23 мая. Shanghai – Suzhou - Shanghai
Весь световой день я запланировал провести в Сучжоу, знаменитом городе садов. Еще вчера я купил билет на один из утренних поездов, но опоздал буквально на пару минут. На счастье, поезда в Сучжоу ходят часто, следующий был через полчаса. После непродолжительных мытарств меня отвели за руку к специальному дяденьке, который ставит специальный штамп на билет, на котором написан номер вашего нового поезда, и который позволяет без доплаты доехать до места назначения. Единственное, место вам никто не гарантирует, поэтому мне пришлось стоять весь час пути до Сучжоу.
В представлении многих Сучжоу – это небольшой старинный городок с большим количеством садов. Садов и правда много, но вот в самом городе живет куда больше миллиона китайцев, да и вообще Сучжоу весьма динамично развивается. Другое дело, что на центре города это почти никак не отражается, центр Сучжоу гораздо более провинциален нежели чем, к примеру, центр Ханчжоу. Но я отвлекся, в любом случае мне это было не важно, так как я ехал смотреть сады. На вокзале я сразу купил обратный билет, и на Сучжоу у меня было часов восемь. В принципе, здесь можно спокойно провести два дня и не посмотреть все сады, но это не было моей самоцелью. Мне хотелось подольше задерживаться в каждом из садов и созерцать. Сучжоу называют «Китайской Венецией» за большое количество каналов, пронизывающих город, но я бы дистанцировался от столь громкого сравнения. Каналы эти, по большей части, весьма узки, вонючи и некрасивы. Никакого желания кататься по ним, к примеру, на лодке, не возникает. Исключение составляет опробованный за год до этого канал вокргу Тигриного Холма.
Помимо садов, в Сучжоу есть две достопримечательности, заслуживающие внимания. Первая из них – Тигриный Холм с наклоненной пагодой на вершине. Там я уже был в прошлом году, да и находится он совсем на окраине города, поэтому из моего маршрута он выпал. Я же пошел пешком к находящемуся недалеко от вокзала второму месту – Северной пагоде. Говорят, она самая высокая к северу от Янцзы. Остается верить на слово, ибо визуально сианьская пагода мне показалась выше. На пагоду можно подняться. Сверху открывается симпатичный вид на улицы города, на руины старых домов в реконструируемом квартале и на монастырь, находящийся у подножия пагоды. Поглазев немного, спускаюсь оттуда и иду к близлежащему саду. А это знаменитый Сад Скромного Чиновника, позиционируемый как самый красивый в Сучжоу. Стоимость входного билета соответствует. Отмечу, что в Сучжоу вообще дорогие входные билеты. В итоге на вход в 4 места я потратил почти 200 юаней. На мой вкус, Сад Скромного Чиновника соответствует самому статусу. Он довольно большой, и там я провел почти два часа наслаждаясь гармонией, которая есть в китайских садах.
Недалеко расположен сад поменьше, под названием «Львиная Роща». Именуется он так, потому что там много причудливых камней и валунов, которые напоминают фигуры львов. Действительно, сходство есть. Под валунами можно полазить, сразу вспоминаешь детство. Сад очень приятный. От предыдущего идти буквально 5-10 минут, зато велорикши заряжают юаней по 30 за такой маршрут.
Оттуда иду в самый центр города, на пешеходную улицу. Времени остается не так много, но еда в Китае – это святое не только для местных жителей, но и для путешественников. Поев, двигаюсь дальше, в Сад Мастера Сетей. Этот крохотный сад разрекламирован в Lonely Planet, правда не это было главным моим мотивом для его посещения. Сад, как я уже отметил, небольшой, но все в нем как-то соразмерно, а, самое главное, там почти не было народу и можно было почувствовать единение с этой паутиной гармонии, пронизывающей сады Сучжоу. Времени на посещение еще одного сада у меня не было, но я и не стремился увидеть больше, так как полученных впечатлений мне хватало. Посему я поехал через весь город на автобусе, который шел до вокзала по улицам, которые я за весь день покрыл пешим ходом.
Без приключений добравшись до Шанхая, я опять оказался на привокзальной площади. Ничего не изменилось. Забавное ощущения – на площади куча народу, топла снует туда-сюда, а в то же время чудится, будто время тут застыло на месте. Я спустился в метро и вылез на станции Lujiazhui, что у подножия телебашни, уже в сумерках. Погуляв немного среди небоскребов, я дошел до самого высокого из них – Jin Mao Tower. На последнем этаже этого гигантского сооружения расположена смотровая площадка, и за 100 юаней я полюбовался потрясающим видом на вечерний Шанхай, тонущий в мириадах неоновых огней. Впечатление портили только попрошайки, тусовавшиеся у входа в Jin Mao. Это приличного вида мужчины, в самом расцвете сил, но просившие у меня на еду 100 юаней(!). Причем они были не одиноки, за час до этого у телебашни ко мне подошли с такой же просьбой. Это, пожалуй, самый неприятный момент в посещении Шанхая. Но хватит о грустном.
После спуска с вершины небоскреба я посидел немного в вечернем кафе на набережной, противоположной Бунду (через реку Хуангпу), полюбовался на этот самый Бунд, который через реку выглядит гораздо симпатичнее.
24 мая. Shanghai
Целый день в Шанхае – что может быть лучше для такого фаната этого города, как я? Выйдя рано утром из хостела, я был настроен провести этот день на ногах, просто гуляя по городу, возвращаясь в уже знакомые и открывая для себя новые места. Первым делом я снова отправился на Вайтань и посмотрел на колониальную застройку, именуемую Бундом, уже при свете дня, ровно как и на небоскребы Пудуна, возвышающиеся на другом берегу Хуангпу.
Оттуда путь мой лежал в новое для меня место – Старый Город вокруг садов Юйюань. Когда смотришь на Шанхай сверху, Старый Город виден четко – круглое пятно низкоэтажных домов среди многоэтажной застройки. Так оно и есть на самом деле. Но вот окрестности сада Юйюань – это самое отвратительное место во всем Китае, во всяком случае, для меня. Несколько улочек застроены лубочными домами в традиционном стиле, везде продаются сувениры, а в широких проходах кишат толпы туристов. Место насквозь фальшивое. В сам Юйюань я так и не пошел, а пошел в настоящий Старый Город, расположенный дальше к югу, с его подлинными домами, подлинными людьми и подлинными эмоциями. Да, улицы там узки и грязны, но эта грязь в разы чище фальши туристического аттракциона вокруг садов Юйюань.
А потом я пошел во Французский квартал, расположенный вокруг Huaihai Zhonglu. Нет, недаром эта улица производит полное впечатление европейской, ты словно оказывешься в другом городе с теми же самыми машинами. И небоскребы, многоуровневые развязки над головой – все это есть. Посетил я и Народную площадь, днем она хуже, чем вечером, какая-то загазованная, голая и неуютная. Темнота же накрывает ее своим покрывалом, превращая в магическое место.
Но это позже, а пока я окольными путями добрался до еще одного скопления небоскребов у станции метро Xujiahui, а оттуда – на север, по узким зеленым улочкам с богатыми особняками и по паркам, мимо западного конца Huaihai Zhonglu, прямо к метро Jingan Temple. Весь район совершенно не типичен для Китая, очень богатый и, видимо, престижный. На улицах то и дело встречаются открытые кафе европейского типа. Прямо как в Париже, например.
Уже стемнело, и надо поесть. Делаю это в прекрасном бразильском ресторане, прямо у метро Jingan Temple, где за 80 юаней вам предложат неограниченное количество свежеиспеченного мяса. Ресторан этот заслуженно популярен среди инострацев, живущих в Шанхае.
Завершающий аккорд моего кольца по городу – извивающаяся улица Nanjing Xilu, столь же яркая и залитая огнями, как ее восточная пешеходная сестра (Nanjing Donglu), но менее людная и более респектабельная. Она снова приводит к Народной площади, сердцу Шанхая. Тут уже два шага до бурлящей Nanjing Donglu, а там и Бунд рядом. И можно посидеть на бордюре, свесив ноги над Хуангпу, и попрощаться с этим вечерним неоновым светом, и снова пообещать телебашне вернуться к ней гости, в Шанхай.
25 мая. Shanghai – Moscow
Еще есть последнее утро, и я собираюсь провернуть свой план – залезть на Oriental Pearl Tower, а потом успеть на самолет Аэрофлота. Меня отговаривали от этой затеи, говорили, что не успею, но я не стал никого слушать. И правильно сделал. Башня открыта для посещения с 8:30 утра, но уже в 8 я был около Jin Mao Tower, фотографировал небоскребы. В последний день погода подарила мне чудесное безоблачное утро. Я отвык от голубого неба, и поэтому меня переполняли эмоции. Так бывает, когда после долгой пасмурной зимы наступает весна.
А в 8:30 я уже был первый в очереди в кассу (очередь, правда, состояла из трех человек, включая меня), и уже через 10 минут я стою на среднем уровне телебашни, смотрю на утренний Шанхай. Несмотря на всю неоновую красоту, этот город мне больше нравится днем. Хотя утро ясное, горизонт скрывает вечная китайская дымка. Я стою и повторяю свое вчерашнее обещание – я вернусь сюда, в этот город, который я полюбил с первого посещения.
Пора спускаться. Последний взгляд, и вот я уже еду в метро, на станцию Longyang Road, где меня ждет современное шанхайское чудо – сверхскоростной монорельс, который доставит меня в аэропорт, и я успею вовремя на самолет. Аттракцион длится меньше 10 минут, и поезд за это время разгоняется до 430 км/ч, на этой скорости все за окном мелькает. Китайцы молодцы, что построили такую вещь.
Регистрация в Пудуне проходит без проблем, и вот я вижу первый кусочек Родины – самолет Аэрофлота, который вскоре, пронеся меня над индустриальными окраинами Шанхая и над низовьями Янцзы, поднимется над облаками и возьмет курс на Москву.
Мое путешествие окончено. Вернусь ли я в Китай? Безусловно, да – меня ждут новые неизведанные уголки этой страны и старые добрые, такие знакомые места. Но это будет нескоро, так как в мире много стран, и они тоже ждут меня.
А в Москве, как раз по прилету, меня ждало отключение света и полный паралич города…