Выношу на обсуждение тему которую просто показать и дать возможность прочувствовать, нежели объяснить. Однако предлагаю "разобрать" для начала этот принцип.
Цитируя текст воспроизведенный по изданию: Москва, 1999 год. Обата Тосисиро "Айкидзюцу самураев". ( В сборнике "Айкидзюцу и Айкидо").
... В качестве примера движений Айки-дзюцу я выбрал Сихо-нагэ, поскольку эта техника произошла непосредственно от "Ёрои Кактю Кумиути" - техники захватов для воина в доспехах. Мне кажется, в таком аспекте описание более понятно. Например, самурай, потерявший меч в бою, не будет пытаться атаковать своего вооруженного противника, нанося удары по его доспехам (что очевидно), и не будет бросаться ему под ноги, подставляя шею под удар. Скорее, он захватит руки противника, не давая ему применить оружие, и, контролируя его запястье, попробует бросить его на землю с помощью Сихо-нагэ (буквально - броска на четыре стороны).
Движения в этой технике одни и те же, как для невооруженного, так и для вооруженного ножом или мечом противника. Надо уклониться от атаки, выбрав правильное время реагирования, а затем, используя силу противника и добавив к ней собственную силу, использовать результирующую энергию, чтобы победить его. Конечно, это теоретическая концепция. Фактически же правильный бросок складывается из точной реакции, правильного перемещения и эффективного болевого замка запястья. Поскольку правильно выполненный замок дает очень сильные болевые ощущения, Сихо-нагэ можно успешно использовать против более высокого, более тяжелого и/или более сильного противника.
Сихо-нагэ можно использовать против любого типа нападения. С помощью этой надежной и эффективной техники или одного из ее вариантов (например, Сихо-нагэ Кусуси, когда противника бросают вперед или вбок) можно защититься от ударов спереди или сбоку, захватов и других атак в разных вариантах.
Однако необходимо предупреждение. Поскольку в Сихо-нагэ вы бросаете партнера на спину, для всех, кроме наиболее подготовленных, будет сложно правильно выполнить падение, поэтому при несоблюдении мер предосторожности возможны травмы. Тренируйтесь, но принимайте меры, чтобы тренироваться безопасно!
Техника
Сихо-нагэ
Хотя название этого приема показывает возможность ее выполнения в любом из четырех разных направлений ("Си" по-японски - четыре, "Хо" - направление, "Нагэ" - бросок), в действительности он может быть выполнен в любом направлении и его возможности почти не ограничены. Это исключительно эффективный бросок, в котором противника с силой кидают на пол спиной вниз. Поэтому, чтобы избежать ненужных травм, при его отработке следует соблюдать осторожность.
В варианте Сихо-нагэ Кудзуси противника бросают вперед или в сторону с разворотом наружу или внутрь.
Сихо-нагэ - это эффективный боевой прием, известный с древних времен. Он был разработан для вооруженных самураев и предусматривал применение на поле боя, поэтому движения должны быть сильными и не походить на балетные шаги. Для успешного выполнения этого приема необходимы скорость, сила и точность.
Вы стоите лицом к лицу с противником, который явно собирается атаковать вас ножом.
В момент удара развернитесь на правой ноге и заведите левую ногу назад, одновременно блокируя атакующую руку своей левой рукой. Блок, который выполняется одновременно с ударом по лицу противника, заставит его потерять равновесие.
С этого момента вы можете использовать силу движения противника. Добавив к ней свою силу, захватите его кисть и начните поднимать ее перед собой.
Скользящим движением выведите левую ногу по прямой линии вперед и поднимите руку противника, как бы замахиваясь для удара мечом.
Продолжайте поднимать его руку; затем, развернувшись на носках, протяните его руку через свое левое плечо и начните с силой вести ее вниз.
Продолжая двигать его руку вниз, закрутите его кисть и начните перемещать свой вес вперед.
Бросьте противника за счет толчка вперед и вниз, при этом слегка согните колено. В реальной ситуации в момент броска немножко потяните его руку, тогда он приземлится довольно жестко и получит серьезную травму.
Описание техники сложно для европейского сознания привыкшего, по крайней мере старшее поколение, мыслить конкретными штампами. Образность в преподавании прослеживается везде, бросок на четыре стороны, прекрасно... на одном из семинаров проходивших в Пекине, задал этот вопрос уважаемому Сенсею, не буду говорить кому - но точно национальности родоначальников этого стиля, удовлетворительно ответа не получил, ответили просто - не знаю, потому как таким вопросом не задавлся за все время занятий...
Может конечно так и надо, но... нет покоя начиная с этого вопроса, а тут еще принцип....