Автор Тема: Российская нефть и развитие ДВ региона  (Прочитано 42516 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Шилин Сергей

  • Основатель
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1281
  • Карма: 31
  • Пол: Мужской
    • Русский клуб в Пекине
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #25 : 21 Ноября 2003 12:17:49 »
Вот прошла статейка в РБК 3 ноября. А я как-то и не заметил. Интересно, прижмут лаоваев на Сахалине?
Цитировать
Кремль угрожает западному капиталу  
 

Ведомство Сергея Степашина раскрывает новые подробности деятельности нефтяных компаний в режиме СРП. Государство теряет слишком много

В пятницу, 31 октября, состоялось заседание коллегии Счетной палаты РФ, где были рассмотрены результаты проверки итогов работы по реализации соглашений о разделе продукции (СРП) по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в налоговых, таможенных органах и в администрации Сахалинской области за 2002 г. и истекший период 2003 г. Основной вывод аудиторов – государство по-прежнему является основным спонсором этих проектов, тогда как отдачи от них до сих пор нет. По данным ведомства, превышение затрат над доходами при реализации проектов составило более 623 млн долл. Целью заявлений Счетной палаты может быть негласное предупреждение нынешним операторам проектов: либо они все-таки приступят к активной добыче нефти, что будет покрывать издержки государства, либо государство приложит все усилия, чтобы изменить доли в проектах в пользу российских нефтяных компаний, дружественных Кремлю.

В материалах, представленных на коллегию Счетной палаты, отмечается, что СРП по проектам «Сахалин-1» (разрабатывают Exxon Mobil, японский консорциум SODECO, индийская ONGC и дочерние компании «Роснефти») и «Сахалин-2» (оператор проекта - Sakhalin Energy, среди акционеров которой Shell и два японских концерна) заключены до вступления в силу закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. и подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. На них не распространяется действие статьи Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговая ставка при добыче нефти из газоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну с учетом поправочного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. В итоге федеральный бюджет за последние 1,5 года недополучил с объема добытой и реализованной нефти 30 млн долл. Возмещаемые же по условиям соглашения иностранным инвесторам затраты по проектам с 1996 г. на 31 июля с.г. составили 4,3 млрд долл. За счет реализации нефти российской стороной покрыто 960,4 млн долл. Таким образом, долг российской стороны по непогашенным возмещаемым затратам превысил 3,3 млрд долл.

Кроме того, сложившаяся же система возврата НДС территориальными органами Федерального казначейства Минфина не позволяет произвести его возмещение в установленные СРП сроки, что приводит к потерям федерального бюджета. На 1 сентября с.г. задолженность России по возврату НДС вместе с начисленными процентами за просрочку составила 67,1 млн долл. До конца текущего года операторами обоих проектов будет предъявлено к возмещению НДС еще около 170 млн долл., что приведет к существенному росту начисленных процентов за несоблюдение установленных СРП сроков. С 1996 г. в бюджеты различных уровней Российской Федерации от реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» поступило 431,9 млн долл., затраты же, включая стоимость реализованной нефти и сумму возмещенного НДС и начисленных пени, составили более 1 млрд долл. На момент проведения проверки затраты превысили поступления на 623,2 млн долл. По итогам обсуждения коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в правительство. Материалы проверки будут использованы для подготовки и представления в Совет Федерации и Госдуму заключения Счетной палаты по докладу правительства об итогах работы по реализации СРП.

Это уже не первый «наезд» Счетной палаты на компании, разрабатывающие месторождения на условиях СРП. В начале лета ведомство г-на Степашина заявило о том, что участки для включения в перечень СРП представлялись в Госдуму (которая утверждает решение о внесении в список) без должного основания: уполномоченные ведомства не аргументировали отнесение ни одного из всех включенных в список СРП нефтегазовых месторождений (81) к категории участков недр, содержащих трудноизвлекаемые запасы. Тогда Счетная палата прогнозировала, что подписание СРП может нанести государству в ближайшее десятилетие ущерб в 4-6 млрд долл. ежегодно. Интересно, что активность Счетной палаты в направлении СРП отдельные наблюдатели связывают с ЮКОСом. «Дискредитация механизма СРП инициирована г-ном Ходорковским, - уверен собеседник RBC daily в комитете Госдумы по природопользованию. – У ЮКОСа достаточно ресурсов, которые удобны для разработки, поэтому они хотели бы, чтобы никаких альтернативных механизмов доступа к месторождениям не было». Действительно, в марте текущего года в ЮКОСе предупреждали, что если СРП станет широко применяться, то российский бюджет за пять лет потеряет 15-20 млрд долл.

Тогда, по словам собеседника RBC daily, нефтяную компанию поддержали в МНС, которое могло утратить контроль над частью поступлений от нефтянки. «Платежи по СРП подпадали под контроль Минприроды, что не устраивало налоговиков, - отмечает он. – МНС даже подготовило некий вызывающий сомнения отчет, где сравнивались выгоды от СРП и обычного налогового режима». Тем не менее заявления Счетной палаты и материалы налоговиков убедили Михаила Касьянова, который поддержал «атаку» на СРП. Весной г-н Касьянов, отметив улучшение инвестиционного климата в России, указал на то, что большинство месторождений должно разрабатываться в обычном налоговом режиме. Очень быстро Госдума и Совет Федерации внесли соответствующие поправки в главу Налогового кодекса о соглашении о разделе продукции, сделав исключение для «Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинского месторождения (в проекте идет скрытая борьба между дружественной Кремлю «Роснефтью» и французской Total), а также для Приразломного, Штокмановского и месторождений Каспия.

Текущие выводы аудиторов еще более резкие: они назвали конкретные цифры ущерба, которые терпит государство при реализации отдельных проектов СРП. Возникновение же убытков связано прежде всего с условиями, на которых подписаны соглашения, и изменить ситуацию пока не представляется возможным. «Это не первая проверка. Так и будет дальше с этими проектами: будут увеличиваться инвестиции, причем на бумаге, государству придется возмещать затраты инвесторов и особых поступлений ожидать не приходится в ближайшем будущем, - сказал RBC daily ведущий специалист Института финансовых исследований Григорий Выгон. - Договора так написаны, что сделать что-то невозможно: не хочет инвестор вкладывать деньги, никто его не сможет заставить сделать это, если он вкладывает непонятно куда (строит пятизвездочные отели на Сахалине), помешать этому опять же нельзя».

Действительно, например, ежегодно с декабря по июнь добыча на сахалинских месторождениях останавливается из-за погодных условий, так как невозможно транспортировать морем добытую нефть. Полгода простоя при сохранении огромных издержек на содержание платформы, персонала очень невыгодно для государства, которое в конечном итоге и будет оплачивать эти затраты. Это далеко не единственный пример. «Накручивать» затраты в проекте иностранцы могут и за счет привлечения зарубежных субподрядчиков с их расценками на услуги: по проекту «Сахалин-1» ограничений на участие иностранных поставщиков нет, в проекте «Сахалин-2» заложена 70% доля российских подрядчиков, однако настолько расплывчато, что это можно легко обходить либо за счет создания российских «дочек», либо за счет выставления негласных условий на тендерах. Например, один из самых крупных контрактов, полученных отечественными предприятиями в процессе реализации СРП «Сахалин-2», - изготовление подставки под основание платформы «Моликпак» на Амурском судостроительном заводе стоимостью более 35,5 млн долл., но значительная часть этих средств (по некоторым оценкам, около 30 млн долл.) была потрачена заводом на приобретение японской стали.

В условиях, когда государство усиливает свою политику в сфере недр, очередной «наезд» на конкретные проекты СРП, отмечает один из аналитиков, «выглядит как предупреждение иностранным операторам, работающим на этих месторождениях». Ведь получается, что, с одной стороны, Россия терпит фактический ущерб от реализации этих проектов, а с другой стороны – мы еще и теряем долю на нефтяном рынке Дальнего Востока, отдавая нефть зарубежным компаниям. В данный момент «как-то повлиять на инвесторов государство не может, тем более что любые спорные вопросы по пересмотру условий соглашений должны рассматриваться в арбитраже – не у нас, где-нибудь в Генпрокуратуре, а, например, в Стокгольме. Выиграть суд у наших чиновников нет никаких шансов», - полагает Григорий Выгон. Однако целью заявлений Счетной палаты может быть негласное предупреждение нынешним операторам проектов: либо они все-таки приступят к активной добыче нефти, что будет покрывать издержки государства, либо государство приложит все усилия, чтобы изменить доли в проектах в пользу российских нефтяных и сервисных компаний, дружественных Кремлю.

Отдел экономики

Михаил Смирнов, 03.11.2003

Оффлайн B M

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1091
  • Карма: 7
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #26 : 30 Декабря 2003 22:51:17 »
Интересная предновогодняя новость про то, как китайцы все-таки купили российской нефтянки. Вообще-то на первый взгляд это сопрягается с планами, проаннонсированными в постинге №21:
Цитировать
Китайцы взяли реванш за «Славнефть»
CNPC приобрела оренбургскую НГК «Стимул»
Китайская нефтегазовая компания CNPC выиграла конкурс на покупку контрольного пакета акций ЗАО «Стимул» – одной из крупнейших по запасам углеводородного сырья компаний восточного Оренбуржья. Сообщение, опубликованное неделю назад в «Ведомостях», сейчас одно за другим стали подтверждать источники информагентств.

Речь идет о 61,8% акций «Стимула», которые ранее принадлежали офшорной компании Victory oil. На балансе ЗАО числится почти 84 млн тонн (более 600 млн барр.) извлекаемых запасов нефти, что во всероссийском масштабе не так уж много, но достаточно, чтобы привлечь внимание неизбалованных изобилием «черного золота» иностранцев. Тем более с учетом запасов газа (и мощностей по переработке его в газовый конденсат, которые имеются у оренбургского предприятия) и относительно невысокой по сравнению с прочими российскими регионами стоимостью извлечения этих запасов нефти и голубого топлива.

Как сообщается, сделка обошлась китайцам примерно в 200 млн долл. Предстоит, правда, еще одобрение сделки, и если что-нибудь еще могло бы ей помешать, то это сопротивление «Газпрома», который имел до недавнего времени свои виды на «Стимул». Однако прошедший 25 декабря совет директоров российского газового монополиста эти претензии в связи с действиями CNPC никак не обозначил. И, похоже, впервые в истории крупный российский сырьевой актив достанется китайской компании. Подчеркнем, компании со 100%-м государственным капиталом.

Между тем прошел ровно год с памятного конкурса по приватизации «Славнефти». Тогда компания CNPC также подавала заявку на покупку 75%-го пакета акций этой компании, на которые претендовали «Сибнефть» и ТНК. Тогда фактически в разгар конкурса народные избранники России вдруг поднялись грудью на защиту «национальных интересов». Госдума подавляющим большинством голосов приняла обращение к правительству РФ, в котором призывала не допускать участвовать в распродаже активов, «имеющих стратегическое значение», иностранные компании с участием госкапитала выше 25%. Депутаты нижней палаты шумели, что в случае со «Славнефтью» контроль за российскими богатствами напрямую перейдет к иностранному государству, что нанесет серьезный удар по национальной безопасности РФ. Под влиянием этих аргументов правительство CNPC в участии в конкурсе фактически отказало. Хотя, как считали аналитики, участие китайцев могло бы подогреть ажиотаж вокруг «Славнефти» и повысить цену за госпакет с 1,86 млрд (за которые компания ушла к Роману Абрамовичу) до 2,5, а то и до 2,8 млрд долл.

Сейчас CNPC, ничуть не изменившая своего государственного статуса, спокойно покупает другую нефтегазовую российскую компанию, и это обстоятельство не озаботило ни депутатов третьей Думы (а слухи о сделке по «Стимулу» ходят с конца лета, могли бы и озаботиться), ни уже собравшихся на первое заседание избранников нового состава нижней палаты. В отсутствие активности пиарщиков Абрамовича куда-то исчезли депутатский патриотический пафос и забота о безопасности России, к богатствам которой, дескать, тянули руки восточные соседи.

Конечно, активы «Стимула» не идут в сравнение с теми, что имеются в распоряжении «Славнефти». Невелика, кажется, угроза безопасности. Однако небольших и средних компаний, подобных оренбургской, в России множество, и при таком прецеденте китайцы смогут рассчитывать на большие успехи: как говорится, с миру по нитке… Кстати, и не только китайцы. В мире достаточно нефтяных компаний с госкапиталом, которые могут заинтересоваться российскими запасами. Не случайно во время сентябрьского визита в Москву наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы представители «пустынного королевства» говорили о сотрудничестве в сфере добычи и переработки сырья. Норвежская Statoil, которая только что получила «добро» на разведку на приграничном с Россией шельфе Баренцева моря, наверняка проявит внимание к расположенным неподалеку ресурсам восточного соседа (потому, что нефтезапасы Северного моря –источник благосостояния королевства – стремительно сокращаются). Между тем крупное Штокмановское и другие месторождения в российском полярном секторе сейчас не разрабатываются по причине необходимости огромных вложений. Пример частной компании BP, купившей ТНК, может вдохновить многих.

Что касается CNPC, то она уже обладает некоторыми немаловажными активами за рубежом, в частности в СНГ, например 15% месторождения Северные Бузачи в западном Казахстане. Проявляют интерес китайцы и к Туркмении и Азербайджану (а также к Африке и другим регионам). Китайская экспансия объяснима: потребности в «черном золоте» КНР растут не по дням, а по часам, в этом году страна вышла на второе место в мире по потреблению нефти, обогнав Японию. Собственные запасы нефти у Китая ограничены, и через несколько лет он будет нуждаться уже не в 3, а в 6-7 млн барр. импортного «черного золота» в день. Отсюда интерес и к проекту трубопровода Ангарск-Дацин, и к поставкам сырья по российским железным дорогам. И, конечно, непосредственно к сырьевым активам РФ. В то же время интерес самой России в отношении этих активов пока, похоже, не определился. То ли она согласна их продавать «за бугор», то ли нет, то ли в каждом конкретном случае все будут решать конкретные обстоятельства и конкретный «пиар».
Алексей Виноградов
« Le style, c'est l'homme même»  Buffon

Оффлайн B M

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1091
  • Карма: 7
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #27 : 22 Марта 2004 23:15:28 »
Продолжаю свою летопись. ЮКОС ушли, Касьянова ушли - совсем китайцы сиротами остались. А на японской улице - праздник. Уже потихоньку готовятся:
Цитировать
РБК. 22.03.2004, Токио 08:46:35.
Япония и Россия договорились о маршруте нефтепровода из Восточной Сибири, который пойдет в российский порт Находка, сообщил Reuters представитель японского правительства, близкий к переговорам. Напомним, что Япония и Китай ранее предлагали альтернативные маршруты нефтепровода, который может стоить от 5 млрд долл. до 8 млрд долл. Япония хотела, чтобы нефтепровод Ангарск-Находка строился с ответвлением на северо-восточный китайский порт Дацин. Китай, в свою очередь, предлагал сначала построить нефтепровод Ангарск-Дацин, а затем остальную часть трубопровода.
"Конечный пункт установлен. Нефтепровод будет точно идти в Находку, и будет иметь ответвление на Дацин", - заявил японский чиновник. Нефтепровод начнется от г.Тайшет, расположенного примерно на 500 км севернее Ангарска.
Напомним, что российская нефтяная монополия "Транснефть" выступала за постройку вместе с Японией нефтепровода к Находке. Однако этот план был поставлен под сомнение после подписания российско-китайской декларации об усилении сотрудничества в нефтегазовой области.
Соглашение между Японией и Россией будет заключено после того, как в Москве закончится пост-выборный период, отметил японский правительственный чиновник, не уточнив дату подписания.
« Le style, c'est l'homme même»  Buffon

Оффлайн groovy_merchant

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 559
  • Карма: 23
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #28 : 23 Марта 2004 00:16:07 »
Почему же только на японской праздник? Там же написано про ответвление на Дацин? Настоящая пьянка идет в Транснефти и будущего оператора - 50 миллионов тонн нефти качать. Это ж... Да это ж...

Нефть на Дацин все равно пойдет, иначе им придется делать реверсную трубу из Даляня. Дороговато будет, пусть лучше русские строят.

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #29 : 23 Марта 2004 17:08:21 »
Цитировать
Япония хотела, чтобы нефтепровод Ангарск-Находка строился с ответвлением на северо-восточный китайский порт Дацин.


Что-то непонятно, что это за порт такой.

Цитировать
Нефтепровод начнется от г.Тайшет, расположенного примерно на 500 км севернее Ангарска.

А вот это уже интересно. Можно рассматривать как намек на совсем новый маршрут нефтепровода вдоль БАМа (севернее Байкала), так как тянуть точно такую же трубу вдоль уже существующей от Тайшета до Ангарска смысла нет.

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #30 : 23 Марта 2004 17:32:29 »
Похоже, это действительно так.
Цитировать
В Иркутске состоится презентация проекта нефтепровода Тайшет-Находка
В ближайшее время в Иркутске состоится презентация проекта строительства нефтепровода Тайшет-Находка, разработкой которого занимается ОАО "АК "Транснефть". Из семи регионов РФ, по территории которых пройдет трубопровод, Иркутская область в настоящее время является единственным регионом, не заключившим с "Транснефтью" соглашение о проектно-изыскательских работах. Об этом сообщили в отделе по связям с общественностью компании.

Декларацию о намерениях строительства нефтепроводной системы ОАО "АК "Транснефть" разработала по поручению правительства РФ, в настоящее время ведется подготовка Обоснования инвестиций. Стоимость проекта оценивается в 10,75 млрд. долларов США.

Проект Тайшет-Находка был разработан компанией после отрицательных заключений МПР относительно проектов трубопровода от города Ангарска (рассматривались два варианта маршрута – Ангарск-Дацин и Ангарск-Находка). В феврале МПР одобрило последний вариант "Транснефти", позволяющий провести трубопровод на большом расстоянии от озера Байкал – 150 км севернее озера. 19 марта МПР распространило официальное сообщение о завершении государственной экспертизы материалов проекта строительства нефтепровода для транспортировки российской нефти в страны АТР. Согласно прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в этом регионе к 2010 году составит более 1,5 млрд. тонн, к 2020 году – 1,9 млрд. тонн, к 2030 году – 2,2 млрд. тонн.

трасса проектируемого нефтепровода пройдет по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. Протяженность проектируемой системы по маршруту Тайшет – Казачинское – Сковородино – Перевозная – 4130 км. трасса характеризуется сложными геологическими, гидрологическими и сейсмическими условиями. На основном ее протяжении предусматривается подземная прокладка трубопровода. На пути имеется около 50 больших и малых рек, десятки автомобильных и железнодорожных дорог.

Основными районами, обеспечивающими ресурсную базу новой нефтепроводной системы, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ в Западной Сибири, а также нефтегазоносные провинции Восточной Сибири, из которых самыми крупными являются Лено-Тунгусская и Хатанго-Вилюйская. Поступление нефти в систему в районе Тайшета и Казачинское с учетом расходов на нужды регионов могут составить 56 млн. тонн в год.

Обслуживание трубопровода предполагается бригадами, входящими в состав линейных эксплуатационных станций, которые расположены на горных участках через 80 - 100 км, на равнинах – через 200 - 250 км. При НПС и у линейных задвижек, где отсутствуют дороги, предусмотрены вертолетные площадки. Проектируются 32 нефтеперекачивающие станции, в том числе 13 с резервуарным парком с суммарным объемом 2670 тыс. куб. м. В состав производственных объектов морского комплекса входят грузовые причалы, в том числе один для танкеров дедвейтом 300 тыс. тонн, причалы портофлота, объекты вспомогательного назначения.

15:07 22.03.2004 ИА "Телеинформ"




Androsov

  • Гость
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #31 : 10 Апреля 2004 13:50:04 »
На данный момент кто является основным экспортером нефти в Японию?
В одном источнике нашел, что ОАЭ и Саудовская Аравия. А вот совсем недавно услышал, что основные поставки нефти обеспечивает Иран.

Оффлайн absolut

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 199
  • Карма: 0
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #32 : 11 Апреля 2004 18:41:37 »
на  сахалине  тоже  добывают  но  какого  то  ощутимого  повышения  кач-ва  жизни   я  не  почуствовал  ...  и  че  то  не  вижу  чтоб  сахалин  начал  развиватса.....
ну  ходят  много  разных   иностранцев....
квартиры  щас  стоят подороже  чем  в  москве  
гостиницы  забиты  ну  вот  и  се....

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Проблема решилась сама собой.
Цитировать
Россия потеряла самый перспективный и самый близкий рынок сбыта нефти и газа – китайский, во всяком случае, на ближайшие десятилетия. Накануне руководители Казахстана и Китая подписали соглашение о строительстве нефтепровода. Параллельно планируется строить и газопровод. России в этом случае предлагают лишь присоединиться. Все проекты транспортировки нефти и газа из России должны были пройти по территории Иркутской области.


Начальный объем перекачки нефти из Казахстана в Китай невелик – всего 200 тыс. баррелей в сутки. В перспективе же мощность трубопровода составит 100 млн. тонн нефти в год. Казахская нефть с Каспия потечет в Китай в обход России, которая потеряет самый перспективный сейчас рынок. По оценке международных экспертов, Поднебесная в ближайшее десятилетие - станет чуть ли не самой энергопотребляемой страной в мире.


Сейчас экспорт нефти из России в Китай осуществляется только по железной дороге. Для этих целей ВСЖД задействовала ветку Байкало-Амурской магистрали. Китайцы не против такого сотрудничества, но справедливо указывают, что железнодорожные перевозки увеличивают цену нефти.


Светлана Батутене, нач. службы по связям с общественностью АНХК: «Транспортировать нефть по железной дороге в 3 раза дороже, чем по нефтепроводу. Причем это напрямую зависит от мировых цен на нефть. По железной дороге выгодно перевозить нефть, если ее стоимость не менее 30 долларов за баррель. Если цена снижается до 18 дол. за баррель, то это предел. В такой ситуации экспортировать нефть по железной дороге становится невыгодно».


Что касается строительства нефтепроводов, то вот уже более трех лет Россия не может определиться где, с кем и куда строить. Последний вариант "Транснефти", по которому трассу планировалось проложить от Тайшета по северу Байкала и до Находки с прицелом на Японию, Правительство одобрило. Правда этот вариант пока не существует даже на бумаге. Кроме того, проект не предусматривает ответвления на Китай, как изначально планировалось. Поднебесной пришлось искать себе нового нефтяного партнера. Казахстан. Приступить к строительству трубы здесь намерены уже в августе этого года. Первую часть трассы планируется запустить в 2006 году.


Правительственный проект России, даже если принять постановление сегодня, будет введен в строй не ранее 2008 года.


Теперь, по оценке аналитиков, России следует в срочном порядке позаботиться о газовом рынке. Шансы прошляпить и эту сферу бизнеса - очень высоки. Пока Россия думает, где строить газовую магистраль, Китай - основной потребитель топлива - ждать не намерен. Уже сейчас в Казахстане приступили к разработке проекта о параллельном строительстве газопровода в Поднебесную.



Оффлайн Шилин Сергей

  • Основатель
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1281
  • Карма: 31
  • Пол: Мужской
    • Русский клуб в Пекине
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #34 : 14 Июля 2004 14:32:05 »
Не все так просто с Казахстаном. Трубу еще построить надо. Построить через Синьцзян, где не все так гладко и в плане рельефа, и в плане политики. С другой стороны, рынок Китая столь большой, что одного Казахстана врят ли хватит. Коме того, поставка казахстанской нефти покроет потребности западнокитайских НПЗ, часть из которых простаивает из-за нехватки сырья, но что-то сомневаюсь я, что эти поставки решат проблему Дацина. А комбинат там большой, и людей, которые могут остаться без работы со всеми вытекающими последствиями не мало.
Вот еще в НГ вышла статья, показывающая проблему решенной:
Цитировать
ЯПОНИЯ НАЧАЛА ОСЛОЖНЯТЬ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Стартовало финансирование «антиюкосовского» нефтепровода в Восточной Сибири
Анна Скорнякова
Япония спешит закрепить за собой российский нефтепровод Тайшет–Находка, оставив Китай с нереализованными договоренностями и туманными перспективами строительства ответвления трубы на Дацин. Японские СМИ сообщили, что Токио предоставит российской трубопроводной компании «Транснефть» 77,6 млн. долл. на проведение исследования проекта Тайшет–Находка. Планируется, что уже к концу текущего месяца исследование закончится, а проектная документация будет завершена в начале 2005 года. Приняв деньги у японской стороны, Россия окончательно остановится на северном маршруте нефтепровода. Эксперты полагают, что это может серьезно осложнить отношения Москвы и Пекина – ведь в рамках существовавших ранее договоренностей о строительстве южного маршрута Ангарск–Дацин китайцы уже потратились на подготовку технико-экономического обоснования своей части трубы.
Напомним, что специалисты «Транснефти» оценивают стоимость строительства восточного нефтепровода в 13 млрд. долл. При этом японская сторона осенью прошлого года заявляла, что готова направить 7 млрд. долл. инвестиций – не только на строительство этой трубы, но и на развитие месторождений Восточной Сибири, на которые она и рассчитана.
Даже если все обещанные деньги действительно будут проинвестированы и направлены только на нефтепровод, России придется найти еще около 6 млрд. долл. – при том, что вся инвестиционная программа «Транснефти» на 2004 год составляет 2 млрд. долл. и далеко не вся будет направлена на восток. Впрочем, у главы «Транснефти» Семена Вайнштока есть частичное решение этой проблемы – он намерен запустить нефтепровод еще до полного окончания его строительства. Построив по тысяче километров с обоих концов предполагаемой трубы, он планирует возить нефть между ними по Байкало-Амурской магистрали. ОАО «РЖД» и «Транснефть» в настоящее время прорабатывают этот вопрос.
Южный маршрут трубы Ангарск–Дацин, который в свое время предлагал ЮКОС, в Москве уже не рассматривается. Когда Минприроды выдало на него отрицательное заключение ввиду близости к Байкалу, переделывать маршрут не стали и полностью переключились на разработку северного маршрута. Однако более выгодный для России с точки зрения диверсификации экспорта, нефтепровод Тайшет–Находка может стать камнем преткновения в российско-китайских отношениях. «Есть признаки того, что Москва намерена нарушить прежнюю договоренность, отдававшую приоритет строительству дацинской ветки нефтепровода в Маньчжурию, и предпочесть прокладку магистрального нефтепровода, которую будут финансировать японцы, – осторожно заключает эксперт Российско-евразийской программы лондонского Королевского института международных отношений Бобо Ло. – Пекин такую возможность предвидел, но если такое решение будет принято, отреагирует крайне негативно. Он уже заявил, что будет рассматривать отсрочку дацинского варианта как подрыв доверия с серьезными последствиями для двусторонних отношений». По мнению эксперта, «разногласия по вопросу об этом нефтепроводе грозят стать самым острым кризисом в отношениях с Китаем после развала Советского Союза. Многие расценят изменение маршрута как фундаментальную переориентацию внешней политики Путина и переход от географического «балансирования» к более определенной стратегической приверженности Западу».
Пекину будет особенно сложно перенести неудачу в отношении дацинского нефтепровода, поскольку это уже не первый провал Поднебесной на российском нефтяном рынке. Напомним, полтора года назад китайской нефтяной корпорации CNPC неожиданно отказали в участии в аукционе по продаже «Славнефти». После этого Пекин не раз заявлял о своей заинтересованности в покупке различных российских нефтяных активов, но вновь безрезультатно. В итоге китайцы стали активно развивать отношения с Казахстаном – сейчас реализуется сразу несколько проектов, направленных на увеличение этой страной экспорта нефти в Поднебесную. Впрочем, в Пекине все еще надеются и на российские поставки черного золота. «Я полагаю, что нет оснований для сомнений или домыслов, будто «российское правительство препятствует развитию сотрудничества», – сказал «НГ» посол КНР в России Лю Гучан. – Во-первых, потому что сотрудничество в нефтегазовой отрасли взаимовыгодно, Китаю нужны нефть и газ, а России нужен рынок, причем китайский рынок – наиболее удобный и стабильный. Во-вторых, руководители и правительство России дали ясные обещания поддерживать двустороннее сотрудничество в нефтегазовой отрасли, включая строительство трубопроводов».
http://www.ng.ru/economics/2004-07-13/1_japan.html

Если это так, то год дружбы молодежи двух стран, а также юбилей дипотношений между нашими странами может быть весьма омрачен. А намечающийся визит ВВП весьма сложен (не зря говорят, что у Путина в Пекине осталась масса нерешенных проблем).
Но с другой стороны так ли это? По информации одного человека, которому я склонен доверять, в настоящий момент около 70% ж/д перевозок по Транссибу приходится на нефть и нефтепродукты. Допустим, что в Находку построят трубу. Что будет в этом случае с теми населенными пунктами, которых кормит железная дорога?
Насколько я могу судить, в Москве на сегодняшний день идет большая битва интересов. И покуда в этой битве кто-то не одержит однозначную победу, говорить о том, что вопрос сам собой решился я бы не рискнул. Такие вопросы сами собой не решаются.

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #35 : 14 Июля 2004 18:33:19 »
Насколько я могу судить, в Москве на сегодняшний день идет большая битва интересов. И покуда в этой битве кто-то не одержит однозначную победу, говорить о том, что вопрос сам собой решился я бы не рискнул. Такие вопросы сами собой не решаются.


Конечно же, с моей стороны эта фраза была большим преувеличением. Однако, мне кажется, что однозначная победа одного из интересов вредна для интересов России в целом.

Цитировать
Не все так просто с Казахстаном. Трубу еще построить надо. Построить через Синьцзян, где не все так гладко и в плане рельефа, и в плане политики.


Так, и сибирскую трубу еще построить надо и рельеф будет не проще, чем в Синьцзяне. Никакого ТЭО для северного проекта еще нет, а когда оно появится, к нему будет очень много вопросов, в частности, от экологов.

Цитировать
А намечающийся визит ВВП весьма сложен (не зря говорят, что у Путина в Пекине осталась масса нерешенных проблем).


А что намечающийся в начале 2005 года визит Путина в Японию будет проще? Кстати, японцы увязывают этот визит с проблемой трубы.

Цитировать
По информации одного человека, которому я склонен доверять, в настоящий момент около 70% ж/д перевозок по Транссибу приходится на нефть и нефтепродукты.


Что-то мне как человеку, часто ожидающему электричку, в эти 70% не слишком верится.

Ну, а по большому счету, чем для России плох вариант с трубой на Находку с ответвлением на Дацин?


Оффлайн Шилин Сергей

  • Основатель
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1281
  • Карма: 31
  • Пол: Мужской
    • Русский клуб в Пекине
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #36 : 14 Июля 2004 20:36:56 »

Так, и сибирскую трубу еще построить надо и рельеф будет не проще, чем в Синьцзяне. Никакого ТЭО для северного проекта еще нет, а когда оно появится, к нему будет очень много вопросов, в частности, от экологов.

Уже есть вопросы и их уже неоднократно задавали


А что намечающийся в начале 2005 года визит Путина в Японию будет проще? Кстати, японцы увязывают этот визит с проблемой трубы.

Пусть лучше мирный договор подпишут.
А с другой стороны странно, трубу японцы хотят себе, а нефтехимическое производство переносят в Китай (волокно, краски и пр.) Кстати, почему бы не в Россию? И сырье тут свое под боком. Ан нет, не хотят. А мы им трубу.


Что-то мне как человеку, часто ожидающему электричку, в эти 70% не слишком верится.

Почему ж, как раз наоборот. Если б эти 70% приходились на электрички...  ;)


Ну, а по большому счету, чем для России плох вариант с трубой на Находку с ответвлением на Дацин?

На мой взгляд ничем. Но мой взгляд не является определяющим в этом вопросе.

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #37 : 15 Июля 2004 10:14:55 »

Уже есть вопросы и их уже неоднократно задавали


Почему ж, как раз наоборот. Если б эти 70% приходились на электрички...  ;)


По проекту Тайшет-Находка (труба идет севернее Байкала) никакой технической документации не существует, и если вопросы и задавались, то только риторические.

Я имел ввиду, что, стоя на платформе, можно составить впечатление о том, что возят.  

Оффлайн B M

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1091
  • Карма: 7
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #38 : 21 Сентября 2004 01:29:53 »
Ну вот, ещё одна подлянка в русско-китайских связях, теперь уже со стороны ЮКОСа, которму нечего терять:
http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/policy/2004/09/19/19163630_bod.shtml
Цитировать
ЮКОС сворачивает экспорт нефти в КНР
НК "ЮКОС" объявил о приостановлении экспорта нефти в Китай. В руководстве ЮКОСа объясняют такое решение тем, что у компании нет средств на оплату транспортных расходов, сообщает АР. Данное решение касается поставок "Китайской национальной нефтяной корпорации". При этом ЮКОС обязался выполнить все условия контракта по экспорту нефти, заключенными с другой китайской компанией "Синопек".
Решение НК "ЮКОС" вызвало удивление у некоторых аналитиков, поскольку в прошлом месяце представители РЖД обещали покрыть расходы компании по экспорту нефти в Китай. Соответствующие гарантии предоставил глава российского правительства Михаил Фрадков.
В настоящее время 73% нефти, поставляемой в Китай, идет из России. В среду премьер-министр Китая Вэнь Цзябао должен приехать в Москву, чтобы договориться о еще больших поставках.
Ранее ЮКОС планировал экспортировать до конца года 7,3 миллиона баррелей нефти для КННК.
19.09.2004

Меня несколько удивляет доля России в 73% в китайском нефтяном импорте. Никто по-быстрому не может перепроверить?
« Le style, c'est l'homme même»  Buffon

Оффлайн Eugenе

  • Основатель
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1954
  • Карма: 24
  • Пол: Мужской
    • Russian Beijing
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #39 : 21 Сентября 2004 04:23:00 »
Меня несколько удивляет доля России в 73% в китайском нефтяном импорте. Никто по-быстрому не может перепроверить?


По быстрому очень просто гугльнуть.

Вот, кажется, откуда взялась цифра в 73%:
http://www.china.org.cn/english/2004/Feb/86322.htm
Цитировать
China imported 5.25 million tons of Russian oil last year, rising 73 percent year-on-year.


Цитировать
With the economy booming, China's oil imports reached an all-time high of 91 million tons last year, a jump of 31 percent year-on-year.

About half of this oil came from the Middle East.


В общем, там на РБК кто-то что-то читал по-диагонали.
Сами мы не местные... http://www.russianbeijing.com

Оффлайн KaiCheng

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1543
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #40 : 25 Октября 2004 16:22:57 »
Ну вот, ещё одна подлянка в русско-китайских связях, теперь уже со стороны ЮКОСа, которму нечего терять


Я тоже слегка удивился этой "подлянке" ... В предыдущем "релизе" ЮКОС писал что-то вроде того что "по фиг нам та труба - мы с РЖД и бочками Китай нефтью зальем, чуток только Манчжурию и Эрлянь ж.д. домкратами оснастим, а бочек у нас - девать некуда". Смысл был приблизительно такой, а ссылку лень искать заново. Знал бы, что на эту дискуссию попаду - припас бы.
Кстати: если трубу тащить "по северам", то в Находку она придет чуть ли не по мередиану. Вопрос: с какого места отворот в Дацин надо делать и насколько это дальше, чем 2400 км от Ангарска?
Kaycheng Sasha

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #41 : 25 Октября 2004 19:32:00 »


Кстати: если трубу тащить "по северам", то в Находку она придет чуть ли не по мередиану. Вопрос: с какого места отворот в Дацин надо делать и насколько это дальше, чем 2400 км от Ангарска?

Вроде бы от Сковородино. Насколько дальше, сказать трудно, так описание точного маршрута северного варианта отсутствует (может быть оно существует?).

Оффлайн KaiCheng

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1543
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #42 : 28 Октября 2004 16:17:28 »
На данный момент Китай с трубой "обнесли". Хотя тому раку на горе еще свистеть да свистеть. . . Вам там в Китае, господа китаисты,  виднее: как из этой сложившейся ситуации российскую пользу извлечь? Россию определим для целей данной дискуссии как средний российский бизнес, где-то между крупным челноком и мелким олигархом.

Кстати, могут китайские товарищи действовать не под дудочку из Пекина? Я ни разу не видел исключений! Свистнут им "старые рельсы" - понеслись, "карбамид" -  давай грузи в белый свет под аккредитив тыщи тонн, - теперь вот "нефть" и "газ" каждый первый китаец готов эшелонами покупать ..  Главное! - никаких других предложений, проектов и затей.
Kaycheng Sasha

Оффлайн B M

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1091
  • Карма: 7
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #43 : 30 Октября 2004 01:10:09 »
На данный момент Китай с трубой "обнесли". Хотя тому раку на горе еще свистеть да свистеть. . .

Ну вот на РБК кое-что упало, кто теперь будет нефть по ж/д возить:
Цитировать
"Транснефть" хочет поставлять нефть в Китай вместо ЮКОСа
Quote.ru 27.10.2004 / Время новостей, 27.10.2004

Поставки нефти ЮКОСа в Китай заместит "Транснефть"
Россия изо всех старается выполнить перед Китаем свои обязательства по поставкам нефти. И хотя ранее сообщалось, что сырье ЮКОСа, которым холдинг расплачивается с "Транснефтью", будет продано на внутреннем рынке, 26 октября глава компании Семен Вайншток неожиданно заявил, что хотел бы видеть покупателем Китай. Правда, реализовать свои планы российским властям будет достаточно трудно — отечественные и западные компании отказываются выступать посредниками в сделке, считая поставки по этому маршруту неэффективными. "Мне хочется продать ее (нефть) в Китай, правление поддержало эту идею", — заявил г-н Вайншток. А глава Федерального энергетического агентства Сергей Оганесян, к которому "Транснефть" обратилась с просьбой подобрать покупателя нефти ЮКОСа, отметил: "Для одобрения оператора не обязательно проводить совет директоров. Это можно решить достаточно быстро". Как известно, в конце сентября глава "Транснефти" сообщил, что ЮКОС, счета которого заморожены судебными приставами, будет расплачиваться за прокачку своего сырья не "живыми" деньгами, а нефтью. Опальный холдинг должен передать государственной компании приблизительно 400 тыс. тонн сырья в месяц, что и сделал в начале октября. Скорее всего, перейти на бартер в "Транснефти" согласились после того, как узнали, что ЮКОС намерен сократить поставки своего сырья в Китай. Нефтяная компания должна была транспортировать в эту страну до конца года 6,4 млн тонн нефти в адрес двух холдингов — Sinopec и CNPC. Однако перед самым визитом китайского премьера Вэнь Дзябао в Москву ЮКОС объявил, что намерен недопоставить CNPC 1 млн тонн нефти, которую должен был прокачать до конца года. Впоследствии свое решение в холдинге объясняли неэффективностью поставок. При этом российские чиновники не переставали повторять, что Россия продолжит поставлять сырье своим китайским партнерам. Так что перед "Транснефтью" была поставлена задача не просто продать полученное от ЮКОСа сырье любому заинтересованному покупателю, а именно "вернуть" CNPC утраченные объемы. Но напрямую российская транспортная компания не может этого сделать — по трубопроводу сырье перевозится только до Ангарска, а затем по железной дороге до границы с Китаем. Так что холдингу пришлось искать посредника для совершения сделки, а позднее к этому процессу подключилось и Агентство по энергетике. Но еще три недели назад появилась информация, что российские компании не хотят перепродавать нефть "Транснефти" в Китай, поскольку считают, что игра не стоит свеч. 26 октября г-н Вайншток сообщил, что швейцарский трейдер Glencore также отклонил это предложение, сочтя маржу незначительной. Эксперты отмечают, что прямые контракты с Китаем и РЖД заключены только у ЮКОСа. Скорее всего, их условия позволяли получать компании выгоду от поставок сырья. Однако при заключении разового контракта налогообложение и транспортная составляющая могут сделать проект нерентабельным. Так что теперь "Транснефти", судя по всему, придется продать нефть ЮКОСа по низкой цене, возможно, даже себе в убыток — ради того, чтобы выполнить обязательства России перед Китаем.

http://www.quote.ru/research/news.shtml?2004/10/27/826774

Вам там в Китае, господа китаисты,  виднее: как из этой сложившейся ситуации российскую пользу извлечь? Россию определим для целей данной дискуссии как средний российский бизнес, где-то между крупным челноком и мелким олигархом.

Кстати, могут китайские товарищи действовать не под дудочку из Пекина? Я ни разу не видел исключений! Свистнут им "старые рельсы" - понеслись, "карбамид" -  давай грузи в белый свет под аккредитив тыщи тонн, - теперь вот "нефть" и "газ" каждый первый китаец готов эшелонами покупать ..  Главное! - никаких других предложений, проектов и затей.

Гы, глядя НЕ из Китая, чтобы они перестали, как раз и нужно быть с другой стороны дудочки ;) Вот тогда придётся дудеть-дудеть и удивлятся: да когда же эти китайцы начнут слушать, что от них хотят, а не разбегаться кто в лес, кто по дрова! :D А если серьёзнее, то да, стадность в китайском бизнесе и готовность к глобальным подходам действительно примечательна, но, ИМХО, и в России так же. Так что если у вас нет реального доступа к нефтепродуктам (пусть даже на уровне котельной или бензоколонки), то и ловить здесь нечего. Всё уже давно поделено на российской стороне.
« Последнее редактирование: 30 Октября 2004 01:42:01 от B_M »
« Le style, c'est l'homme même»  Buffon

Оффлайн KaiCheng

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1543
  • Карма: 76
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #44 : 01 Ноября 2004 16:28:36 »

:D А если серьёзнее, то да, стадность в китайском бизнесе и готовность к глобальным подходам действительно примечательна, но, ИМХО, и в России так же. Так что если у вас нет реального доступа к нефтепродуктам (пусть даже на уровне котельной или бензоколонки), то и ловить здесь нечего. Всё уже давно поделено на российской стороне.


Это все понятно: у нас один продавец, в Китае два покупателя нефти. Куда там провинциальным фирмам, вон у "Транснефти" застопорилось.  Я о другом: китайцы, совсем небогатые, толпами приезжают нефть закупать. Начинаешь обьяснять им про "котельную и бензоколонку" - обижаются, "вот мы к тебе приехали как к родному, а ты тоже "ламоза" ..." Кто-то же там в Китае за веревочку дергает. Ладно, во времена перестройки и перекройки можно было карбамида вагончик урвать для братьев, не говоря уж о рельсах б\у. Времена-то меняются, а "тонжи" нет, ну никак ...  А кроме нефти их приезжих ниначто иное сговорить бесполезно: все - "пуля дум-дум" в башке.
Как бы нам с вами, дорогие китаисты, вернуться  к дискуссии по ветке "бизнес-проекты" в "Окне .." На любой идее откатать бы модель поведения и русскую, и китайскую. Надо ж как-то обьем товарооборота наращивать, а то одному "ЮКОСу" тяжко.
Kaycheng Sasha

pnkv

  • Гость
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #45 : 19 Декабря 2004 23:29:40 »

Я фигею дорогая редакция.

Юкос купил никому не известный Байкалфинансгруп за 260 миллиардов 753 миллиона 447 тысяч 303 рубля 18 копеек. (копейки звучать особенно трогательно, значит даже копейке счет знают  ;D )

Понятно, конечно, что фирма подставная. Но возникает вопрос, а кого боимся с такими деньгами?



Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #46 : 20 Декабря 2004 02:00:16 »

Понятно, конечно, что фирма подставная. Но возникает вопрос, а кого боимся с такими деньгами?


Вариант 1

Того же, кого и Вы (и я) боитесь - у кого столько денег нет, но кто отнять может.

Вариант 2

А с чего Вы взяли, что скупка краденого - публичное мероприятие?
« Последнее редактирование: 20 Декабря 2004 02:01:48 от Sergey »
Ezzzy Rider

pnkv

  • Гость
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #47 : 20 Декабря 2004 02:24:29 »
Такие суммы отнять невозможно, только экспроприировать.  :D

У нас бедность не порок, воровство не преступление. Кого стесняться-то? Мы и не такое видывали.

Оффлайн Wind

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #48 : 22 Декабря 2004 14:29:21 »
Цитировать
http://www.gazeta.ru/2004/12/21/oa_143317.shtml

Владимир Путин заявил, что не исключает, что Китайская государственная энергетическая корпорация может принять участие в работе с активами «Юганскнефтегаза».
 
Он сообщил, что Китай не имеет отношения к аукциону по «Юганскнефтегазу», «однако между  «Газпромом» и Китайской энергетической компанией достигнуто соглашение о сотрудничестве  в сфере энергетики, и мы не исключаем, что государственная китайская энергетическая компания  примет участие в работе и этого актива, который был продан на аукционе, я имею в виду
 «Юганскнефтегаз».

И добавил, что объем, в котором будет осуществляться эта работа, решат сами партнеры.
 Из простодушного заявления президента Путина ясно, что аукцион (который, по его словам, проведен в соответствии с законом), как и прогнозировалось, проводился под «Газпром»,  который и станет конечным владельцем «Юганскнефтегаза».

pnkv

  • Гость
Re: Российская нефть и развитие ДВ региона
« Ответ #49 : 03 Февраля 2005 23:03:18 »
По какой цене Китай будет получать российскую нефть?


2 Февраля 2005


Сегодня вся российская пресса комментирует неожиданное признание министра финансов Алексея Кудрина, что кредит на покупку Юганскнефтегаза в конечном итоге дали китайцы. Это шокирующее обстоятельство дополняется следующими сведениями: "В течение пяти лет "Роснефть" будет поставлять нефть "Юганска" в Китай без прибыли. ЮКОС уже пригрозил, что вслед за российским правительством привлечет к судебной ответственности ВЭБ и китайские банки", - сообщает "Газета" 2.02.05.
В чем же тогда была "патриотическая игра" Путина во время визита в Китай, когда российский президент дезавуировал ранее заключенные Ходорковским соглашения с Китаем о поставке нефти?

17 октября 2004 г."Stringer"

"Во время визита в Китай, президент Путин поставил крест на проекте нефтепровода Ангарск-Дацин, который долго лоббировал Ходорковский. Труба пойдет не на Китай, а на Японию. Российской нефтью в этом случае смогут пользоваться и США.

С момента ареста Ходорковского китайцы ожидали подобной развязки. Договор о поставке 30 млн тонн нефти, который готовился Ходорковским в рамках строительства будущего частного трубопровода, предусматривал поставки в Китай дешевой нефти ($5 за баррель в течение 30 лет). Минэнерго был "за", иногда демонстрировал согласие и Касьянов, но в целом кабинет правительства, а также монополист трубопроводного транспорта "Транснефть", не считали проект выгодным для России с точки зрения геополитики.

Заголовки газет годичной давности гласят:
"В Пекине боятся, что арест Ходорковского сорвет строительство нефтепровода из России в Китай". Об этом пишет Berliner Zeitung.
"Дело в том, что глава нефтяной компании ЮКОС, находящийся сейчас под следствием, являлся главным защитником проекта строительства нефтепровода из Ангарска (Восточная Сибирь) в китайскую нефтяную столицу Дацин в провинции Хейлунцзян и партнером по переговорам, ведущимся в связи с этим проектом. Планировалось, что по нефтепроводу длиною в 2400 км в Китай ежегодно в 2005-2030 годах будет поступать до 30 млн. тонн нефти, потребность в которой все время увеличивается в КНР из-за высоких темпов роста экономики.

Начало строительства трассы было запланировано еще на этот год. Однако проект находился под угрозой: Япония предложила России чрезвычайно благоприятные условия финансирования, если та построит нефтепровод до Находки (Дальний Восток) так, чтобы российской нефтью могла воспользоваться не только Япония, но также Южная Корея и США.

Во время своего визита в Китай в сентябре 2003 года российский премьер-министр Михаил Касьянов заверил Пекин, что Москва будет придерживаться достигнутых договоренностей, но не предоставил никаких гарантий относительно фактической реализации проекта. Ранее китайские газеты писали, что российское правительство поддерживает государственную нефтяную компанию "Транснефть", которая выступает за строительство нефтепровода до Находки в обход Китая".

Действия Ходорковского в тот период были продиктованы уверенностью, что постоянный покупатель российской нефти США вскоре решит свои проблемы в Ираке, и на американский рынок хлынет дешевая иракская нефть. Боясь затоваривания нефтью, Ходорковский изо всех сил лоббировал соглашение с Китаем. Но мировая конъюнктура цен на нефть изменилась: нефть взметнулась в цене, США завязли в Ираке, и подобный договор стал ощутимо невыгодным для России...

"На симпозиуме, собравшем в Шанхае специалистов по ТЭК из обеих стран, китайские представители уже выказали свое полное непонимание ситуации в случае отказа России от первоначального плана строительства нефтепровода. Строительство нефтепровода - это, с финансовой точки зрения, самое крупное за последние годы, а с технологической - самое назревшее мероприятие в рамках двустороннего сотрудничества России и Китая. Отказ от него чреват политическими последствиями. "Если настолько тяжело даются проекты на двусторонней основе, то еще большие сложности могут встретиться на пути многостороннего сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)", - процитировал "Интерфакс" китайского эксперта Син Гуанчена".

Интересно, что ЮКОС не собирался сам финансировать строительство частной трубы.

3 июня 2003, 12:23 "Нефть и капитал"
"ЮКОС" не намерен финансировать строительство нефтепровода Ангарск-Дацин. М.Ходорковский
12:23. НиК. Председатель правления ОАО "НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский 2 июня заявил, что нефтепровод Ангарск-Дацин будет строиться за счет государства, а не его компании. В правительстве утверждают, что схема финансирования пока не рассматривалась.

Источник в аппарате вице-премьера Виктора Христенко, отвечающего за ТЭК, сказал, что схема финансирования проекта не может обсуждаться раньше, чем правительство утвердит технико-экономическое обоснование проекта "Ангарск-Дацин". "От ТЭО зависит точная стоимость проекта, а также схема привлечения средств и параметры обслуживания займа", - сказал чиновник.

Как сообщил вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, "ЮКОС", "Транснефть" и ВЭБ уже подписали протокол о намерениях, в котором договорились разработать схему финансирования.

"Пути финансирования и реализации протокола о намерениях находятся в стадии согласования", - говорит пресс-секретарь ВЭБа Светлана Никитина.
Эти новости удивили чиновников Белого дома. Чиновник в ближайшем окружении Касьянова сказал, что правительство на заседании в мае рассмотрело проект на Дацин пока только с точки зрения заполнения нефтепровода. Схема финансирования не обсуждалась.

"Если в игру вступит государство, то надо будет посмотреть на ТЭО под новым углом зрения и понять, как будут реализовываться принципы, на которых мы осуществляем поддержку строительства трубопроводов, в частности равного доступа компаний к трубе", - заявил чиновник.

По его словам, схем финансирования может быть несколько: долевое финансирование, о котором говорят ВЭБ, "Транснефть" и "ЮКОС", синдицированный кредит "Транснефти" или размещение ею облигаций. Как один из элементов финансирования проекта может выступать досрочно погашаемый Китаем атомный заем.

"Прорабатываются различные предложения финансирования, в том числе госгарантии, но важно, чтобы трубопровод строился за счет инвестиций участников проекта", - говорит пресс-секретарь Минфина Зубарев. Об этом сообщают "Ведомости".
Вот такие противоречия возникали по поводу строительства трубы. И незадолго до своего ареста уже и сам Ходорковский заявил, что к 2005 году труба не будет построена.
22 сентября. /Корр. РИА "Новости"/. Нефтепровод "Ангарск-Дацин" не будет построен к 2005 году, считает глава "Юкоса" Михаил Ходорковский.

"Мы планировала завершить строительство по допуску 20 млн тонн в Китае к 2005 году. Однако, сейчас есть некоторые проблемы. Не идет аукцион по Талакану", - сказал Ходорковский на втором энергетическом диалоге России и США.

Инициатива этого проекта стоимостью в 2,8 млрд принадлежала компании ЮКОС. По межправительственному соглашению, строительные работы должны были начаться в ноябре-декабре этого года. Однако в пятницу, 19 сентября, гендиректор одной из крупнейших китайских нефтяных компаний PetroChina Лю Хунбин заявил, что ЮКОС не сможет закончить строительство нефтепровода к концу 2005 года.

Согласно сообщению агентства Bloomberg, PetroChina заявила, что строительство нефтепровода через Дацин "определенно откладывается".
В "ЮКОСе", в свою очередь, заявили: "Мы ждем официального решения от правительства. У нас еще нет заключения экологической экспертизы. После их получения нам потребуется еще минимум десять месяцев, чтобы проработать вторую часть технико-экономического обоснования, содержащую детальный маршрут и чертежи".
Строительство трубопровода длиной 2 тыс 400 километров и максимальной мощностью 30 млн тонн в год должно занять два года.

Глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский (эта компания была идеологом проекта в Китай) подчеркивает, что сегодня можно строить трубопровод только в Дацин, так как в Восточной Сибири не хватает ресурсов для наполнения нефтью маршрута Ангарск-Находка, а поставки в Дацин "ЮКОС" уже готов гарантировать. Кроме того, ему должна помочь нефтью "Сибнефть", "танкисты (ТНК. - "Известия") сказали, что немного дадут", - говорит он.

Ранее, комментируя отказ Путина соблюдать договоренности Ходорковского с Китаем, комментаторы упирали на сугубо разумные экономические решения президента: дескать, Ходорковский заключил слишком невыгодный договор для России, оттого договор и был расторгнут. Цена 5 долларов за баррель - это дешево. Теперь получается, что и в Китай Россия будет поставлять нефть "бесплатно". Во всяком случае, министр финансов Кудрин не обнародовал более никакие цифры.

Невозобновляемый ресурс - нефть и в США идет также бесплатно, так как доллары сразу вывозятся назад...