Попался мне в руки древний учебник 1954 года выпуска. Там есть забавная статья
АНТИНАУЧНЫЕ ТЕОРИИ H. Я. МАРРА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ О КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ.
полностью разместил ее на
http://www.hanzi.ru/index.php?zi=pubib/pb003.htmlЗдесь даю текст без сносок :
По целому ряду рассмотренных выше вопросов в советском китаеведении долгое время имели хождение различные антинаучные воззрения, пущенные в оборот Н. Я. Марром и его последователями, которые позаимствовали у зарубежных буржуазных языковедов множество превратных представлений о китайском языке.
Многие западные китаеведы, в отличие от русских, изучали китайский язык преимущественно по книгам. При этом они отдавали предпочтение книгам древним. В современном же тексте они за иероглифами часто не видели живых двусложных и многосложных слов и составили себе представление о китайском взыке в целом, как языке моносиллабическом, языке, в котором все слова односложны. Смешивая слово и иероглиф, они говорили о бедности словарного состава китайского языка, в котором, якобы, слов столько же, сколько иероглифов, т. е. не более сорока тысяч против сотен тысяч слов, имеющихся в любом европейском языке. Исходя из той же мнимой односложности слова, они утверждали, что китайское слово аморфно, т. е. лишено формы. При этом слово "форма" они зачастую неправомерно понимали слишком узко - как способность слова изменять свою форму для выражения связи с другими словами в предложении. Отсюда вытекало утверждение об отсутствии в китайском языке морфологии, а значит-де - и частей речи, которые, якобы, выделяются в языке только способностью по-разному изменять свою форму.
После этого нужно было уже очень немного, чтобы договориться до утверждения, что в китайском языке отсутствует грамматика, а отсутствие частей речи, якобы, свидетельствует об отсталости мышления китайцев. Ошибки, первоначально порождённые ненаучным подходом к языку, затем в угоду правящим классам капиталистических стран искусственно закрепляются и усугубляются в буржуазном языкознании, служа идеологическим обоснованием агрессивных устремлений империалистических хищников.
Тезис о моносиллабизме и аморфности китайского слова и вытекающем отсюда отсутствии в китайском языке частей речи (диффузность слова) был полностью принят и Н. Я. Марром, который, строя свою пресловутую теорию стадиальности, на этом основании относил китайский язык к наиболее архаичным и наименее развитым языкам мира.
Ошибочное представление об архаичности китайского языка, навеянное работами буржуазных языковедов и порочной марровской теорией, сказалось и в работах советских китаистов. Одни из них отстаивали тезис об односложности и аморфности китайского слова и ставили знак равенства между словом и иероглифом. Другие, следуя Н. Я. Марру и И. И. Мещанинову, настаивали на обязательности морфологического выявления частей речи вне предложения и утверждали, что даже в современном китайском языке сохранились недифференцированные части речи. Третьи, рассматривая категории слов китайского языка, пытались опереться на идеалистическую теорию И. И. Мещанинова о "понятийных категориях", понимая под этим термином категории слов, существующие в языке, но, якобы, лишённые грамматических различий; при этом в китайском языке разыскивались даже такие слова, которые были, якобы, лишены не только грамматических признаков, но даже смысловой определённости ("диффузные" слова).
В своём труде "Марксизм и вопросы языкознания" товарищ И. В. Сталин не оставил камня на камне от антинаучных измышлений Н. Я. Марра и его последователей и вооружил советских языковедов подлинно марксистским методом исследования отдельных языков.
————————————
Не слишком предвзятую биографию самого Марра нашел здесь
http://www.peoples.ru/science/linguist/marr/В основном все рассуждения о Марре и его теории крутятся вокруг семитских и кавказских языков, а китайский не упоминается. Может кто в курсе о влиянии марризма на китайское языкознание в те времена?