А у меня предложение:
Чу, пройдитесь по тексту статьи, указывая на основные конкретные ляпы. А то уже вторую страницу идет спор о "культурологах" вообще, а, может быть, было бы интереснее обсудить конкретные ошибки. Глядишь, и общая картина бы стала нагляднее.
Главная проблема статьи даже не в ляпах, а в методике — полном отсутствии исторического подхода. Он берёт Лунь Юй, исходя из своего понимания придумывает образ Китая и начинает этот придуманный образ сравнивать со всем чем угодно. Получается свободный полёт фантазии на заданную тему.
Тем не менее выделить некоторые ляпы действительно поучительно — автор не шарлатан, который намеренно дурит почтенную публику, а действительно оперирует целым набором клише и мифов о Китае. Некоторые высказывания
1.
"За последние годы конфуцианство или, точнее, неоконфуцианство стало почти официальной идеологией в Китае." Это, наверное, главная мысль данной статьи. Это не ляп, но просто фантазии на тему. Автор так и не потрудился объяснить, что он имеет в виду под "неоконфуцианством" и с какого бока, это является официальной идеологией. Все свелось к утверждению, что китайцы заботятся об образовании. Да, заботятся. Ну и что? В статье есть забавная особеннось — зачем доказывать, когда можно порассуждать.
2.
Цинь Шихуанди — “закопать в землю живьем четыреста шестьдесят ученых-конфуцианцев".Вообще-то, практически в каждом случае, когда автор приводит исторические примеры, он делает те или иные ошибки. Но в данном случае, я не склонен его обвинять — подобная трактовка событий появилась уже в древности и стала "общим местом". Тем не менее Цинь Шихуан никаких конфуцианцев не закапывал — он "зарэзал" нерадивых производителей "фармацевтической" продукции, которые распилили бабки, выделенные на производство эликсира бессмертия.
3.
"Со своей стороны, маршал Линь Бяо, официальный преемник Мао, выставил себя учеником Конфуция...Сам Конфуций физически оставался для Мао недосягаемым, но Линь Бяо и многие его единомышленники были уничтожены или посажены в тюрьмы." Забавная трактовка событий. Можно лишь сказать, что вся эта кампания (批林批孔运动) была направлена не против Конфуция и не против Линь Бяо ( который к тому времени был уже мёртв и не знал когда и в каком месте он выставил себя учеником Конфуция), а против Чжоу Эньлая.
4.
"Не человек зависит от того, как устроено общество, а, наоборот, общество зависит от того, как устроен человек." "С точки зрения Конфуция, космос — гармоничен, а так как человек порожден космосом, то и ему надлежит стремиться к тому, чтобы быть гармоничным."
Рассуждения товарища о Конфуции — детский сад. Самое главное, что он совершенно забывает о том для Конфуция иерархичность человеческих отношений и общественного устройства — основа как государственного устройства, так и индивидуальной нравственности. Но я подробно его размышления комментировать не буду — это надо делать с цитатами из Конфуция+комментарии, а мне влом.
7.
"Правящая бюрократия формировалась по результатам конкурсных экзаменов, что опять-таки было инициировано Конфуцием. А бюрократия имела в Китае огромную власть. Наверное, в продолжение Древних и Средних веков это была единственная страна, где “аристократия чернильницы” потеснила “аристократию меча”.Я упал со стула. Надо комментировать?
8.
"Школа, таким образом, не только давала образование, она воспитывала, прививала вкус, приобщала к тому, что у Конфуция обозначается термином ли и что переводится и как “правило”, и как “ритуал” Вежливость стала для китайцев второй природой"Ритуал (禮) — это не вежливость, а, например, набор правил поведения, которым каждый человек должен следовать в зависимости от своего социального положения.
9.
Конфуцию довелось жить как раз в эпоху смуты, в так называемую эпоху Сражающихся царств1, протянувшуюся с VII по III век до Р.Х.).Вообще-то периодизация эпохи Сражающихся царств несколько иная.
10.
Буддизм нашел в Китае последователей в лице отшельников, которые уходили от мира в горы или бамбуковые рощи и коротали там дни в молитвах и в ожидании, когда лопнет для них этот “нарыв, именуемый жизнью”.
Из этой фразы понятно одно — автор не имеет ни малейшего представления об истории Китайского Буддизма. Об этом можно говорить долго и нудно, но это долгий разговор. Место буддийского монастыря в китайском обществе было иногда очень забавным — например в период Тан монастырь служил роль ломбарда (в том числе).
11.
"Касания потустороннего мы находим в китайской поэзии. Почти вся она пейзажная и почти вся грустная. Уединившись по примеру отшельника, в бамбуковой роще, подалее от человеческого копошения, поэт слушает шум дождя, таинственные звуки цитры, ловит отражения луны в струящемся ручье."Автор вдруг вспомнил о поэзии. Вообще, особенность статьи в том, что он пытается говорить обо всём сразу, считая, это,по-видимому, сравнительным подходом. Зря.
12.
Указывают, например, что культ семьи в Китае всегда бросал некоторый вызов государственному авторитаризму. Этим Китай отличается от Японии, тоже испытавшей сильное влияние конфуцианства. Суть дела можно передать так: в Китае родной отец всегда был важнее императора, а в Японии наоборотНу уж не знаю, кто там, что указывает, но здесь надо смотреть на историю. А в истории, принцип, 以孝治天下 очень часто использовался наиболее авторитарными правителями — самый известный пример, наверное, Сыма Чжао — папа первого императора династии Цзинь и герой известного чэнъюя 司馬昭之心,路人皆知
13.
Маловероятной остается и перспектива мирного заселения их китайцами. Они вообще-то не очень склонны эмигрировать.Да? Неужели?
15.
Китайцы пошли другим путем: они “выгородили” в пространстве Хаоса очеловеченный мир, замкнутую в себе и самодовлеющую Сферу .... Хаос остался за “оградой”, постоянно напоминая о себе образами демонов, чьи физиономии искажены какой-нибудь страшной гримасой.Автор с какого-то момента вообще скатился на какой-то дикий бред по поводу мифов, Хаоса, символического мышления и т.д. Это очень сложно комментировать, потому как имеет отношения только к жукам в его голове .