Я думаю, что как раз "области грамматики и фонетики" и связаны с работой полушарий. Есть такая важная область исследований как изучение разного рода афазий, т.е. нарушений в речевой деятельности, где достигнуты какие-то определенные результаты. Разные повреждения того или иного полушария вызывают афазии разного свойства, в том числе в морфологии, синтаксисе, звукопорождении. Это очень интересно.
В самое последнее время появились сообщения о том, что у Джордж дабл Ю Буша, определенно, некая афазия, поскольку он испытывает затруднения с выражением каких-то определенных смыслов, не может дать четкую дефиницию явлению, ну что-то в этом роде.
В связи с замечанием azuma в его последним постинге относительно языка и хронологии иерогов.
Я совершенный профан в этой теме, потому у меня совершенно дилетантские вопросы. Рождаются ли китайцы с японцами нормальными (как и все прочие люди), и только потом, в ходе многолетнего писания иероглифов у них начинает лучше работать правое полушарие? Если нет (т.е. у китайцев и японцев с рождения более развито правое полушарие), то можем ли мы думать, что употребление иероглифов массой народа способно вызвать "генетические мутации" у их потомков?
Очень важные замечания относительно афазии и работы двух полушарий... Чуть ли не ключевые, знаковые! Чрезвычайно интересны изыскания в этом направлении...
http://lc.narod.ru/master/24.htm "Интересно и очень важно, что эти два способа познания поддерживаются у большинства людей различными полушариями головного мозга, т.е. существует функциональная (и даже морфологическая) асимметрия полушарий. Распределение функций по полушариям отличается у правшей и левшей, но это различие более сложное, чем просто противоположность. Нейрофизиология изучила функции полушарий используя данные о больных с поражением одного из полушарий, нарушением их взаимодействия. Но основной объем данных получен с использованием метода электрошокового торможения деятельности, который позволяет "выключить" заданное полушарие на определенное время как бы "усыпив" его, оставив при этом второе полушарие активно действующим, "бодрствующим". При этом выявились интереснейшие и очень глубокие закономерности, основные из которых приведены ниже в таблице "Функциональная асимметрия полушарий".
Грамотные китайцы, корейцы и японцы (но, конечно, не только они) пользуются одновременно иероглификой – понятийным словесным письмом, в котором каждое значение передается определенным иероглифом, и слоговой азбукой, записывающей звучание слов, но не их смысл. При поражении левого полушария у представителей этих народов страдает слоговое письмо (хиригана и катакана), но совершенно не страдает иероглифика".
Очень интересна приводимая ниже таблица соответствия некоторых базовых дихотомий
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ
№ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
1 Левое, мужское, ян Правое, женское, инь
2 Звуковая оболочка, т.е. звучание слов Содержание, т.е. смысл слов
3 Логическая структура речи Интонация, “выражение” речи, смысл речи
4 Абстрактное Конкретное
5 Знак Значение
6 Синтаксис, грамматика Семантика
7 Вербальное Невербальное
8 Формальное, логическое Наглядное, образное
9 Абстрактно–логическое “Истинное” и “ложное”, формальная “Истинность” Конкретное “Истинное”, практическое соответствие действительности
10 Сознательное критическое мышление, все подвергающее сомнению (действие “цензора”) Подсознание, некритическое восприятие информации “как данного”, внушение
11 Математическое (естественно–научное) Гуманитарное
12 Объект рассматривается как состоящий из частей. Анализ, изучение состава, признаков и свойств объектов Объект рассматривается как нечто целостностное. Изучение сходств и различий объектов
13 Свойства и признаки рассматриваются как “метки”, “указатели” на определенные объекты. Синтез объектов по их свойствам и признакам, распознавание и идентификация объектов Признак (свойство) рассматривается как нечто самостоятельное от объекта (например: “улыбка Чеширского кота”). Изучение смысловых сходств и различий между признаками
14 Фонетическое (звуковое) письмо Иероглифы
15 Текст, числа Пиктограммы, графика
16 Музыкальные ритмы Музыкальные мелодии
17 Звуки высокого тона (женская речь) Звуки низкого тона (мужская речь)
18 Формальный анализ и планирование будущего Эмоциональное переживание настоящего (“здесь и теперь”, вечное “сейчас”)
19 Грамматический порядок слов и знаков в тексте Индивидуальные особенности почерка (аналог интонации)
20 Звуковое чтение “по слогам”, смысл извлекается из слов только после их звукового воспроизведения, хотя бы в форме внутренней речи. Скорость извлечения смысла ограничена скоростью звукового воспроизведения (350–500 слов в минуту) Семантическое чтение по словам – “скорочтение”, слова рассматриваются как иероглифы, непосредственно несущие смысл без необходимости их звукового воспроизведения даже в форме внутренней речи. Скорость чтения не ограничена скоростью внутренней речи и достигает до 20000 слов в минуту.
21 Глагольные предложения, формально–логическое отражение движения Именные предложения, “телеграфный стиль” (Например: “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет.” А.Блок). Движения нет, есть вечное “здесь и сейчас”