А красивая сказочка-догадочка об отсутствии кары Гао Сяньчжи на том основании, что он не был судим, "а значит и не было проигрыша", легко обьясняется тем, что охваченная мятежем Анрухсана Хуажения уже не могла ни оказать поддержку отдаленным западным гарнизонам, ни покарать за их беспечность. Уйгурская коалиция наступала.
Не забудьте, что погиб Гао Сяньжи (вернее, был казнен) только когда его с войсками отозвали для защиты столицы от войск Ань Лушаня, но выиграть (вместе с военачальником тюркского происхождения Гэшу Ханем) он не смог. Т.е. в 755 г. Да и уйгуров пригласили вполне сознательно (как и тибетцев) - надо же было подавить мятеж, когда лучшие генералы уже изменили или казнены, а их войска или разбежались, или выступают против режима.
Т.е. Таласская битва являлась, по сути, неудачной попыткой Танов вмешаться в местную распрю, которая, хоть и окончилась неудачей, но не привела к катастрофическим последствиям. Да, арабы в союзе с карлуками побили высланный в Фергану отряд Гао Сяньчжи, который сильно рассчитывал на помощь локальных союзников. Но сути дела это не меняет - локальная стычка, которая даже не изменила местопребывания ставки Гао Сяньчжи.
Кляшторный, безусловно, молодец. Мне нравятся его работы по общим и частным вопросам тюркологии. Но вот лирика на тему "Танская армия, неся большие потери, дрогнула и обратилась в бегство. Конвой Гао Сяньчжи с трудом проложил среди охваченных паникой бегущих воинов. Мусульмане и карлуки овладели огромной добычей, а обнаруженные среди пленных китайские ремесленники были доставлены в Самарканд и Ирак, где занялись изготовлением бумаги и шелкоткачеством" совершенно "не катит".
Ведь быть тюркологом вообще (тут ему отказать ни в чем нельзя - он действительно мэтр) и быть тюркологом-полемологом (т.е. изучать военное искусство, вооружение и военную историю тюркских народов) - две очень большие разницы.
Да и про ремесленников и бумагу - это ведь только позднейшее предположение, выданное тут за аксиому. Да и шелк уже к тому времени научились в Византии делать - не помню, у Феофилакта Симокатты или Миринея Мирликийского есть сведения о том, как коконы шелкопряда доставили транзитом из Китая через державу Сасанидов в Византию в полом посохе христианского проповедника
Вообще, знаете самое поганое свойство азиатских описаний сражений? В отличие от европейских, в них редко бывает конкретика. Я немало перевел таких описаний - в 95% случаев информации именно о ходе сражения почти нет. Только о результате и участниках.
Поэтому про панику, потери и бегущих воинов - всецело на совести Сергея Григорьевича.
И именно вследствие этого для полного освещения темы, как я уже говорил, надо поднять массу дополнительных сведений, которые помогли бы что-то (но не все) воссоздать. А это - очень сложная работа. Я к ней не готов.