Поднебесная über alles
Нечасто у меня возникает желание писать рецензии, пусть даже краткие, на просмотренные фильмы. Однако в этот раз, то ли из-за просмотра картины на большом экране, а не в тесноте домашнего DVD, то ли из-за смешанных чувств, которые вызвал фильм, я решил вернуться к своим мыслям возникавшим во время сеанса и попытаться понять, что же в этом фильме я увидел.
Ах, да, о каком фильме речь? О картине «Герой», снятой знаменитым режиссером Zhang Yi Mou, которая с большой рекламной помпой, недавно вышла на экраны.
После первого же просмотра, у меня возникло устойчивое ощущение, что фильм является большим политическим заказом, или, по меньшей мере, что режиссер его создавший, вдруг резко почуял, куда дует ветер с политического олимпа.
Почему же, - спросит читатель, у тебя возникло такое ощущение?
Не вдаваясь в подробности сюжета, чтобы не портить впечатление от развития сюжета фильм не просмотревшим (хотя, по совести, портить особенно нечего, даже если привести здесь весь сценарий), стоит, как мне кажется, остановиться на основной идее фильма.
Так вот, основная идея фильма, в красивой манере заявляет, что любые зверства, любые подлости, мерзости и коварства, хороши, если они идут на единение страны. И что каждый гражданин, какой бы продвинутый в интеллектуальном, моральном или физическом планах он не был, должен отдать свою жизнь во власть тому, кто эти бесчинства, во имя единения страны, творит.
После этого абзаца, неизбежно все же поведать часть синопсиса фильма. Вкратце: несколько убийц (не буду давать точную цифру, потому что не понятно, включать ли в их число молодую прислужницу Ru Yue, которую играет Zhang Zi Yi и погибшего первым Chang Kong, роль которого выполняет Donnie Yen) собираются убить тирана земли китайской, князя царства Цин. Этот самый тиран, правдой и неправдой, силой и хитростью побеждает и уничтожает другие царства периода Воюющих Царств (действие происходит примерно в 220 году до н.э.), объединяя таким образом, в первый раз за всю историю, китайскую империю. После долгих попыток, один из убийц, чью семью вырезали воины этого князя, находится в 10 шагах от него, с мечом в руке и....., оставляет его в живых, правда прочтя перед этим лекцию том, что он оставляет князя в живых, и что он, князь, может и дальше убивать, но чтобы помнил, что убивает не просто так, а во имя высшей цели – создания Поднебесной Империи.
Не останавливаясь на моральных аспектах, хочется удивиться тому, что такой фильм снят одним из самых известных режиссеров, в чем ему помогали известные операторы и сценаристы, а самое главное, что в нем участвовали пожалуй самые знаменитые актеры «большого Китая» - Jet Li, Maggie Chang, Tonny Leung, Donnie Yen, Zhang Zi Yi и Jiang Wen. Почему же этому надо удивляться? Потому, что сценарий в фильме весьма плоский и абсолютно неправдоподобный, полностью принесенный в жертву политическому сообщению, которое надо было в столь развлекательной форме (дух времени), донести до масс. И именно по этому, удивление вызывает тот факт, что Zhang Yi Mou за него вообще взялся. А что касается актеров, их роли там настолько плоски и кратки, настолько бедны содержанием (за исключением, пожалуй, роли самого князя-тирана), что не понятно, как они могли заинтересовать столь знаменитых и несомненно талантливых актеров? Если за этим не стояли большие не только деньги, но еще и политические дивиденды.
К чести режиссера, надо добавить, что он постарался сделать все что возможно, чтобы из столь убогого сценария сделать фильм-конфетку. В фильме много прелестных, в кинематографическом плане, сцен, плюс шикарная фотография и довольно неплохой саундтрак (написан тем же композитором, что писал музыку для Crouching Tiger, Hidden Dragon). Выбору планов и постановке боевых сцен можно только аплодировать, а некоторыми видами природы можно любоваться даже если бы на их фоне ничего не происходило.
Однако, в критику режиссеру надо добавить, что он сам участвовал с создании этого сценария.
Опять же, хочется похвалить выбор цветов и показ многих красивостей про Китай, но тут же поругать за то, что сделано это как-то слишком лубочно и явно с расчетом на Hollywood и, как явно мечтает весь Китай, на Оскара.
Ну и напоследок несколько советов: фильм безусловно стоит посмотреть, причем на широком экране. Потому что в телевизоре потеряется то единственное, что стоит потраченного на него времени – виды и сценическая фотография. Но, тем кто в Китае не был, ни в коем случае не надо думать, что что-либо из показанного в фильме, будь то природа, люди, боевые искусства, манеры, и т.д. и т.п. до сих существуют в современном Китае. Тем же, кто заинтересуется историей первого императора Китая, очень рекомендую исторически гораздо более достоверный фильм – “The Emperor and the Assassin”, в котором, кстати, снялась знаменитейшая Gong Li, а режиссировал не менее знаменитый Chen Kai Ge. После просмотра фильма “The Emperor and the Assassin”, можете заглянуть в словарь китайских пословиц, чтобы узнать как в китайском языке появилось выражение – 图穷匕见.