Используются материалы форума
http://wolfson.ru/forum/index.phpВ этом топике речь пойдет о городском транспорте. Городской транспорт в Китае удобен, понятен и я горячо рекомендую его использовать.
ТаксиПару слов сказать об этом средстве передвижения стоит. Такси в Китае недорогое, при посадке вы платите фиксированный тариф (не более 10 юаней), за эти деньги вы проезжаете значительное расстояние, после чего за каждый километр (могу ошибаться) доплачиваете фиксированную сумму (обычно указана на боковом стекле). Ночью и за городом дороже.
Wolfson пишет:
"Уже неоднакратно писалось: при поездке хотя бы вдвоём стоимость такси оказывается вполне сопоставима с Спб-ской маршруткой (15 руб.).
Здесь можно ознакомиться с шанхайскими fares:
http://home.wangjianshuo.com/archives/20031204_typical_taxi_fares_in_shanghai.htm http://www.shairport.com/en/airline02_b.jsp Вот кое-что о пекинском такси
http://www.chinese-forums.com/bj/taxis.html Итак, свободного рынка извоза не существует; никто "не ловит" тачку и никто ночами не подрабатывает; для занятия извозом необходима лицензия.
С одной стороны, допуск к работе только лицензированных таксометров — это хорошо. Никаких разговоров, гнилого заряжалова, безопасность для пассажиров. Таксист включает зажигание, и на дисплее появляется цифра 10 (или 13 после 23.00). Которая начинает увеличиваться после того, как вы проедете 3 км.
Таксист просто выполняет свою работу — он отделён решёткой или стекляной перегородкой от пассажиров. С другой — невозможность остановить любую машину может запросто иметь роковые последствия. Например, в часы пик поймать такси совсем непросто. Я едва не опоздал в Нанкине на свой поезд, все проезжавшие такси были заняты. Другая проблема — это склонность китайского ГАИ отгораживать длиннющими рядами заборов проезжую часть от тротуаров, что означает и запрет на парковку, и запрет на переход. В этом случае смело сигайте в маленькие сойки, таксисты там тоже рыщут в поисках клиентов.
Общение с таксистом сведено к сугубо утилитарному обмену информацией. Как правило, надо просто дать ему визитку гостиницы или ресторана и т. п., а потом протянуть ему деньги.
Бывают ли попытки не включать метр? Нет, но бывают попытки найти лоха, уговорить фаранга возле турмест заплатить заранее оговоренную цену (пускаются в ход обычные приёмы — автобусов нет (враньё), иначе ты не уедешь, и т.п. Но это всё же редкость.
В Сужоу я вовремя не среагировал, когда таксист, которому велено было ехать через центр от вокзала к речной пристани, взял объездную дорогу: в результате счётчик показал 30 юаней вместо реальных 18-ти, которых стоит этот маршрут.
Однако в условиях донельзя плотного траффика таких городов как Нанкин, Шанхай и Пекин маловероятно, чтобы таксист решился бы ехать кругами, ибо это дорого бы обошлось не только пассажиру, но и ему (с точки зрения потерь времени)."
Hedinsei пишет:
"Еще немного о такси:
- стартовая цена варьирует от 10 юаней в Шанхае и Пекине до 5-6 в городах типа Сианя и Ханчжоу-
- самые дорогие такси в Шанхае - в десятку включено 3 км, потом по 2 юаня за км
- в Пекине есть такси по 2, 1.6 и 1.2 юаня за км (отличаются размерами и новизной машин). При этом в стартовую десятку у них включено разное количество км (чем дороже, тем меньше)
- с 23:00 до 6:00 наценка 30%
- из аэропортов такси стоит еще дороже - на поездки дальше 15 км (кажется) идет наценка едва ли не 50%
- тариф высвечивается на счетчике, а если нет - то надо требовать нарисовать. В Сиане из аэропорта днем при наклеенном на машине 1.3 реально такси ехало (по счетчику) за 2.9! При 40 км до города разница получается очень существенная
Ну и наконец по поводу езды кругами. Ченду, поздний вечер, мы прилетели из Шанхая. Особых сил искать, ходят ли автобусы, нет. Берем такси, показываем бумажку отеля (да, кстати, если у вас нет китайского названия нужного вам места или карты с иероглифами, то ловить в прямом и переносносном смысле нечего). Он едет и едет, на счетчике уже за 20 км, а в инфе от отеля написано, что от аэропорта ехать ровно 20. Мы начинаем жестами возмущаться, он также жестами показывает что-то вроде "Командир, Ленинградку ремонтируют, поэтому до Ленинградского вокзала от Ярославского так долго ехать". Приехали к гостинице, отдали денег за 30 км - а что сделаешь, цифра на счетчике. Вытащили сумки. Подхожу к его машине и начинаю демонстративно переписывать его номер. Он подбегает, я снова показываю в инфу от отеля про 20 км и на его счетчик - и он возвращает мне разницу в деньгах "
МетроРекомендуемый ресурс -
http://www.urbanrail.net/as/asia.htmШанхай В настоящий момент в Шанхае четыре линии метро, две из которых подземные, а еще две представляют собой light rail - бывшая ж/д ветка, перепрофилированная в метро, причем на приличном проятжении эти две ветки совпадают, плюс ветка в пригород (что-то вроде легкого метро в Москве). Последняя находится совсем на окраине и интереса для путешественника не представляет. Ведется активное строительство еще нескольких веток. Кроме этого, в Шанхае есть скоростная монорельсовая дорога, идущая в аэропорт Пудун.
Перспективная схема -
http://urbanrail.net/as/shan/shanghai-map-2006.gif Метро исключительно функционально. Объявления и названия дублируются латиницей, на каждой станции есть стенд со схемой окружающего района и расположения выходов, висят экраны, где показывается интервал до следующего поезда. Все это делает навигацию в шанхайском метро элементарной.
Метро действительно способно произвести сильное впечатление на тех, кто в детстве (в зрелости, в старости) увлекался чтением научной фантастики. 23-й век. ЖК мониторы на перронах и в поездах, сами вагоны... можно воспевать всё это, но наша цель — давать информацию о фактах. При том, что на перронах имеется таблица с порядковым перечислением станций (очень удобно то, что она как бы свисает с потоклка и поэтому подъезжаюший поезд не закрывает её), при входе в вестибюль станции, в отличие от нашего метро, нет ориентировки — вот эти станции налево, а вот эти — направо, а такая ориентировка очень важна, потому что иногда надо ещё при сходе с эскалатора решить, следует ли прыгать в подъехавший поезд. Поэтому сразу смотрите на ту самую таблицу, что идёт вдоль перрона.
Особо отмечу то, что если даже москвичу показались невыносимо долгими переходы между линиями, то что говорить о петербуржце.
В системе можно выделить два недостатка: во-первых, интервалы (по сравнению с московскими) значительны (особенно на наземных ветках), но это терпимо, во-вторых - ну очень длинные переходы между линиями.
Система оплаты также проста. На каждой станции стоит автомат по продаже разовых билетов. Надо тупо ткнуть в станцию назначения и оплатить требуемую сумму. Внимание! Оплата производится только монетами по один юаней. Сумма составляет от 2 до 6 юаней в зависимости от дальности поездки. Однако в реальности вы вряд ли заплатите больше 3 юаней за поездку. Кстати, эти монеты (1 юань) широко распространены в Шанхае, в то время как в глубинке они очень редки, там ходят банкноты по 1 юаню.
Можно оплачивать не в автомате, а в кассе. Это если монет нету. Автомат (или кассир) выдадут вам билет, который пропускается через турникет, как в Москве. Однако билет надо сохранить, так как на выходе тоже будет турникет.
Пересадка между линиями 1 и 2 бесплатна. Наземка представляет собой как бы отдельную систему с отдельной оплатой. Сумма также зависит от длины поездки, но, если я не ошибаюсь, не меньше 3 юаней. Ветки открытого метро не вполне кооптированы в общую систему — за переход с них на другие ветки придётся покупать новый билет (2 юаня, около 7 рублей).
Особо стоит обратить внимание, что метро работает примерно до 11 вечера, а с некоторых станций послдений поезд уходит еще раньше.
Johnko предоставил нам расписание на конец 2004 года:
Метро - лучшее средство передвижения по городу. Самое дешевое и самое быстрое. Не вздумайте ехать на такси от Oriental Pearl Tower через реку (в Старый Город, например) - в туннеле всегда пробки. Сядьте на метро, там пробок не будет. Вообще метро исключительно полезно для туриста - есть станции рядом с вокзалом и ключевыми достопримечательностями. Исключением будет, пожалуй, являться лишь Старый Город, но он, не забудем, находится в пешей доступности от Nanjing DongLu и Huaihai ZhongLu.
Скоростная монорельсовая дорога - Maglev - соединяет аэропорт Пудун со станцией метро Long Yang Road (предпоследняя на зеленой ветке). Работает с 7:00 до 21:00, интервал 15 минут. В пути 7-8 минут, разгон до 431 км/ч (с 7:00 до 8:30 и с 17:30 до 21:00 - до 300 км/ч). Стоимость - 50 юаней в один конец, 80 юаней в оба конца. Стоимость составит 40 юаней, если вы едете в аэропорт и у вас есть билет на рейс в этот день.
О поезде можно почитать здесь
http://www.shairport.com/en/airline02_d.jspПекинВ Пекине три ветки метро, одна из них light rail, есть еще легкое метро в пригород. Главное - в Пекине есть кольцевая линия, этого нет (пока нет) в Шанхае.
Схема метро со строящимися линиями -
http://urbanrail.net/as/beij/beijing-map.gif В ближайшее время планируется открыть ветку, идующую из района Храма Неба на юге в район Олимпийской Деревни на севере. Эта линия будет пересекать кольцо на станциях Chongwenmen и Yonghegong.
Метро в Пекине не менее функцинально чем в Шанхае, только вот нет экранов на станциях. Зато на стенде вывешена подробная схема прилегающего района со всеми автобусными остановками, что исключительно удобно. Интервалы примерно соответствуют шанхайским. Схемы, из которой можно понять, налево или направо находится нужный вам перрон, находятся на колоннах в вестибюле.
Система оплаты отличается от Шанхая. На ветках 1 и 2 - 3 юаня вне зависимости от расстояния. Покупать билет нужно в кассе, вам дают маленький талончик, который вы даете бабушке на входе. Никаких турникетов. На выходе контроля нет. На линии 13 (это light rail) отдельная оплата, есть турникеты, стоимость проезда 3 юаня вне зависимости от расстояния. На выходе тоже есть турникеты. Если вы пересаживаетесь с линии 13 на кольцо, то вы можете купить двойной билет за 5 юаней. После того, как билет будет выплюнут турникетом, вы показывете его бабушке на входе в основное метро, и она вас пропускает. Переход между станциями - по улице. По крайней мере, на станции Xizhimen.
Метро работает до 23:30.
Еще одно наблюдение - я был в Пекине со 2 по 7 мая, и станция Qianmen работала не каждый день. Насколько я понял, это было связано с праздниками.
Станции метро есть недалеко от целого ряда достопримечательностей - Гугуна и площади Тяньаньмень (Tiananmen Dong / Tiananmen Xi, Qianmen), торговой улицы Дажалан и вообще района торговли и недорогих гостиниц (Qianmen), пешеходной улицы Ванфудзин (Wangfujin), антикварной улицы Liulichang Jie (Hepingmen), Ламаистским и Конфуцианским храмами (Yonghegong). Также метро есть рядом с центральный вокзалом (Beijingzhan). До Западного вокзала метро не доходит, но можно дойти за 10 минут до станции Junshibowuguan (Beijing Military Museum). Шаттлы в аэропорт уходят (и приходят) от здания CAAC у метро Xidan. Есть и другие маршруты, в частности от метро Dongzhimen, но Xidan это оптимальный вариант. Чтобы добраться до Храма Неба, езжайте на автобусах или на такси от станций метро Qianmen или Chongwenmen. До Летнего Дворца оптимальней всего добираться от Wudakou, Xizhimen или Gongzhufen. До парков за Гугунов (Beihai Park, Jingshan Park) метро не годится. Хутуны находятся к югу от станции Qianmen и к северо-востоку от Гугуна, в районе Барабанной башни (то есть к югу от метро Andingmen).
ТянцзиньМетро Тянцзиня состоит из двух независимых веток. Красная была вновь открыта совсем недавно, после продолжительной реконструкции, и пересекает самый центр города. Оранжевая ведет в портовый пригород Tanggu.
К сожалению, к железнодорожному вокзалу метро не доходит, но тем не менее оно может быть полезно при поездках в центре города.
НанкинСвежепостроенное нанкинское метро очень полезно для путешественника - единственная ветка соединяет оба вокзала и проходит через самый центр города.
УханьУхань состоит из трех больших частей - Hankou, Hanyang и Wuchang. Собственно говоря, несколько десятков лет назад это были отдельные города. Теперь они объединены под именем Wuhan. Однако железнодорожной станции Wuhan нет, а есть одноименные с основными районами. Об эом следует помнить при покупке билетов. Линия уханьского метро (вернее, монорельса) недлинна и проходит исключительно по центру Ханькоу, не пересекая реку Янцзы и не подходя ни к одному вокзалу. Посему польза этого метро в настоящей ипостаси весьма сомнительна.
ЧунцинВ Чунцине также ровно одна ветка метро. Плата фиксированная - 6 юаней. За эти деньги можно покататься и поглазеть на город, больше никакой пользы от метро для путешественника нет. Ну разве что в 10 минутах ходьбы от станции Niujiaotuo стоит здание CAAC, от которого отправляется автобус в аэропорт. Впрочем, на автобусе ехать до этого места из центра чуть ли не быстрее. Существует грандиозный план по развитию чунцинской системы, думается что тогда она будет более полезна.
Гуанчжоу Метро в этом городе развивается ударными темпами и уже сейчас, очевидно, очень нужно - покрыт центр города и оба вокзала. Более подробное описание метро Гуанчжоу появится, надеюсь, в следующем году, когда автор этих строк посетит сей славный город.
Гонконг / ШеньчжэньПодробное описание систем Гонконга и Шеньчжэня также появится позже, однако нельзя не отметить, судя по всему, огромную важность гонконгского метро. Более того, все путешественники как один отмечают удобство и фукциональность местной подземки.
Материал про автобусы появится через некоторое время...
Ждем ваших дополнений!