Хорошая тема, интересный повод обсудить это маркетингово-фантомное явление, про которое очень сложно сказать, то ли оно существует, то ли нет. Я про суми-э (墨絵). Начнём с того, что сами японцы этот термин практически не используют, и например в японской википедии поиск по 墨絵 автоматически направит на страницу суйбоку-га :
http://ja.wikipedia.org/wiki/水墨画
Этот термин пришёл из Китая, означает живопись водорастворимой тушью в китайском стиле, и относится как правило к старой японской живописи эпохи Муромати, возникшей под сильнейшим влиянием китайцев (тот же Сэссю, шедевр которого мы видим в заглавном посте темы, учился в Китае). К более поздней живописи термин практически не применяется, а если и применяется - то опять же к живописи по китайским образцам (например, можем встретить название картин типа "Суйбоку сансуй" - пейзаж горы-воды обязательно в китайском стиле). Строго говоря, живопись тушью японцам вообще не свойственна, их классическая живопись ямато-э и все школы, которые из неё выросли, предусматривают минеральные краски как равноправный компонент, ничуть не менее важный, чем сама тушь. Да и сама техника живописи тушью японцам давалась с большим трудом. Они с большим пиететом относились к китайскому искусству, очень много его копировали, пытались учиться писать так же, но получалось, честно говоря, как правило довольно посредственно, за исключением нескольких гениев. Я бы сказал, что практический любой китайский художник средней руки владел тушью на уровне величайших мастеров японской живописи, а до уровня великих китайских живописцев никто из японцев добраться не смог. (Разумеется, я говорю только про суйбоку-га, и только про технику - у японцев были свои сильные стороны, где они превзошли китайцев, но это не техника живописи тушью).
Так что же такое есть "суми-э"? Термин, естественно, пришёл из Японии (где он никогда не использовался для обозначения целого явления), и историю его возникновения я тщательно не изучал, но думаю, что на Западе он стал популярен в эпоху увлечения всяким японизмом. Прижился, постепенно разросся в самостоятельное явление, в основном существующее на западном рынке - множество самодеятельных художников, сотни различных самоучителей, причем написанных не японцами, а проживающими на Западе художниками, пишущими в этом стиле. Я бы сказал, что суми-э - это живопись тушью, которой занимаются западные художники, думающие, что они пишут в японской манере (на самом деле они пишут в упрощённой и искажённой китайской манере). Сами японцы этот термин сейчас тоже стали использовать для внешнего рынка - если устраивают где-нибудь в Америке или России выставку своего современного пишущего тушью художника, то обязательно скажут, что это живопись "суми-э" - чтобы понятнее было, у нас это всем понятно.