Может я невнимательно смотрела, прошу направить меня если что, по нужным веткам, но в теме искусства Китая кажется пока не нашлось места для топика каллиграфии
Хочу предложить начать восполнять образовавшийся пробел, т.к. сама активно увлекаюсь данной темой, и буду благодарна за любые ссылки на русском и кит. яз. на интересные статьи или книги на эту тему.
к созданной мною теме, приведу здесь небольшую заметку об истории развития каллиграфии:
"Точное время зарождения китайской письменности до сих пор остается неизвестным. В истории каллиграфии не только как способа передачи информации, но как особого искусства, отделенного от создания литературных и официальных документов, выделяется несколько стадий. Древнейшими памятниками достаточно систематизированного и сравнительно зрелого китайского письма считаются относящиеся к эпохе Шань-Инь надписи на костях животных и панцирях черепах- цзягувэнь, и надписи на ритуальных бронзовых сосудах- цзиньвэнь, датируемых периодом Шань-Инь,три тысячи лет назад.
Цзягувэнь- это гадательные надписи, вырезанные на черепашьих панцирях и бычьих или оленьих лопатках, появились в тот же исторический период, когда и древнеегипетские иероглифы, письменность американских индейцев майя и шумерская клинопись. Однако последние три вида письменности постепенно утрачивали свое влияние и в коечном итоге исчезли. Лишь древние цзягувэнь оказались прочными корнями китайского письма.
На обнаруженных 100 тыс. с лишним костей животных и панцирей черепах сохранилось примерно 4700 иероглифов. К настоящему времени удалось расшифровать почти 1800 иероглифов, которые стали бесценным материалом для изучения истории и культуры эпохи Шань, отдельных периодов истории Древнего Китая и эволюции китайской письменности.
Уже в древнейших письменах на костях животных и панцирях заметна такая характерная черта, наследуемая и всеми более поздними видами китайского письма, а также являющаяся одним из мерил красоты каллиграфии, как расположение каждого иероглифа в пространстве воображаемого квадрата. В комбинации черт и элементов иероглифов в надписях цзягувэнь ученые прослеживают разграничение на верхнее-нижнее, левое-правое, отстоящее-соединенное, используются скрещивание, пересечение, повтор, наслоение, обрамление. Знаки располагаются в стоке вертикально, сверху вниз. Такой порядок письма и сохранялся в Китае на протяжении тысячелетий.
Как свидетельствуют надписи цзягувэнь, создателям китайской архаичной письменности было присуще стремление к эстетике. Многие надписи вырезаны искусно и аккуратно и по праву могут считаться произведениями каллиграфического искусства, но история не донесла до нас имена первых каллиграфов Китая. Все надписи выполнены в стиле «Чжуаньшу»- древнее письмо из которого сложились все последующие стили.
Цзиньвэнь- надписи, выполненные на ритуальной бронзе- чашах, чарках и сосудах, использовавшихся во время пиршеств, оружии, музыкальных инструментах и зеркалах. Многие бронзовые сосуды выполнены чрезвычайно искусно, выгравированные на них иероглифы и строки выглядят гораздо ровнее, аккуратнее, более организовано, нежели письмена цзягувэнь, в них сильнее ощущается тяга к красоте структуры и композиции как отдельных иероглифов, так и строк.
Это что касается эстетической точки зрения, с точки зрения своей функции, на первой стадии своего существования китайские иероглифы были связаны исключительно с сакральными функциями гадания. В отечественной синологии существует точка зрения, что язык «Цзягувэнь» представлял собой систему знаков, использовавшихся для коммуникации с духами, - первые иероглифы являлись особой формой петиции к духам. «Китайская иероглифическая письменность самим своим истоком была связана с культурой магии и медиумных гаданий, и, несмотря на несколько тысячелетий существования, отголоски этого «письменного магизма» не только не были забыты, но многократно усилились в каллиграфии.
Архаическая концепция каллиграфии, связанная с магией и умением переносить на бумагу «письмена Неба», лежит и в основе современной каллиграфии.» В то же время «ключевое понятие китайской эстетики- это «небесный узор». Шанцы не случайно для нанесения надписей активно использовали именно панцири черепах. Прежде всего, панцирь оказался удобен как почти ровная поверхность для гравировки и долгого хранения надписей. С другой стороны, именно черепаха ассоциировалась с определенным видом духов - не случайно многие духи той эпохи изображались в виде рептилий. И таким образом, письменный знак, «письмена Неба» в сознании людей были связаны с неким природным животным началом.
В Китае письменность с самого своего возникновения не служила для передачи и сохранения информации, она представляла собой небесные письмена, перенесенные на земную плоскость, то есть была одним из способов коммуникации человека и Неба. Не случайно надписи в большинстве своем имели гадательный характер и рассказывали о дожде, ненастьях, походах и урожае, а панцири параллельно использовались для гадательных целей. Для этого в панцире с обратной стороны проделывали сквозное отверстие, затем его бросали в огонь, в результате чего он покрывался различными трещинами, в основном проявлявшимися на внешней стороне. По конфигурации трещин и предсказывали различные события.
Древний знак-иероглиф был формой магического посредничества между миром людей и природными явлениями. Достаточно вспомнить, что первые знаки, напоминающие иероглифы «солнце», «луна», «гора», как свидетельствует археология, появились уже в эпоху неолита (например, Давэнькоу), а значит, уже в те времена шаманы предпринимали попытки космогонического управления стихиями, рисуя для этого священный прообраз, например, солнца и тем самым как бы обуздывая его силу...
Говоря о развитии и стилях китайской каллиграфии на протяжении веков, конечно, следует сказать, что большинство из стилей было образована под влиянием исторических фактов, изменений императорского режима, появлений новых стандартов письменности. По преданию, стремясь объединить страну, первый император Цинь Ши-хуан-ди приказал своему чиновнику Ли Сы разработать единый стиль написания иероглифов, при этом запретив все остальные: так был создан унифицированный стиль письма «малой печати» и также мы можем назвать инициатора перехода от стиля «чжуаньшу» к «сяочжуань» первого канцлера циньской империи Ли Сы ?-208г. до н.э. как первого известного нам каллиграфа. Работы кисти Ли Сы по сей день считаются непревзойденным образцом стиля «сяочжуань»."