Храм Белой Лошади в Ляояне считается одним из древнейших в Китае. Китайский монах впервые привез из Индии священные сутры на белой лошади. Отсюда и название.
Из раннего:
Как правило, буддийские храмы возводились и украшались в соответствии с определенными каноническими правилами. Поэтому в их планировке и внутреннем убранстве имеется так много общего, что при первом знакомстве все они кажутся одинаковыми, хотя это и не так.
Буддийский храм обычно разделен на несколько дворов, расположенных друг за другом по одной оси, либо по двум-трем параллельным осям. Эти дворы сообщаются между собой через проходные павильоны и небольшие ворота. Главная ось храма всегда ориентирована с юга на север. Предпочтительным было его расположение на склоне горы, так чтобы каждый последующий двор с постройками располагался несколько выше предыдущего. Таким образом, движение вглубь храма ассоциируется у верующих с восхождением на легендарную гору Сумеру, населенную буддийскими святыми.
Обычно открывает храмовый ансамбль величественная деревянная или каменная арка. За ней находится главный вход, называемый шаньмэнь, т.е. "Горные ворота". Чаще всего он представляет собой массивное каменное здание со сквозным арочным проходом, перекрываемым на ночь прочными деревянными дверями. Перед входом нередко устанавливалась пара каменных львов.
Внутри ворот, справа и слева, восседают две большие фигуры, заносящие над головами посетителей меч и копье. Их лица с вытаращенными глазами и оскаленными зубами выражают буйную ярость, призванную испугать и остановить любого злоумышленника. Эти богатыри широко известны под прозвищами Хэн и Ха. Оба они упоминаются в древних сказаниях как легендарные герои: настоящее имя Хэна - Чжэнлунь, он был способен издавать носом звук, подобный колокольному звону, и излучал два пучка белого света, вытягивавшего из человека душу; Ха звали Чэньци, он мог выдувать изо рта желтый воздух, загонявший душу человека в пятки. Со временем Хэн и Ха стали считаться хранителями ворот храма. Обычно эти фигуры лепились из глины на деревянном каркасе, а после высыхания покрывались красками. Из этих же материалов изготовлено немало других крупных изваяний любого храма. Хотя среди них встречаются и бронзовые, и железные, и деревянные. Этих стражей ворот также называли Цзиньганлиши (Богатыри, твердые как алмаз).
А вот и иллюстрация: Зал небесных владык Северной ступы в Шэньяне.