"УСУНЬ
Этническая принадлежность усуней точно не установлена. Одни относят их к тюркам [69, с.1], другие — к ираноязычным народам. А.Н. Бернштам писал об усунях-исседонах и полагал, что «кушан является тохарской формой усунь — племен Тяньшаня» [19, с.59]. По характеристике Янь Шигу, танского комментатора «Цянь Хань шу», основного источника сведений об усунях, усуни походили на согдийцев и были голубоглазыми людьми с рыжими бородами [251, цз.96б, c.la]. Китайцы характеризовали Усунь как государство («усунь го») [251, цз.96б, c.la]. Государство усуней, по мнению китайцев, было «сильным государством». Первоначально усуни подчинялись гуннам, потом они усилились и «не соглашались прибыть на аудиенцию ко двору гуннского шаныоя» [251, цз.96б, с. 16].
Усуни были кочевниками, они, по стандартной формуле китайских историй, «кочевали со скотом в зависимости от наличия воды и травы». По определению В.В.Бартольда, кочевали усуни «в области между хребтом Нань-шань и рекой Булунцзир». Их кочевья занимали главным образом равнинную часть Семиречья, «стоянка усуней Чигу, по-видимому, находилась на юго-восточном берегу Иссык-Куля» [11, с. 25—27]. По наблюдениям китайцев, обычаи усуней были схожи с обычаями гуннов [251, цз.96б, c.la]. Страна усуней славилась равнинами, покрытыми травой и горами, поросшими хвойными лесами. В землях усуней выпадало много дождей и снега. Китайцы полагали, что усуни занимали «исконные земли сэ (саков)» [251, цз.96б, с.16]. Их государство на востоке граничило с гуннами, на северо-западе — с Канцзюй, на западе — с Давань, на юге — с городами-государствами Западного края, т.е. располагалось в Притянь-шанье. Саки (сэ) были разгромлены юечжи во время их продвижения на запад. В результате ван саков переселился на юг. Юечжи, занявшие земли саков, в свою очередь были разбиты усунями, откочевали на запад, а усуни заняли бывшие земли саков. Однако среди усуней остались и жили саки и юечжи. Центром государства усуней был г.Чигучэн («Красное ущелье»). В.В.Бартольд, как мы уже писали, считал, что Чигу располагался на восточном берегу Иссык-Куля, китайский комментатор XIX в. Хэ Цютао полагал, что он был к северу от Аксу и Яньшань. По китайским данным, усуней было 120 тыс. дворов, 630 тыс. душ, они могли выставить армию числом 188 800 воинов [251, цз.966, c.la]. Точность цифр обескураживающая, возможно, китайцы пользовались данными усуньских подсчетов. По китайским сведениям, у усуней было немало богатых людей. Государство усуней славилось своими лошадьми, у богатых скотовладельцев их было обычно по 4—5 тыс. голов.
Во главе государства Усунь стоял государь с титулом великий куньми (гуньми, куньмо). По определению китайцев, этот титул соответствовал китайскому титулу «ван». «Куньмо есть титул вана» [251, цз.96б, с.За]. Одного из куньми звали Леця-оми, китайцы полагали, что в связи с близким звучанием окончания «ми» в имени государя и «мо» в титуле его «куньмо» произношение титула изменилось из «куньмо» в «куньми». Следует сказать, что окончание «ми» было характерно для многих титулов государей усуней или их имен: Лецяоми, Ними, Вэньгуйми, Юаньгуйми, Ичими, Аньлими, Цылими, Синми, т.е. возможно, что компонент «ми» тоже был частью титула (ми-мби — би-бий?). Смешение титулов и имен характерно для китайского описания усуней.
Существовала легенда о происхождении династии, правившей усунями. Согласно этой легенде, один из предков династии младенцем был брошен в степи. Он не погиб только потому, что к нему приходила волчица и кормила его своим молоком. Прилетали птицы и склевывали с мальчика насекомых. По более подробной версии легенды, излагаемой Хэ Цютао, «большие юечжи напали и убили Наньдоуми (правителя усуней. — Е.К.), захватили его землю. Народ бежал к сюнну. Гуньмо был новорожденным. Наставник (пестун) Фубуцзюйцюйхоу бежал с ним, [затем] положил в траву и пошел искать пищу. Когда вернулся, то увидел, что волчица кормит его (ребенка. — Е.К.) молоком, ворон, держа в клюве мясо, летает около него; поэтому счел ребенка духом и, взяв его, вернулся к сюнну. Шаньюй полюбил и воспитал [ребенка]. Когда ребенок вырос и возмужал, шаньюй дал Гуньмо народ его отца, велел начальствовать над войсками» [108, с.72].
Усуньский куньми был типичным ханом кочевников. Китайская принцесса, выданная замуж за правителя усуней, так описывала своего супруга: «Усуньский ван сделал своей жилой комнатой юрту, стены [юрты] — из войлока, [он] ест мясо, пьет кумыс» [251, цз.96б, с.2б]. В управлении государством куньми помогали его великие сановники (да чэнь)."
(цит.по Е.И. Кычанов «Кочевые государства от гуннов до маньчжуров», М. 1997, Изд. фирма «Восточная литература» РАН, с. 46-47)