах гнали [впереди] их людей [как рабов] и атаковали их города".
в. И наконец последнее насчет способов комплектации войск монголов не монголами: дело в том, что они в некоторых случаях это делали без особых затруднений - за счет народов близких им по образу жизни. В таких случаях некоторая разница в воинских умениях была слишком незначительной, чтобы ее нельзя было быстро нивелировать в окружении опытных монгольских бойцов. Кстати, именно Субэдэй оказывается мастером этого дела - после его возвращения из знаменитого рейда (в 1220 - 1224 г. он с Чжэбэ прошли из Средней Азии на Кавказ, далее в Русь и Булгар), когда они потеряли в его ходе 80% личного состава туменов, Субэдэй сразу же предложил Чингисхану поправить это дело. Вырвавшись с тяжелыми боями из поволжско-уральских степей в раон Эмиля (вост. Казахстан), где была ставка Чингисхана, Субэдэй в 1224 г.:
"подал доклад трону, чтобы «тысячи» (тут - военно-административная единица племен, П) из меркитов, найманов, кирей, канглов (杭斤 хан-гэнь, это кангар – название части родов канглы, канглы – это тюркские племена, кочевавшие от Приаралья до Восточного Туркестана в составе каганата кимаков, после распада которого часть канглов/кангар откочевала на запад и составила печенежское племенное объединение, П) и кыпчаков – всех этих обоков, вместе составили одну армию. [Чингисхан] последовал ему. [Когда] наводили порядок в племенах е-ми-ли-хо-чжи (也迷里霍只 е-ми-ли-хо-чжи, скорее всего тут испорченное написание реки Эмиль/Имиль на границе пров. Синьцзян и Казахстане, куда вернулись Субэдэй и Чжэбэ, П), отловили 10 000 голов лошадей для преподношения [Чингисхану]".
Как видим из этого текста Юань ши, Субэдэй не только пополнил свой корпус монголо-тюркскими народами, но и обеспечил его конским поголовьем. Очень разумная и качественная работа в военно-организационном плане
Так что не удивительно, что именно Субэдэй был призван на помощь к Бату в деле срочного пополнения войск - он были именно специалист по таким делам.