Республика Корея является одним из немногих государств в Восточной Азии, где христианство занимает сейчас доминирующее положение. Несмотря на свою сравнительно краткую историю, христианство, особенно протестантизм, стало важным составным элементом современной корейской культуры. Экспансия протестантизма продолжается в Корее и в наши дни, и есть основания предполагать, что его влияние будет возрастать и дальше.
Успех корейского протестантизма был вызван рядом факторов. Важно то, что христианство в Корее не воспринималось как религия колонизаторов. Христианство, особенно протестантское, для Кореи в первой половине XX века было религией модернизаторской, принятие христианства служило символом приобщения к новым идеям и ценностям, проникающим с технически развитого Запада.
После восстановления независимости Кореи в 1945 году росту христианства на Юге полуострова способствовал продолжающийся кризис традиционных религий особенно буддизма, который был дискредитирован поддержкой японскими оккупационными властями, а также тем обстоятельством, что к тому времени христианство исповедовало значительная часть новой корейской политической элиты. В Корее в качестве колонизаторов выступали не европейцы, а японцы, которые в качестве своего религиозно-идеологического инструмента пытались использовать буддизм. Поэтому, в отличие от колоний европейских держав, таких как, например, Индонезия, западные миссионеры воспринимались в Корее не как идеологические агенты чуждой и враждебной власти, но, наоборот, как противники колонизаторов, как представители дружественной силы. Вдобавок, практически вся корейская интеллигенция, врачи, профессора, преподаватели, включая и большинство лидеров антияпонского движения за независимость, состояла из людей, получивших образование в христианских протестантских учебных заведениях. Наконец, протестантизм стал восприниматься как идеология передового Запада и (Америки в первую очередь) с их технологиями, которым следовало во всех отношениях подражать. Основная масса корейского клира придерживалась последовательно антикоммунистических взглядов, чему, в частности, способствоспособствовали и гонения на христиан в Северной Корее, и, главное, традиционно крепкие связи корейских христиан-протестантов с Америкой.
Среди южнокорейской экономической и политической элиты доля христиан была очень велика. В 1945 году к власти в стране пришли националисты-модернизаторы, а среди этой группы протестантство уже с самого начала XX века пользовалось огромным влиянием
В целом же, настали временем, когда христианство в Корее превратилось в доминирующую религию не только среди городской интеллигенции, но среди населения страны в целом. В семидесятые и восьмидесятые годы XX в. произошла важная метаморфоза: христианство стало восприниматься как национальная религия. В этом заключается коренное отличие между судьбами христианства в Корее - с одной стороны, и в большинстве стран Азии - с другой.
Современно поколение корейцев воспринимают веру с полной серьезностью, часто ссылаются на Священное писание и сплошь и рядом мотивируют тот или иной свой поступок религиозными предписаниями.
Значительная часть молодых люде по воскресеньям регулярно посещает церковь, многие из них поют в хоре или активно работают в различных церковных организациях. Вообще, для корейских христиан пунктуальное исполнение религиозных предписаний стало частью повседневной жизни. По воскресеньям у протестантских и католических церквей собираются толпы нарядно одетых людей. Посещение воскресной службы - почти обязательная часть жизненного распорядка корейской семьи, равно как и почти исчезнувшая в современной Европе традиция молиться перед трапезой. Показательно, что и за рубежом корейские общины объединяются по преимуществу вокруг церквей. В России, Германии, США и некоторых других странах, именно корейская христианская протестантская церковь становится для местной диаспоры главным центром встреч и контактов, своего рода местным корейским клубом.
В итоге в Корее христианство (в первую очередь - протестантизм) сумело сделать то, чего оно не добилось, пожалуй, больше ни в одной азиатской стране: оно утвердилось в положении ведущей национальной религии. Корейский социолог Ли Чунен замечает, что одна из важнейших теологических идей, пользующаяся особой популярностью среди корейских верующих, заключается в том, что "Корея является центром духовного возрождения "новый Израиль", и именно корейцы “народ, избранный Богом“ послужат инструментом спасения мира".
Христианство является в Корее наиболее активной и влиятельной религией. Во-первых, чем моложе человек, чем больше вероятность того, что он окажется христианином. Если в целом по стране в 1991 г. буддисты составляли 51,2% верующих, а христиане - 45%, то в том же году среди верующих в возрасте от 20 до 29 лет буддистов было 40,2%, а христиан - 56,8%. Во-вторых, чем выше уровень образования и социальный статус корейца, тем, опять-таки, больше вероятность того, что он исповедует христианство. Например, в декабре 1994 г. (более поздних данных у меня нет) из 22 министров кабинета 11 были протестантами, 4 - католиками, 6 - атеистами, и только один - буддистами.
Интересны и результаты опроса, в ходе которого верующим задавали вопрос о том, насколько часто они посещают религиозную службу. Результаты этого обследования говорят сами за себя. Больше половины (54,2%) буддистов посещали религиозные церемонии "раз в год и реже", и только 17,2% всех тех, кто считал себя буддистами, бывали в храмах чаще, чем раз в месяц. С другой стороны, более двух третей христиан (76,1% протестантов и 67,2% католиков) посещали храмы "раз в неделю и чаще".
Количество церквей в корейских городах и поселках поражает. Едва ли можно найти сейчас поселок в сотню домов, в котором бы не было как минимум одной церкви. Кресты, установленные на крышах церквей или зданий, в которых тот или иной приход снимает помещение, бросаются в глаза при самом беглом взгляде на любой корейский город.
Особо впечатляющим выглядит это зрелище ночью, когда кресты светятся красным неоновым пламенем. Удивительна активность христианских проповедников. Человек средних лет, в костюме и галстуке, с Библией в руке, который голосом, перекрывающим грохот колес, призывает всех пассажиров вагона электрички покаяться в грехах и уверовать во Христа - явление столь обычное, что даже несколько удивляешься, когда за целый день, полный поездок на городской электричке, ни разу не столкнешься, ни с одним из таких проповедников.
Численность христиан в Корее быстро растет, в то время как численность сторонников иных, в том числе и традиционных для Кореи религий - уменьшается. Корейские общины в Кореи представлены многочисленными и организационно независимыми друг от друга направлениями и группировками, которые, вдобавок, часто раскалываются из-за религиозных, финансовых или политических разногласий. В большинстве своем корейские протестантские церкви и секты являются ответвлениями тех, или иных американских религиозных течений, но, как правило, обладают организационной независимостью.
Корейское католичество пользуются на государственном уровне заметным влиянием (пожалуй, более серьезным, чем руководители протестантских общин, репутацию которых во многом портят постоянные расколы и скандалы, в том числе и финансовые).
Христианство корейцев, несмотря на внешние проявления набожности, носит ярко выраженные отпечатки принципов конфуцианства в жизни общества. Системы моральных и этических ценностей, регулирующих взаимоотношения людей и побуждающими их быть последователями высшей мудрости, определяющей нормы справедливости, праведности и соответствия человека, какое бы место он не занимал в социально-общественной иерархии. Культура взаимоотношений корейцев выстроенная по вертикали - как совокупность высших норм мудрости и этики, в которой установлена иерархическая субординация ценностей и добродетелей, отражает, пять принципов отношений: императора и подданного, отца и сына, старшего брата и младшего брата, мужа и жены, двух друзей.
Согласно этим принципам - отец должен относится к сыну доброжелательно, а сыновья к отцу – с сыновней почтительностью; старший брат должен относится к младшему с добротой, а младший брат к старшему – с уважением; муж должен относится к жене справедливо, а жена к мужу – услужливо; правитель должен относиться к подданным благожелательно, а подданные к правителю – с верностью.
Конфуцианская этика создала прочные основы взаимоотношений между корейцами. Социальный мир, в соответствии с конфуцианским учением, поделен на четкие структуры: старшие – младшие, хозяин (руководитель) – подчиненный, и т. п. При этом социально - общественно-политическая структура общества также строго иерархична - связи в ней преимущественно вертикальные. Это означает, что отношения между равными (руководитель – руководитель, подчиненный – подчиненный) гораздо менее значимы, чем отношения подчинения (руководитель- подчиненный).