Автор Тема: Японский визуально-антропологический семинар  (Прочитано 6242 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Pepe Mantani

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1076
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
Третий Московский международный фестиваль визуальной антропологии «КАМЕРА-ПОСРЕДНИК»
Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 8-13 октября 2006 г.

Японский визуально-антропологический семинар
"Иная Япония: Региональные культуры Японии"
Посвящается памяти российского востоковеда Н.А.НЕВСКОГО (1892-1937)

Москва, АНО "Японский Центр"  (Высшая школа бизнеса МГУ, Воробьевы Горы, д.1, стр.52)   
12 октября 2006 г., четверг, 11.00-20.00                                                                                 
Вход свободный  (Количество мест  70)                                       

        12 октября 2006 г. (11.00-20.00)  в АНО "Японский центр"  (Высшая школа бизнеса МГУ) проводится Японский визуально-антропологический семинар "Региональные культуры Японии". Этот семинар впервые за пределами Японии предлагает панораму ее уже исчезнувших или исчезающих традиционных региональных культур - с северо-востока до юго-запада Японии: айнов Хоккайдо, центрального Хонсю (преф. Нагано), южной Окинавы (о-ва Мияко и Яэяма). Будут показаны фильмы документалистов и этнографов из Японии (в том числе, с Окинавы), Франции и России.
     Семинар открывается  японским фильмом  «Айны: прошлое и настоящее»  (Япония, 2006), основанным на уникальных архивных материалах английского исследователя Н.Г.Мунро 70-летней давности. Авторы предоставили свой фильм  для проведения его мировой премьеры.  На семинаре можно увидеть фильм «Омбасира - празднество Священного столпа в Сува» (Япония, 1998), красочно рассказывающий о грандиозном ритуальном действе. Целый блок семинара посвящен культуре островов Мияко и Яэяма (южная Окинава), с которыми у России исторически имеются культурные связи (исследования Н.А.Невского 20-х годов XX в.). Впервые российский зритель сможет увидеть четыре фильма и воочию познакомиться с замечательной традиционной культурой этого региона, малоизвестной на Западе и даже в самой Японии.   Фильмы «Айны: прошлое и настоящее», «Нанамуи  - святилище «Семь священных рощ» (часть 1): Песни для богов» и «Традиции и перемены: обряды островов Яэяма (Окинава, Япония)» будут представлены их авторами.     
     Семинар обещает стать заметным событием культурной и научной жизни Москвы. На его открытие будут присутствовать известные российские и зарубежные деятели науки и культуры, японские дипломаты, российская и иностранная пресса.  Японский семинар "Иная Япония: Региональные культуры Японии" призван способствовать популяризации японской культуры в России и укреплению взаимопонимания между гражданами двух стран.     

ПРОГРАММА СЕМИНАРА
1. «Айны: прошлое и настоящее»  (Япония, 2006) (115 мин.)
реж. Дзюнко УТИДА и Юки СУДЗУКИ,  продюсеры Кадзуо ОКАДА и Дзюнко УТИДА

2. «Омбасира - празднество Священного столпа в Сува» (Япония, 1998) (60 мин.)
реж. Минао КИТАМУРА

3. «Острова. Времена изобилия  - Душа и культура островов Мияко - » (Япония, 1996) (30 мин.)    реж. Мицухиро СИНДЗАТО

4. «Нанамуи  - святилище «Семь священных рощ» (часть 1): песни для богов»  (Япония,  2003) (79 мин.)               реж. Тоёмицу ХИГА
 
5. «Сохраняя традиции: Обряды островов Яэяма (Окинава, Япония)»
реж. Антонио Геррейро (Франция, 1997) (26 мин.)

6. «Ангама с острова Исигаки (Окинава)» (Россия,  2006) (40 мин.)
реж. Евгений Бакшеев
*    *    *
Для участия в подготовке и проведения семинара ПРИГЛАШАЮТСЯ ДОБРОВОЛЬЦЫ со знанием японского, английского или французского языков, навыками организаторской работы, общения со СМИ, владения компьютером, оргтехникой и аудиовизуальной аппаратурой, с желанием поучаствовать в интересном и полезном деле. Мы также рады ПАРТНЕРАМ и СПОНСОРАМ.
*    *    *
Координатор Японского семинара Е.С.Бакшеев (с.н.с. Российского института культурологи, стажер Университета Рюкю, Окинава).                        Контактный адрес:              [email protected]

ФИЛЬМЫ И АВТОРЫ
Японского визуально-антропологического семинара
"Иная Япония: Региональные культуры Японии"


1. «Айны: прошлое и настоящее»  (Япония, 2006) (115 мин.)
Режиссеры Дзюнко УТИДА и Юки СУДЗУКИ, продюсеры Кадзуо ОКАДА и Дзюнко УТИДА
Краткая аннотация фильма:
Врач из Шотландии Нейл Г. Мунро (1863-1942) провел длительное этнографическое исследование айнов и снял несколько их обрядов в Нибутани (о.Хоккайдо). Его фильм «Иомантэ» («Проводы» медведя ») был снят в декабре 1930 г. двумя 35-мм камерами «Эймо» и смонтирован на 16-мм пленке с титрами. Это был единственный фильм, который он успел закончить и отправить в Королевский антропологический институт в Лондоне. После его смерти в Японии и Великобритании было смонтировано несколько версий отснятого им материала; была также издана его книга «Айны – верования и культы» (Munro N.G. Ainu. Creed and Cult. NY, 1963). В итоге, 75-летние интенсивные исследования материалов, снятых Мунро ,  вылились в видеодокумент «Айны: прошлое и настоящее», который прослеживает судьбу фильма Мунро и самих айнов

Творческая биография:
Д-р наук Дзюнко УТИДА – этномузыковед, закончила Токийский университет искусств. Работает в Государственном историческом музее Японии (Рэкихаку).
Юки СУДЗУКИ изучала биологию в Университете Отяномидзу (Токио). Работает режиссером в «Токио синема Инк.». Несколько ее видеофильмов по биологии и телевизионных  фильмов награждены различными премиями.

Кадзуо ОКАДА (кинокомпания Tokyo Cinema Inc.) окончил ВГИК (класс М.Ромма). Известный деятель документального кино Японии.

Фильмография Кадзуо Окада:
 1978 «Обряд идзайхо  острова Кудака (Окинава)»
1979 «Праздник вееров в Нати»
1981 «Ряженые маюн-ганаси из деревни Кабира (о.Исигаки, Окинава)» (показан на 2-м ММФВА-2004)
1978 «Обряды святилища Увасэ»


2. «Омбасира - празднество Священного столпа в Сува» (Япония, 1998) (60 мин.)
Режиссер  Минао КИТАМУРА
Краткая аннотация фильма:
Грандиозное празднество Священного столпа (Омбасира) издавна проводилось в Сува (префектура Нагано, о.Хонсю) один раз в шесть лет (в год Тигра или Обезьяны). Это празднество разворачивается вокруг священных деревьев; их валят, спускают с гор вниз в деревни, а затем почитают как богов. Празднество состоит из множества обрядов, таких как  Ки-отоси («Спуск дерева с горы»), Кава-госи («Переправа»), Татэ-омбасира («Подъем Священного столпа»). Фильм полностью воспроизводит  празднество Омбасира  в Сува 1992 года. Это самый большой обряд  подъема священного столпа в мире; в фильме приводятся также сходные примеры из Непала, Тибета и Индии.

Творческая биография:
Минао КИТАМУРА - один из самых известных документалистов Японии.
1942  Родился в городе Ина, префектура Нагано, Япония
1964  Закончил Университет Васэда

 Фильмография Минао КИТАМУРА:
1966 «Ритуал идзайхо : Кудака (Окинава) - остров жриц-богинь - »
1982 «Жизнь Будды – по историческим маршрутам и местам Индии и Непала - »
1985 «Мужчины под духовной защитой женщин:  Один год жизни на острове Кудака»
 «Говорящие с духами (Тайвань, Корея, Бали, Окинава)»
        «Почему у нас есть обычай перетягивания каната? – Верования Японии и Азии - »
         «Почему мы пользуемся солью для ритуального очищения? – Верования Японии и Азии -  »
1987 «Огонь и ветер: Морские кочевники моря Сулу (племя самаль, Филиппины)»
1988 «Это Джомолунгма – Прямой репортаж с вершины Джомолунгмы - »
         «Экспедиция на неизведанный дальний Восток Китая: по следам секретного путешествия японского агента Кадзуми Нисикава из Монголии в Тибет длиной 6000 км»
1990 «Великие Гималаи – Природа и люди пяти горных стран - »
1991 «Южно-западный Шелковый Путь Китая:  неизвестный маршрут в Древнюю Индию»
         «Шаманский обряд бёльсин кут: Шаманки мудан восточного побережья Кореи»
1992 «Ханамацури («Праздник цветов») - День рождения  Будды Шакьямуни в Цуки, Тоэй-тё, префектура Айти»
1994 «Ускользающая река Тибета: по Ярлунг Цангпо (Брахмапутра) к истокам легенд и верований»
1995 «Мир первобытной Индии»
1999 «Побережье Джомолунгмы: Экспедиция в поисках морских раковин на вершине мира»
2000 «Святилище цветов и трав: традиционная медицина Тибета»
2001 «Пэкту, священная гора Северной Кореи»
          «Культ сюгэндо :  Аки-но минэ – осеннее ритуальное восхождение на гору Хагуро»
2005 «Формы Ритуала: бронзовые барабаны»
         «Звуки Ритуала: Китай, Вьетнам, Индонезия»


3. «Острова. Времена изобилия  - Душа и культура островов Мияко - » (Япония, 1996) (30 мин.)   
Режиссер Мицухиро СИНДЗАТО
Краткая аннотация фильма:
Фильм, снятый в середине 90-х годов, рассказывает о традиционных обычаях и обрядах островов Мияко (Окинава), многие из которых уже сейчас исчезли. Особое внимание уделено ежегодным обрядам испрашивания у божеств местных святилищ богатого урожая, изобилия, счастья  и процветания.

Творческая биография:
Мицухиро СИНДЗАТО родился в 1961 г. на о. Мияко (Окинава). С 1988 г. работает на местном телевидении; основная тема его репортажей и программ - традиционная культура островов Мияко. Снял ряд документальных фильмов об обычаях и обрядах этих островов, получивших признание и удостоенных премий. Фильм «Острова. Времена изобилия  - Душа и культура островов Мияко - » награжден главной премией конкурса NHK среди программ для кабельного телевидения в 1997 г.

4. «Нанамуи  - святилище «Семь священных рощ» (часть 1): Песни для богов»  (Япония,  2003) (79 мин.)
Режиссер Тоёмицу ХИГА
Краткая аннотация фильма:
Каждый год более 40 обрядов проводится в святилище Ухарудзу утаки в  поселка Нисихара (о.Мияко, Окинава). Жрицы Нанамуи  (Семи священных рощ=святилищ; так же называют Ухарудзу утаки) увлекают оператора в святилище, и он становится свидетелем удивительных песен и танцев. Эти жрицы – не только женщины и матери, но и воплощение божеств-охранителей поселка. Они исполняют священные песни, излучая теплоту и силу.

Творческая биография:
Тоёмицу ХИГА родился в 1950 г. на о.Окинава, фотохудожник. Автор нескольких фотоальбомов; в Японии провел более 15 фотовыставок и видеопоказов; участник кинофестивалей. Создал фото- и видеоверсии  обрядов в Нанамуи  - святилище «Семь священных рощ» поселка Нисихара (о.Мияко, Окинава) .

Фильмография:
«Нанамуи  - святилище «Семь священных рощ»: (часть 1): Песни для богов» (2003, 79 мин.)
«Нанамуи  - святилище «Семь священных рощ» (часть 2): Обряды для богов» (2003, 79 мин.)
«Рассказы о войне на окинавском диалекте (сима кутуба)» (6 частей) (2003, 360  мин.).


5. «Сохраняя традиции: Обряды островов Яэяма (Окинава, Япония)» «(Франция, 1997) (26 мин.)
Режиссер Антонио Геррейро
Краткая аннотация фильма:
Архипелаг Яэяма, входящий состав островов Южных Рюкю (Окинава), сохранил богатое культурное наследство. Оно основывается на устных традициях и представлениях во время празднеств и обрядов аграрного цикла. Эти обряды были сняты автором в деревне Сонаи на о.Ириомотэ и в деревне Мияра на о.Исигаки.
В деревне Сонаи (о.Ириомотэ) в июле на Празднике урожая (пуури ё) аграрным божествам подносят угощения. Исполняются песни и танцы.
Там же, в августе в течение трех дней Праздника усопших (на местном диалекте, соору) подносят угощения предкам и новоумершим всех домов деревни. Ночью  группа молодых людей в масках (ангама), представляющих предков, танцуя, идет от одного дома к другому. Потом совершаются поминальные обряды, например, в 25-летнюю годовщину смерти.           
В деревне Мияра (о.Исигаки) на следующий день после Праздника усопших жители проводят обряд очищения деревни  от духов покойников и предков.

Творческая биография:
Антонио Геррейро родился в 1953 г. в Париже. Доктор наук (культурная и социальная антропология). Проводил полевые исследования в Индонезии, Малайзии и Японии (Окинава). Старший научный сотрудник Института ЮВА (Марсель). Автор нескольких фильмов.

6. «Ангама с острова Исигаки (Окинава)» (Россия,  2006) (40 мин.)
Режиссер Евгений Бакшеев
Краткая аннотация фильма:
Исследовательский материал (снято в августе 2005 г.) традиционных обрядов, красочных танцев и песен ангама (яп. аноё-хито – «люди Того мира») в Праздник усопших (о-Бон) острова Исигаки (Окинава). Каждый год в августе в течение трех дней (в середине 7-го месяца по лунному календарю) «предки» - посланцы Иного мира - «праотец» Усумай и «праматерь» Унмии со своими «детьми» (группой певцов-танцоров) обходят дома. Они совершают поминальный обряд (в пародийном стиле), исполняют на местном диалекте комические диалоги и танец нэмбуцу-одори в честь предков семьи в сопровождении песен и музыки. «Праотец» Усумай и «праматерь» Унмии в деревянных масках - аналог Окина (Старец) и Омина (Старица), персонажей традиционных японских представлений; комические сценки ангама, вероятно, испытали влияние японского фарса кёгэн.

Творческая биография:
Е.Бакшеев окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Кандидат культурологии, старший научный сотрудник Сектора экранной культуры и новых технологий коммуникации Российского института культурологии. Стажировался в Международном научном центре японских исследований (Нитибункэн) в Киото, в университетах Окинавы. Изучает этнографию и культурную антропологию Японии и Окинавы,  в течение нескольких лет проводит полевые исследования на островах Мияко и Яэяма (Окинава) с использованием фото и видеосъемки. Запечатлел редкие обряды этих островов; создает базу данных фото святилищ островов Мияко. В сотрудничестве с японскими учеными и исследователями с Окинавы изучает наследие Н.А.Невского.
С конца 1980-х использует кино- и видеоматериалы для популяризации японской культуры. В 1999 г. создал  и являлся Президентом Клуба Японской культуры «КАГЭ» («Свет/Тень=Светотень») при Московском музее кино, в котором демонстрировались документальные фильмы о культуре Японии. Ведущий и автор рубрик «Окно на Окинаву» (http://russia-japan.nm.ru/baksheev02.htm) и «КОКОРО - духовная культура Японии» (http://russia-japan.nm/ru/baksheev04.htm) на сайте Общества «Россия-Япония». Организатор и соавтор (с Тоёмицу ХИГА) проекта «Россия и Окинава» (фотовыставка «Два взгляда на народную культуру Окинавы – российского исследователя и японского фотохудожника», Киото, 2006).
Принимал участие в подготовке 2-го и 3-го Московских международных фестивалей визуальной антропологии (ММФВА) На 2-м ММФВА (2004) переводил закадровый текст и комментировал японский фильм «Божества маюнганаси с о.Исигаки (Окинава)» (реж.К.Окада). Организатор и координатор Японского семинара «Иная Япония: Региональные культуры Японии» на 3-м ММФВА.

*    *    *
Координатор Японского семинара Е.С.Бакшеев (с.н.с. Российского института культурологии, стажер Университета Рюкю, Окинава).                        Контактный адрес:              [email protected]


вагон взят на социалистическую сохранность ударной бригадой коммунистического труда
車輌は優勝の共産主義労働作業班が社会主義的の様に維持されています