Владимиру:
А это инфо не имеет отношения к Вашему отцу?
В теперь уже далеком 1990 году Краснознаменный Порт-Артурский авиационный полк отмечал свое 50-летие. На большой праздник были приглашены ветераны полка, живущие на территории нашей огромной страны – СССР.
Но приглашавшие по долгу службы немного знали о ветеранах и потому не все были приглашены. Один из ветеранов полка, Даньшин Л.П., ответил письмом на приглашение, где рассказал о себе, о том, что знает, что испытал сам, проходя службу в этом знаменитом авиаполку. Через год после прошедшего юбилея, я, работая в полковой Комнате боевой славы, обратилась к Даньшину Л.П. с письмом, упомянув фамилию моего отца, с которым он прослужил несколько лет.
И вот что было в ответе:
«Ну как Вас не помнить, если родилась и росла у нас на глазах. Я и сейчас прекрасно помню твое лицо». С этого письма и началась моя практическая музейная работа, в том числе и работа с ветеранами. Мне неудивительно их доброе, уважительное, деликатное и поотечески доверительное отношение. Это дало мне основание считать их всех отцами.
Многие из тех, кто сейчас живет далеко от Приморья, но принимал участие в жизни полка, помнят, как командира звали уважительно «батя» и когда были дети полка – сыновья и дочери. Уверена, что многие из ветеранов, читая эти строки, будут счастливы, вспоминая прошедшие годы. Первая моя публикация в газете «Время перемен+ТВ» дала такое ощущение. И вот теперь я продолжаю свой исторический рассказ про Краснознаменный Порт-Артурский авиационный полк, несущий свою нелегкую службу близ г. Партизанска, в с. Николаевка.
Приближается славная дата 70-летия полка и моя статья посвящена ей. Год рождения Краснознаменного Порт-Артурского авиационного полка – 1940, 4 декабря, а место рождения – бухта Суходол.
Первые послевоенные годы, вплоть до 1954 г., авиаполк очень активно и напряженно работал, укрепляя обороноспособность огромных территорий Дальнего Востока. Как мы знаем, по результатам войны СССР с Японией нашей стране отошли острова Курильской гряды, которые японцы сейчас называют своими северными территориями. Эти острова у нас теперь на слуху: Итуруп, Уруп, Кунашир, Мацува, Парамушир и др. А такие названия островов как, Шикотан, Сахалин мы связываем с рыбопромысловыми путинами, имеющими большое значение для экономики нашей страны.
Все работы по обустройству, расположенных на островах Курильской гряды, аэродромов проводились специалистами нашего авиаполка. Например, была проведена аэрофотосъемка всех взлетно-посадочных полос на островах. Над этим заданием работали в течение трех месяцев без перерыва, летая на самолетах ПБУ-6А.
В 1954 году полк был перевооружен на самолеты БЕ-6. Это гидросамолет, то есть самолет, приспособленный для взлета с воды и посадки на водную поверхность. БЕ-6 – это летающая лодка. Описать внешний вид этого самолета непросто. Когда самолет находится на воде, то он похож на большую, уснувшую птицу с раскинутыми крыльями, на которых поплавки, как маленькие лодочки, касаются воды. Как только самолет оживает, начинают работать двигатели и вращаться винты, начинается движение, разбег по воде и самолет взлетает в воздух, как бы отклеиваясь от воды и уходя вдоль моря в небо, то он уже становится похожим на парящую птицу.
Летный экипаж состоит из 8 человек. Это – два пилота (командир корабля и помощник – правый пилот), штурман, борт-техник, радист, оператор и два стрелка. Рабочих мест у стрелков – три. Самолет вооружен пушками НР-23. Кроме летного экипажа за самолетом закреплен наземный экипаж: техник и механик. Вообще, с прибытием самолета БЕ-6 в полк, в гарнизоне прибавилось людей. Авиационный гарнизон – это единый организм, в котором все работают на авиаполк и все подчинено одной задаче – самолеты должны летать. Обеспечивают решение этой задачи и другие воинские части, но все они работают, как единый механизм, руководимый командиром полка.
В авиагарнизоне обязательно есть авиационно-техническая база – АТБ и в ней имеются все необходимые службы: продовольственная, вещевая, техническая, боепитание, автоподразделение, плавсредства (катера, шлюпки и водолазы). Когда полк еще находился в Суходоле, то связь обеспечивала самостоятельная воинская часть, бывшая единым боевым организмом самого авиаполка. И ветераны таких воинских частей так же считаются ветеранами нашего полка.
Например, Виктор Иванович Анашко пришел в связь молодым лейтенантом, прослужил там долгие годы. Затем уже полковником продолжил службу на высокой должности в штабе авиации ТОФ и затем ушел в отставку, но считается нашим, полковым ветераном. Он с большим интересом и удовольствием воспринял первую публикацию по истории своего полка. Так что поздравлением с 70-летием полка будет с полным правом адресовано и ему.
Существование авиационного гарнизона, подобное единому организму, невозможно организовать по-другому. Самолеты БЕ-6 с юга СССР, из г. Поти. 18 самолетов поступили в течение трех месяцев – с 29 июля по 18 сентября 1954 года. Перегонка самолетов производилась группой летного состава ВВС Черноморского флота помаршруту – Поти – Владивосток – Суходол.
Маршрут следования включал в себя 33 населенных пункта. Главные особенности самолета были в том, что он мог осуществлять взлет и посадку только с воды и на воду. В результате перегон всех самолетов прошел безаварийным. 12 июля 1957 года черноморские летчики перегнали еще два самолета БЕ-6, а 10 сентября 1957 года в Суходол прибыли еще четыре таких же самолета, находившиеся на о. Сахалин в районе озера Чибисанское. Эти самолеты перегоняли наши, суходольские экипажи, где командирами были: майор Трофимов, капитан Соколов, старший лейтенант Находнов, старший лейтенант Фатьянов. К концу лета 1960 года авиаполк был полностью готов к службе на гидросамолетах БЕ-6. 26 августа 1960 года полк был переименован в отдельный дальнего действия авиационный Порт-Артурский Краснознаменный противолодочный полк.
Одновременно с переоснащением нашего полка самолетами БЕ-6 такими же самолетами вооружалась армия Китая. В 1956 году наши летчики перегнали 6 самолетов БЕ-6 в КНР. Туда же была направлена группа летного и технического состава из нашего полка для оказания военным этой страны помощи в освоении гидросамолетов. В китайской командировке они находились один год. В составе командированных были: Манышев В.Н. (в настоящее время проживает в с. Николаевка) и Левхин Ю.Т., который мне много рассказывал о рабочих и внерабочих отношениях с китайцами. Китайцы обращались к нашим офицерам по фамилиям, добавляя окончание «шин»: Манышев – шин, Левхин – шин и т.д. Возможно, это что-то уважительное. Китайцы были хорошими, способными учениками, а Левхина Ю.Т. можно смело признать талантливым учителем. Он был в полку начальником группы «Радио» в техникоэксплуатационной части – ТЭЧ. Он очень много всем помогал, обучая, помогая и в профессии, и в жизни. Матросы – механики, вспоминая о нем с теплотой и глубоким уважением, почтительно называли «Тиханыч».
Вскоре после командировки в Китай ВВС ТОФ провели совместные учения с ВВС КНР. Это было в июне-июле 1957 года. На этих учении добились первых результатов. Так противолодочники обнаружили подводные лодки «противника» при помощи гидроакустических буев. В результате поиск и уничтожение подводных лодок противника стал основным делом нашего полка. Начались годы боевой учебы искусству обнаружения и обезвреживания подводных лодок противника. Учились постоянно, используя для этого разные гидроаэродромы на о. Сахалин, Камчатке, как на озерах, так и в морских бухтах.
Учеба – это дело монотонное и скучное, писать о ней не так интересно, как о боевых действиях. Не всегда и учеба проходила мирно и спокойно. Вот один из опасных эпизодов. 30 сентября 1960 года на самолете БЕ-6 экипаж капитана Николая Находнова выполнял специальное задание. В составе экипажа было 9 человек: сам командир капитан Находнов Н., помощник – правый летчик лейтенант Петров В., штурман капитан Белоконь О., бортмеханик Бессонов А., а также два воздушных стрелка, радист, оператор, санинструктор – все пять человек – матросы и сержанты срочной службы. По причине неисправности двигателя самолет произвел вынужденную посадку в открытом море на удалении от береговой черты 280 км при волнении моря в 5-6 баллов (шторм).
При выполнении аварийной посадки в условиях шторма самолет получил повреждения, и через 15 часов затонул. На помощь терпящему бедствие экипажу из Суходола на самолете БЕ-6 вылетел старший лейтенант Александр Лифаненко. Он нашел в штормовом море гибнущий самолет, кружил в воздухе над ним, поддерживая с экипажем радиосвязь, визуально наблюдая его и готовый прийти на помощь. Он кружил до тех пор, пока к месту аварии не подошел эскадренный миноносец «Веский».
Экипаж Н. Находнова подняли на борт миноносца в полном составе, а поврежденный самолет вскоре затонул. Весной следующего года водолазы подняли с него радиооборудование, которое нельзя было оставлять даже на глубине.
Сегодня мы смотрим на те события через огромные расстояния времени, через целую жизнь и понимаем, какие это были сильные, мудрые, скромные и высоконравственные люди. Они пережили тяжелейшее потрясение.
В гарнизоне всё обо всех известно – слишком уж там тесно. Командир экипажа Находнов славился у нас замечательным музыкантом. Он был аккордеонист, каких мало. Он незабываемо играл на своем красивом, бело-зеленом перламутровом аккордеоне. Народ-то в гарнизоне жил в основном молодой, поэтому многие активно занимались игровыми видами спорта на стадионе: баскетболом, волейболом, футболом, а также городками и легкой атлетикой. В Доме офицеров и в матросском клубе готовили концерты художественной самодеятельности. Работали библиотеки и в них всегда было много читателей. Такая напряженная и интересная жизнь обогащала духовно опыт людей, делала их лучше.
О прошедшей войне практически не говорили. Привлекательного и восторженного в ней тогда ничего не находили и восторгов по поводу героического военного прошлого тогда особенно не выражали. Только в 1965 году, в день 20-летия Победы и в нашем гарнизоне, да и по всей стране был объявлен большой праздник.
Первый раз хороший военный парад мы увидели в Суходоле: коленопреклонение, салют из ракетниц на радость детям. На празднике присутствовали те, кто воевал (они еще проходили службу): прославленный летчик Иван Васильевич Щавелев; приехал из Москвы первый комиссар полка Русанов. Тогда в полку были замечательные командиры и их без всякой иронии называли «отцы - командиры».
С 1963 года командиром авиаполка был Евгений Николаевич Сараев и с ним связано очень много хороших воспоминаний. Три основных командира были дружны между собой; было взаимопонимание во взглядах на службу, полеты и саму жизнь: Сараев Е.Н – командир АП, Белоярцев Ю.П. – замполит, Литаврин Д.К. – начальник штаба. Каждое утро за один час до службы эти три командира обходили весь гарнизон, не оставляя без внимания ни один объект. Они как будто принимали в свои руки гарнизон от дежурных служб. Так они делали каждый день. Они внимательно относились ко всему.
Например, когда ранней весной 1966 года ушел из жизни хороший специалист и заслуженный человек Гречухин Г.И. и в момент, когда готовился торжественный салют, то над провожающими появился самолет БЕ-6. Покачивая крыльями, он будто прощался с ушедшим из жизни человеком. Такое было впервые в полку, а пилотировал самолет сам Е.Н. Сараев. Это был первый вылет после зимы и бухта еще не совсем очистилась ото льда. Главное в этом дела было получить разрешение на вылет у Командующего авиацией ТОФ и Сараев его получил.
15 лет Краснознаменный ПортАртурский авиационный полк отлетал на гидросамолетах БЕ-6, научился обнаруживать и обезвреживать подводные лодки и постоянно совершенствовался в этом. Наступило время пересаживаться на более новые самолеты и ими стали БЕ-12 - “амфибии” (на фото). В 1969 году личный состав авиаполка прошел переобучение на юге нашей страны. Новые самолеты стали поступать в полк в 1969 году, а сам полк был переведен вначале в Новонежино, а затем в Николаевку. Для самолетов БЕ-12, кроме гидроаэродрома, был необходим основной наземный аэродром.
Свой тридцатый день рождения полк отмечал уже в Николаевке в 1970 году. Этот период был трудным и напряженным: поступала новая техника, а перегон самолетов из завода - изготовителя совершали свои экипажи. Вот так учились летать на новых самолета, учились их обслуживать. В то время в Николаевке находились и другие авиаполки, а наш, в глаза, и за глаза, называли Суходольским.
В первые годы на новых самолетах летали много, проводились масштабные учения. Так состязательные поиски подводных лодок проводили ежегодно. В том числе, на приз Главнокомандующего ВМФ в 1970 году, 1971, 1972 и три раза подряд полк завоевывал первые места. За это приз Главнокомандующего ВМФ передан на вечное хранение Тихоокеанскому Флоту. Кроме серьезных дел были и курьезы.
23 мая 1973 года во время подготовки к полетам в Николаевке в самолет БЕ-12 забрались два мальчика лет по двенадцать из Партизанска и спрятались в нем. Минут через 30 от начала полета штурмана самолета Власова Б.Г. кто-то похлопал по плечу. Обернувшись он с ужасом увидел в кабине самолета двух мальчишек. Дело в том, что во время полета все члены экипажа надевают защитные шлемы, а у мальчишек их, понятное дело, не было. На большой высоте в негерметичном отсеке им стало очень тяжело, вот они и вышли к экипажу.
Штурман передал командиру Сафронову В.И. записку: «Командир, в самолете пацаны». Доложили руководителю полетов об «воздушных зайцах» и самолет вернули на базу. Только посадить самолет, под завязку заправленный топливом для дальнего полета, не представлялось возможным и пришлось на ходу сливать 6,5 тонн горючего. Был причинен серьезный материальный ущерб, но дети остались живы, хоты все могло закончиться гораздо трагичней.
Далее в своем рассказе хочу отдать дань уважения штурманам. Штурман в летном деле – ключевая фигура. Именно он осуществляет судовождение, составляет маршрут полета, делает массу расчетов. В противолодочном деле штурман – основная фигура и летчики это не отрицают.
Я назову лишь некоторые имена известных «суходольских» штурманов: Саркисьянс Н.К., Ересковский В.Ф., Малахов И.И., Ятманов Н.И., Воробьев В.И., Лаврентьев Н.М. (преподаватель военно-морской академии в Санкт-Петербурге, профессор, доктор технических наук, полковник). Далее в ряду со своими старшими учителями заслуженно стоят штурманы-противолодочники Власов Б.Г., Соболев В.А., Коротнев В., Осадчий В.В., Фомичев С. Наш Порт-артурский полк традиционно силен своими штурманами. Замечательные люди и специалисты, они через долгие годы пронесли свою приверженность к профессии - штурманскому делу.
В любой воинской части за время службы происходят разные нештатные ситуации. Были таковые и в нашем авиаполку. В то время командиром полка был Василий Максимович Глущенко. Во время тренировочных ночных полетов произошла удивительная посадка самолета БЕ-12 без шасси, на «брюхо». Когда самолет готовится к взлету, посадке или другим действиям, то все члены экипажа выполняют свои обязанности - читают карту. Помощник командира корабля Старков С. читает по карте “шасси выпущены”, но не посмотрел в форточку (есть такая у него) и не убедился в том, что это действительно произошло. Командир уверенно садит самолет на взлетно-посадочную полосу и плотнее прижимает его к бетону, чтобы он не прыгал на неровностях. А значит и средства объективного контроля показали перегрузку.
Полеты были ночные и по рассказу очевидцев, этот самолет, как ракета, со скрежетом и пламенем понесся по полосе. Два мощных двигателя протащили тяжелый самолет по бетону до полной остановки. Возникла тяжелая ситуация: весь экипаж живой, но взлетно-посадочная полоса занята, самолет-то не сдвинуть с места, а в воздухе кружат другие самолеты, ожидая своей посадки. В результате один из этих самолетов произвел посадку прямо на грунт, рядом с бетонкой (командиром на нем был замечательный летчик Анатолий Иванович Бочаров), а остальные самолеты ушли на запасной аэродром в Кневичи.
Впоследствии самолет, севший на «брюхо», отремонтировали, но он больше не летал. Говорят, что снаряд дважды в одну воронку не попадает, однако бывают исключения. Именно со С. Старковым, правым летчиком, это самое и приключилось.
Через несколько лет после описанного происшествия, когда Старков уже стал командиром корабля, его экипаж перегонял с ремонта из г. Таганрог в Николаевку самолет БЕ-12. При заходе на посадку на одном из аэродромов близ г. Чита случилась авария – не выпускалась одна «нога» шасси, а садиться все равно надо. Старков принимает решение: садиться на «брюхо», на грунт, в снег.
Разрешили. Конечно, сознательная посадка без шасси дело трудное, сложное, страшное и произвести ее очень опасно. Но экипаж справился с этой проблемой и Старков посадил самолет с минимальными повреждениями. После этой аварийной посадки на место вызвали наших специалистов – ремонтников из Николаевки во главе с главным инженером авиации ТОФ Машенцевым. В эту группу вошли старшие прапорщики Волков А.П. и Чупахин А.И.
Неисправности успешно устранили и борт № 55 благополучно прибыл в Николаевку. За мужество при аварийной посадке, сохранение самолета и экипажа Старков был награжден Орденом Красной звезды. В ходе боевой подготовки авиаполку приходилось совершать самые разные полеты. Важной частью учебы были полеты с воды и боевое дежурство на гидроаэродроме в бухте Суходол.
До 1982 года полеты с гидроаэродромов проводились по упрощенной схеме: самолеты БЕ-12 взлетали с земли в Николаевке, садились на воду в Суходоле, затем отрабатывали взлет с воды и возвращались в Николаевку. Экипажи, находившиеся в Суходоле, могли менять друг друга.
С 1982 года началось по-настоящему полноценное качественное боевое дежурство в бухте Суходол. Делалось это так: самолет взлетал в Николаевке, садился на воду в Суходоле, а затем, на работающих двигателях, «выходил» на сухопутную стоянку.
Зрелище это было просто удивительное. Только представьте, как самолет садится на воду, подруливает к бетонному спуску, уходящему под воду, становится на шасси и по бетонной дорожке сам поднимается на сушу. Кажется, будто самолет некий самостоятельный, одушевленный гигант, независимый и свободный. На суше выходом из воды и парковкой самолета занимается опытный техник или инженер, который с помощью специальных жестов «дирижирует» самолетом. Я видела, как эту сложную работу выполнял инженер авиаполка Манжуло Л.И.
Впервые выход самолета из воды на сухопутную парковку осуществил командир авиаполка полковник Сергей Дмитриевич Ханахбеев – замечательный летчик, мужественный и очень решительный человек. Он начинал свою службу в полку лейтенантом еще на Суходоле на БЕ-6, успешно окончил в Ленинграде военно-морскую академию. С.Д. Ханахбеев повысил качество учебно-боевой подготовки летчиков. Оценка его работы была высокой – он награжден Орденом «За службу Родине в ВС». Таких орденов у Ханахбеева было два – II и III степени и это награды за боевые дела. И в настоящее время работа Ханахбеева тесно связана с подготовкой летчиков.
Поздравить ветеранов с 70-летием авиаполка можно праздничным текстом, направленным к 50-летию полка Евгением Николаевичем Сараевым – настолько оно актуально:
- Дорогие друзья – однополчане! Вместе с вами, с чувством глубокого удовлетворения, отмечаю славный юбилей одного из старейших полков в авиации ВоенноМорского Флота. Вместе с вами горжусь вашими славными делами, вписанными в историю ВВС Тихоокеанского Флота. На одной из конференций авиации ВМФ некий высокопоставленный офицер, прослушав доклады авиаторов – противолодочников, заметил, что, по его мнению, искать в океане подводную лодку, все равно, что ловить кита на спиннинг. Учитывая оснащенность в то время противолодочных самолетов, доля правды в той шутке была.
Однако, вопреки всему, лодки мы искали и даже не единожды завоевывали первые призы ГК ВМФ на призовых соревнованиях. Усилиями наших асов и мастеров своего дела на самолетах чуть моложе их первого поколения Краснознаменный Порт-Артурский занял достойное место в авиации ВМФ. Не сомневаюсь, верю, что традиции ваших старших товарищей вы не только не утратили, но и значительно приумножили. Примите наши искренние поздравления и пожелания успехов в вашей многотрудной службе; здоровья вам и вашим семьям. С уважением бывший командир Краснознаменного Порт-Артурского полка, заслуженный военный летчик СССР, полковник в отставке
Е.Н. Сараев.
После 1993-1994 гг. в состав авиаполка влились другие авиаподразделения и техника пришла другая. За последние годы наиболее известной работой авиаполка, освещенной в СМИ, являлась охрана мирного судоходства в Аденском заливе. На авианесущих кораблях несут боевое дежурство вертолеты, входящие в состав Порт-Артурского полка. Работой экипажей вертолетов по праву можно гордиться. Не могу отметить всех воинов, но одного назвать хочу. Это полковник Игорь Шлыков – настоящий боевой офицер и достойный представитель Порт-Артурского авиаполка.
С начала 80-х годов в г. Москве создан Совет ветеранов Краснознаменного Порт-артурского авиационного полка. Каждый год 9 мая по приглашениям – извещениям и без них собираются ветераны полка на площади Маяковского в столице нашей Родины. Программы встреч всегда интересные и насыщен обмен информацией, беседы, дружеское застолье, фотографирование и т.д.
Задолго до перевода полка в Николаевку, еще в Суходоле, создавалась Комната-музей боевой славы авиационного полка. Вместе с полком все эти годы музей жил, обретал очертания, накопил много информации и разнообразного материала. Только наступили тяжелые времена и для музея. Думаю, что с помощью ветеранов полка в Москве музей обретет новое рождение и читатели этих строк смогут познакомиться с его экспозициями.