ну что вы, уважаемый
чай, как правило, собирался на перевалочных базах китайских торговцев в Пекине или Тяньцзине, куда попадал из Ханькоу, Фуцзяня, Кантона и других мест в повозках на мулах. оттуда его доставляли в Чжанцзякоу (или по другому, Калган) - там были ворота в Великой китайской стене. здесь чай перепаковывали для перевозки на верблюдах - дальнейший путь лежал через Гоби, жесткую пустыню, где нужно было не только идти, но и искать ночлег, воду, пищу - одним словом, жить.
дороги редко идут по прямой - это направление не часто бывает самым лучшим и удобным. караваны шли, в основном, в зимний период, это время считалось более удобным для переходов, чем летнее - летом надо было откармливать скот, набираться сил, паковать чай и т.д. некоторые шли ночью, некоторые шли днём - но все шли не более 11-13 часов за раз и проходили за это время в среднем 40 км, максимум 50 км, если ландшафт был сложный - то меньше, иногда меньше 10 км, а если начиналась пурга - то вообще не шли, а ждали её окончания. карт у караванщиков не было - шли по им одним ведомым приметам.
я не знаю, сколько времени занимал путь от Пекина до Калгана - но не долго, неделю -максимум месяц, вряд ли больше - китайские дороги были для того времени хорошими. дальнейший путь от Калгана до Кяхты был под силу только опытному караванщику.
в Кяхте чай перегружался на воловьи повозки и караванщиков-монголов меняли русские мужики. далее путь лежал на Москву и Питер - ещё более длинный, чем от Пекина до Кяхты, и не менее тяжёлый - дорог здесь, в отличие от Китая и Монголии, в то время совсем не было, а о переправах говорить вообще не приходится.
таким образом, очень быстрый караван
доходил до Питера (туда везлось основное количество чая, обозы лишь частично разгружались в Москве) примерно за два года. некоторые чайные караваны достигали финиша лишь через 6 лет
ну, а каторжане шли в обратную сторону, на каторгу в Забайкалье по 10 и более лет.
курьеры и посольства, в силу своих статусов, проходили этот путь быстрее. монгольские курьеры преодолевали путь от Урги до Калгана за 10-12 дней, двигаясь почти непрерывно, постоянно меняясь сами и меняя лошадей. посольство Спафария от Москвы до Пекина добралось чуть менее, чем за полтора года. ещё Пржевальский и т.д. - в общем, сравнить есть с чем. караваны же шли неторопливо - их задача была дойти не быстро - а дойти вообще, не сгинув самим и сохранив товар целым и невредимым, преодолев не только бытовые трудности пути, но также противостоя разбойным нападениям и другим напастям (например, поборы чиновного люда и тогда существовали в населённых пунктах по пути следования).