В свое время мне посчастливилось поработать на заводе VW в Чанчуне, а сейчас мой хороший знакомый работает на их заводе в Шанхае. Могу сказать, что далось все это немцам ОГРОМНОЙ кровью. Конфликты с китайцами, стоны, ругань, ужастное качество работы китайцев, вмешательство партии во все вопросы - все это (по крайней мере в мое время) норма дня. Немцы заплатили за то, что имеют сейчас такую цену, что я, честно говоря, даже не знаю, когда они все это "отобьют" обратно. Дело в том, что они подготовили почву и вырастили многих специалистов - однако в Китае нет понятия loyalty к компании, особенно к иностранной. Поэтому, все их спецы будут уходить к другим....
В общем, я думаю, что удалось немцам продержаться здесь только потому, что ими командовал человек, который тут не жил и не работал с китайцами. То есть, чувак в Германии сказал "арбайтен", и немцы, по своей привычной послушности, и работали скрипя зубами. А если бы решал кто-то, кто поработал с китайцами один месяц в Китае, он бы уже давно сказал "сворачиваемся".
Кстати, Фольксваген был первой иностранной фирмой, которая привезла в Китай своих психиатров - для экстренной помощи своим сотрудникам.