На мой взгляд есть серьёзная методологическая ошибка в оценке тайных обществ-отождествление их с народной религией.
Моежт быть. Я ведь с самого начала сказал, что не религиовед и что Унгерном не интересуюсь, но... Некоторые не умеющие читать и слушать.... В общем, о грустном не стоит.
А в чем Ваше отрицание такого похода? Смолин видит в идеологах таких сект выходцев из крестьянской среды, понятных и доступных пониманию рядового труженика. Самый интересный случай - Фан Ла, бывший владельцем плантации лаковых деревьев, а по совместительсту - писцом в общине и лидером секты "Минцзяо" в 1121-1122 годах.
С моей точки зрения, начиная где-то с Юань в Китае сложилась тройная религиозная система -официально поддерживаемые секты, тайные религии, народная религия (система местных храмов.
А не раньше? Вроде бы, манихейские секты уже при Танах запретили.
После того,как начиная с Мин, все даосские секты были формально объединены в две большия секты-全真教 и 正一道 создание новых сект было вытеснено за пределы "официальной религии" Это было одной из причин развития тайных религий в это время.
А еще Чжу Юаньчжан приказал истребить все, что напоминало о "Минцзяо". Высказывалось мнение (кажется, Боровковой), чтобы не было контаминаций названия династии с названием секты, под знаменами которой он повоевал в свое время.
По поводу же боксёров... Я не очень знаком с этим вопросом, но мне не кажется, что будет справедливым относить все зверства на их счёт.
К сожалению, слишком большая их часть была сотворена именно членами союза Ихэтуань.
Во-первых, иностранцев время от время порезывали и без всяких сект. Первое, что приходит в голову -знаменитый инциндент в Тяньцзине в 1870 (?) году, когда в ответ на убийство одним талантливым французом полицейского, толпа зарэзала 16 (?) французов. Из них 10 монашек и 3 русских .
Там, если память не изменяет, был след "Больших мечей". Вообще, на Тяньцзиньский инцидент ссылаются обычно как на прецедент ксенофобии в позднецинском Китае, своего рода предтечу Боксерского восстания. Надо посмотреть литературу.
Во-вторых, даже в период боксёрского восстания в зверствах принимали участие вполне официальные губернаторы.
Это на Севере, где собственно ихэтуаней было мало. Там все началось с того, как политический курс Цыси был изменен на конфронтацию с державами. Кошмарная сцена Шэньсийской резни - это не для слабонервных. Достаточно того, что на упрек схваченного французского епископа губернатору в том, что он казнит матерей на глазах у детей и наоборот вызвала "достойную реакцию" - губернатор саблей разрубил ему лицо, а солдаты добили несчастного.
+ просто эффект толпы.
Не без того, но... Корсаков писал, что Ихэтуани сами арестовали на базаре 70 крестьян и объявили, что они являются последователями запрещенной секты "Байляньцзяо". Цинские власти отказались разбирать дело по причине надуманности обвинений. Тогда боксеры казнили их самостоятельно, предварительно одев в шутовские одежды и проведя по городу на показ публике как вредных сектантов. так что боксеры были очень темными людьми. Отсталыми и пропитанными ксенофобией.
Их установка была: "Знаешь иностранный язык - казнить! Пользуешься керосином (европейской материей, бумагой, домашней утварью - нужное вставить) - казнить! Общаешься с христианами - казнить!". Корсаков писал, как лди тайком выливали керосин, чтобы не попасть под раздачу. А еще они писал, как у него на глазах толпа боксеров подошла к цинскому караулу, охранявшему посольства, и опрокинула на него тент, подрезав веревки. Солдаты побоялись и слова в ответ сказать.