14 июня основатель и бывший глава промышленной группы "Дэу" Ким У Чжун (김우중) вернулся на родину и был немедленно задержан корейскими властями. Его обвиняют в различных финансовых нарушениях, причем суммы, фигурирующие в деле Кима, выражаются десятками триллионов вон. Опальный промышленник прибыл в Корею из Ханоя. По словам Ким У Чжуна, он в последнее время жил в пригороде вьетнамской столицы.
Прокуратура допросит бывшего "олигарха" на предмет его участия в махинациях с финансовой отчетностью в ряде дочерних компаний "Дэу" на общую сумму в 41 триллион вон (около 41 миллиард долларов), в нелегальном получении кредитов размером в 10 триллионов вон, а также в незаконном переводе за границу суммы эквивалентной 20 миллиардам долларов. Наконец, правоохранительные органы Южной Кореи подозревают Ким У Чжуна в даче взяток политикам и официальным лицам. В прокуратуре планируют допрашивать 69-летнего Кима в течение примерно 50 дней.
Основатель "Дэу" уже рассказал следователям, что покинул страну в октябре 1999 года по совету кредиторов и управляющих его промышленной империей. Правда, ему рекомендовали уехать ненадолго, чтобы, как говорит сам Ким, группа "Дэу" смогла спокойно, без его вмешательства провести реструктурирование своего бизнеса, начавшего разваливаться в условиях валютно-финансового кризиса 1997-1998 годов. В итоге же Ким У Чжун провел "в бегах" за границей более пяти с половиной лет. За это время он скрывался от корейского правосудия в Германии, Франции, Судане и во Вьетнаме. Впрочем, "скрывался от правосудия" – это слишком сильно сказано, так как корейские правоохранительные органы не проявляли никакого рвения в поимке беглеца, что само по себе интересно и, вероятно, будет объяснено, когда, как все надеются, вскроются связи корейского "олигарха" с политиками и официальными лицами. Ким У Чжун также фигурировал в списках "Интерпола". Это, однако, не помешало ему путешествовать из страны в страну.
Один из занятных фактов, уже ставших достоянием гласности: Ким У Чжун, как оказалось, не является гражданином Республики Корея. Еще в 1987 году он принял французское подданство. Правда, корейские власти об этом долго не знали, так как Ким о смене гражданства никого не известил. Сам промышленник утверждает, что, во-первых, он пошел на принятие французского гражданства ради расширения своего бизнеса в Европе, а во-вторых, он якобы не знал, что Корея не допускает двойного гражданства и что принятие иностранного подданства означает автоматическое аннулирование корейского. В общем, получается, что в течение многих лет одним из крупнейших "чэболей" руководил иностранец. Ким, к тому же, в свое время возглавлял Корейскую футбольную ассоциацию и Корейскую федерацию промышленников, а эти посты по существующим правилам, да и исходя из здравого смысла, могут занимать только граждане Кореи. По словам Ким У Чжуна, он не знал, что, приняв французское подданство, он перестал быть гражданином Кореи – он думал, у него "двойное гражданство".
"Я вернулся в Корею, чтобы принять на себе ответственность [за содеянное]", – сказал Ким репортерам по прибытии в международный аэропорт "Инчхон". "Я сожалею о том, что случилось с "Дэу"", – добавил он. В письменном заявлении, опубликованном Ким У Чжуном, он также обещал признать свою вину по предъявляемым ему обвинениям. Но виновным он себя считает не во всем. Так, по словам Кима, он не расходовал на личные цели миллиарды долларов, переведенные за границу. На это в прокуратуре, впрочем, отвечают, что сам факт незаконного перевода денег за рубеж, даже если они не были потрачены неподобающим образом, уже является преступлением.
Следователи сообщили, что за время своих разъездов за границей Ким У Чжун потратил около 400 тысяч евро. Но финансовое "алиби" у него есть. В последние три года, например, Ким работал советником во французской компании Lohr, производящий различные транспортные средства. За свои ценные советы бывший "олигарх" получил от этой компании в общей сложности 600 тысяч евро.
15 июня прокуратуре безо всяких проблем удалось получить ордер на арест Ким У Чжуна. Как отметил в своем решении суд, крах "Дэу" повлек за собой большой ущерб национальной экономике, и Ким, скорее всего, получит более серьезное наказание, чем другие – ранее осужденные – управляющие развалившейся промышленной группой. По мнению судей, хотя Ким У Чжун и вернулся добровольно, существует возможность того, что он попытается уничтожить улики или бежать.
Пошли уже слухи и о некоей сделке, заключенной Кимом с руководством страны. Поговаривают, что с учетом слабого здоровья и былых заслуг основатель одного из крупнейших "чэболей" может отделаться сравнительно легким наказанием. К тому же, в Корее нередко бывают президентские амнистии. Последняя случилась не далее как в прошлом месяце – на рождество Будды. Тогда уголовное наказание было снято с целого ряда бизнесменов, в том числе и с проходивших по делу "Дэу".
В заключение скажем еще о том, в чем Ким не раскаивается. В интервью корреспонденту газеты "Чосон ильбо" он заявил, что не считает неправильной свою печально известную ныне в Корее стратегию "глобального менеджмента". По мнению критиков Ким У Чжуна, в его бизнес-стратегии слишком большой упор делался на развивающие страны и страны Восточной Европы. В ответ на это Ким напомнил о той нервозности, которую испытывали по поводу успехов "Дэу" конкуренты из "Тойоты". В свое время, когда "Тойота" занимала лишь 1-2% автомобильного рынка Восточной Европы и Средней Азии, доля "Дэу" там превышала 30%. Ким У Чжун считает, что виновата не стратегия, а отдельные ошибки, которые были допущены корейской компанией – они и привели к нынешнему положению вещей.
По словам Ким У Чжуна, если бы "Дэу" и "Хёндэ" не испытали проблем в конце 1990-х годов, "Корея могла бы превратиться в автомобильную сверхдержаву, производящую 5 миллионов автомобилей в год", и за счет этого достичь показателя ВВП на душу населения, равного 20 тысячам долларов. Ким утверждает, что автомобильная индустрия имела гораздо большее значение для корейской промышленности, чем производство микрочипов, но "люди об этом не знали". Здесь основатель "Дэу" явно намекает на бездумные, с его точки зрения, шаги правительства, насильственно разукрупнявшего "чэболи". Новоявленные самостоятельные компании действительно испытали массу проблем в ходе реструктурирования конгломератов. Автомобильные производства "Дэу", "Ссанъён" и "Самсунга" фактически обанкротились и были скуплены иностранцами. "Киа" подошла к черте банкротства еще раньше и впоследствии была приобретена "Хёндэ" – единственной корейской автокомпанией, более или менее благополучно пережившей кризис и реформы.
Говорит Ким У Чжун: ""Дэу моторс" и "Хёндэ мотор" были настолько сильны в техническом отношении, что, если бы нам удалось "проскочить" кризис, мы получили бы синергетический эффект и внесли вклад в развитие экономики. Теперь же мне остается только извиняться перед народом".
/Евгений Штефан, "Сеульский вестник"/