3) Каких сюрпризов ожидать? Чему не удивляться?
В дополнение к посту Parker‘а.
Вот что может оказаться неожиданным (по крайней мере, для меня это всегда было сюрпризом) - в купе предусмотрено совсем мало места для багажа. Особенно по сравнению с нашими, и, особенно, - в поездах категории D: багажного отсека над потолком коридора, с доступом из купе - нет, нижние полки не поднимаются. Это значит: чемодан под полку можно запихать только сбоку. Большой чемодан туда не всегда пролазит, приходится ставить под стол. Если их два и больше - то так и будут стоять рядком между полками.
Второе: в поезде у китайцев принято усердно гонять чаи. Для чего в вагоне обязательно предусмотрен бойлер, в каждом купе - термос, а у каждого китайца - термокружка с заворачивающейся крышкой. Но отсюда следует, что самых обычных стаканов у проводников - НЕТ. И, если у вас с собой нет своей посуды - не допроситесь. Нужно позаботиться заранее.
Третье: если среди вас есть люди брезгливые, то пусть заранее настраиваются на то, что почти в любом месте могут обнаружить харчки, плевки, сигаретный дым и разнообразные непривычные запахи. Это не значит, что поезда грязные или прокуренные. Совсем наоборот: по крайней мере, "в рейс" они выходят чистыми и вылизанными. Но, по ходу следования, в тамбурах, туалетах и умывальниках появится всякое. Живущие в Китае давно на это не обращают внимание, приехавшие впервые - могут быть слегка шокированы. Если заранее примете это как данность - все будет в порядке. Если будете тратить слишком много сил на рефлексию по этому поводу - то это напрасно и бесполезно.
... Еще одно. Ночных переездов на поезде у вас много. Это разумно, поскольку экономит дневное время и деньги на гостиницу. Но может оказаться "жестковато". Жестковато - в тех случаях, если поезд прибывает на станцию назначения в какое-нибудь дурацкое время, например - в пять утра. Или - если вы приезжаете в один город утром, а вечером того же дня, так же, на поезде, - уезжаете в следующий пункт назначения. Тогда вам без короткого отдыха в гостинице будет некомфортно. Большинство гостиниц уровня ***, и ниже, предлагают короткий постой - порядка 80-120 юаней за номер на 4-5 часов. Но надо научиться такие гостиницы находить, и отличать. Как вариант, можно обратить внимание на недорогие отели сетей Home Inn, Motel168, Hanting Express - они, как правило, любят прятаться недалеко от вокзалов, или от туристических мест.... Это, на самом деле, - из категории вредных советов, потому что при неправильной организации, на такой "короткий отдых" можно потерять и полдня.
... Далее. "Купе на 6 чел." - это и есть китайский плацкарт, или hard-sleeper. Выглядит, и в самом деле, - как купе, только без дверей, и спальные места там в три яруса. То есть - привычных в России "боковушек" там нет, зато на самой верхней, у нас - багажной, полке - спальные места.
Тут нужно обратить внимание вот на что: в Китае, в целом, довольно безопасно. Кастет или газовый баллончик, и в самом деле, - вредны и бесполезны. Но вот чего-нибудь стырить, что плохо лежит, у большой группы едущих в плацкарте богатеньких иностранных "буратин" - это всегда пожалуйста. Тем более - ночью, когда все спят. Поэтому ценные вещи должны быть под постоянным контролем. Особенно - во сне.
.... Опционально, можно запастись армированными репами, замками или альпинистскими карабинами, со страховочными гайками, - чтобы прификсировать багаж к конструкциям вагона. Но это уже - из области паранойи. Что, впрочем, никому еще не мешало
... Еще в поездах сильно облегчает жизнь так называемый "ключ-вездеход": две трубочки, с четырех-, и трехгранной выемками. Такие есть у каждого проводника. Это тоже, в общем, отчасти - паранойя, но тоже иногда бывает полезным: вскрыть купе проводников, чтобы включить вентиляцию, открыть на стоянке туалет... и тому подобные противоправные вещи.